Краткосрочный творческий проект «Воспитание сказкой» по русской народной сказке «Лиса и журавль».

Рыбакова Раиса Александровна
Краткосрочный творческий проект 
«Воспитание сказкой» по русской народной сказке «Лиса и журавль».
ГБДОУ №31,подготовительная к школе группа № 6 компенсирующей направленности, воспитатель Рыбакова Р.А.
Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который учит детей думать, оценивать поступки и действия героев, помогает понять мир человеческих взаимоотношений, тренирует память, внимание, развивает речь. Нетрадиционные формы работы со сказками научат ребенка оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.
 
Одно из самых любимых занятий дошкольника – игра. Ребенок большую часть дня играет. Игра, также необходима в жизни детей, она развивает мыслительные способности ребенка, он накапливает знания об окружающем мире. Поэтому, объединив игру и сказку, мы получим универсальную схему, которая поможет всесторонне развивать детей, ведь возможности сказки безграничны. 
 
Благодаря нетрадиционным методам работы со сказкой, дошкольники поймут, что  всю ситуацию в этой сказке задает лиса. Очевидно, цель у лисы была  одна – поиздеваться над журавлем, над его длинным клювом. Лиса в этой сказке несет черты многих сказочных лис – хитрая, изворотливая, бессовестная, циничная. В пределах сказки дети  поймут и одобрят журавля, проучившего свою обидчицу. Но не всегда нужно поступать так! В пределах истории лисы и журавля ответная месть журавля лисе была исполнена в том же ключе, что и поступок лисы – обидчицы. Никто серьезно не пострадал, все остались при своих интересах. Конфликт лисы с журавлем уникален тем, что он, в отличие от раздоров в песочницах, житейских кухонных скандалов и мировых войн, не разросся, в него не были вовлечены посторонние силы.  Ведь обиженный журавль мог слетать за журавлиной стаей и, чем это могло закончиться…? Сюжет сказки основан на выяснении отношений обидчика и жертвы, причем обидчика, который сам становится таковым (то есть обидчиком). Лиса и журавль посчитали себя друзьями, поиздевались друг над другом, «друзья» получили удовольствие от беспомощности друг друга, а какая-то загадочная дружба птицы и зверя, у которых вообще практически ничего общего нет, так ни чем и не закончилась.
 
С одной стороны, сказка «Лиса и журавль» входит в ряд сказок, где все изначально основывается не просто, чего нет и быть не может, а на том, из чего невозможно выстроить хоть столько - ни будь стройный сюжет. С другой стороны, эта сказка - настоящая басня, где сюжет приобретает отчетливый смысл только в отношении сформулированной сентенции – «как аукнется - так и откликнется».
 
Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершает огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. В стране выросло новое поколение, которое слушает сказку с позиции ХХ1 века, века сверхвысоких технологий, изменивших жизнь людей. Обращение к русской народной сказке может стать первой ступенькой в воспитании патриотизма, в возрождении русской традиции семейного чтения и обсуждения прочитанного, в поддержании живой связи поколений.
 
Мы привыкли к давно известным логически завершенным концам сказок, изменяя конец сказки, можно направить внимание ребенка в нужное русло.
Актуальность проекта: Сказка эффективный способ воспитательно - образовательной работы с детьми. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет,  помогает понять мир человеческих взаимоотношений, Возрождение традиций семейного чтения.
Цель: Используя нетрадиционные формы работы со сказками научить детей и их родителей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать его, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.
.  
Задачи. 
1. Коррекционно–образовательные: Дать детям представление о причинах ссор между детьми и людьми.  Учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства. Формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли. Совершенствовать связную речь. Формировать грамматический строй речи. Закреплять счетные навыки.
2. Коррекционно–развивающие: Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, логическое мышление и память. Развивать выдержку и быстроту реакции. Развивать способности осмыслить события сказки через установление причинно-следственных связей между свойствами характера людей и их поступков. Развивать дыхание, умение узнавать и воспроизводить различные звукоподражания. Развивать интонационную выразительность речи путем проведения инсценировки знакомой сказки и проведение мини-спектакля.
3. Коррекционно–воспитательные: Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту. Формировать умение согласовывать свои действия при проведении коллективной инсценировки, соблюдать очередность в коллективном совместном пересказе. Вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, умение слушать ответы других детей, не перебивать говорящих). Стимулировать развитие творческой индивидуальности детей. Способствовать воспитанию у детей бережности, уступчивости, доброты и щедрости. Помогать детям, осознавать, необходимость сдерживать свою жадность и преодолевать упрямство.
 
Структура проекта:
По составу участников – групповой (дети подготовительной  группы компенсирующей направленности, родители,  воспитатель).
По срокам проведения: 3 недели (с 1-21 февраля 2016 года).
По характеру: поисково-творческий, практико-ориентированный. 
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая деятельность, конструирование из разного материала, изобразительная деятельность (использование нетрадиционных техник рисования), музыкальная деятельность, двигательная деятельность). 
 
Проблема: В условиях западнизации наблюдается сведение к минимуму традиций русского  народа и его обычаев.
 
Предполагаемый результат: У детей сформируются представления об общечеловеческих ценностях, человеческих взаимоотношениях, о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека. В ходе реализации проекта у детей разовьется самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию, языковое чутье (выбор самого точного выразительного слова).
Этапы работы: 
Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. 
Обсуждение проекта с родителями, детьми. Составление плана-схемы проекта. 
Сбор информации, литературы, дополнительного материала. 
Работа по плану с детьми, родителями.
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата. 
 
 
Пути реализации проекта.
 
1.Пополнение содержания книжного уголка сказками: «Лиса и журавль» с иллюстрациями разных художников. 
2.Организация выставки  совместных поделок, рисунков, книжек – самоделок.
3.Изготовление декораций к сказке, костюмов сказочных героев, атрибутов. 
4.Пополнение музея «В гостях у сказки», музея «Книги – театры».
5.Проведение викторин, вечернего досуга, мини-спектакля, конкурса сказителей.
6.Совместная деятельность  педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию, по социально-коммуникативному развитию, по речевому развитию, по физическому развитию, по познавательному развитию (с участием родителей).
 
Содержание работы с детьми. 
1.Беседа «В чем смысл сказки «Лиса и журавль».
2.Использование  творческих  методов: коллаж из сказок, спасательные ситуации в сказках, сказка продолжается, сказка по – новому, моделирование сказок.
3.Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. 
4.Разучивание присказок, поговорок, пословиц. 
5.Коллективный пересказ сказки (используя зрительный ряд), драматизация, мини-спектакль. 
6.Рассказывание сказок собственного сочинения. Конкурс сказителей.
7.Иллюстрирование  сказок собственного сочинения. 
8.Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями. 
9.Рассматривание иллюстраций к сказкам разных художников.
10.Загадки о героях сказки. 
11.Викторины по сказке. 
12.Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
13.Досуг «Путешествие в сказку».
14.Чтение детьми сказки по слогам. 
15.Моделирование сказки.
16. Книгоиздательство.
 
Содержание работы с родителями. 
1.Беседа с родителями «Знакомство с проектом». 
2.Консультация для родителей «Развитие мышления и воображения».
3.Рекомендации для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, изготовление книжек – самоделок, работа со сказкой по универсальной схеме). 
4.Чтение сказок детям дома. Придумывание  с детьми продолжений сказки  «Как лиса с журавлем помирились».
5.Помощь в пополнении книжного уголка сказками; в создании мини – музея «В гостях у сказки», музея «Книги-театры».
6.Пошив костюма лисы и журавля (маски).
7.Заучивание дома с детьми стихов, пословиц, поговорок, загадок.
 
Продукты проекта:
для детей: 
Пластилинография  «Лиса», «Журавль»; сюжетное рисование и коллективная аппликация «Лиса и журавль» (волшебные комочки). Новые знания и впечатления от содержательно проведённого вместе с родителями время: викторины «В гостях у сказки», «Путешествие по сказкам»; досуг «Любимые сказки», мини- спектакль для родителей, конкурс сказителей, книгоиздадельство; музей «Книги - театры». Моделирование сказки, пантомима, артикуляционная гимнастика.
 
для педагога:
Оформление тематического альбома « Герои наших любимых сказок». Картотеки пословиц, поговорок, загадок. Мультимедийные презентации, конспекты совместной деятельности по речевому, познавательному, социально-коммуникативному, по художественно-эстетическому развитию. Организация выставок детских  и совместных с родителями работ. 
 
для родителей:
содержательно проведённые с ребёнком выходные дни, новые впечатления и уровень педагогической компетенции, совместная деятельность по изготовлению рисунков, поделок. Участие в выставках, викторинах, досуге, театрализованной игре.  Пошив костюмов, заучивание с детьми стихов, пословиц, поговорок. Пополнение мини-музея «Книги-театры» книгами.
 
 
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам;
-закрепление умения применять свои знания в беседах, связных высказываниях;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы;
- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
-создание музея «Книги - театры».
-показ мини-спектакля для родителей.
-участие в викторинах, досуге, конкурсе сказителей.
 
для педагога:
- оформление тематического альбома « Герои наших любимых сказок»;
-составление картотеки с речевым материалом (пословицы, поговорки и загадки о сказках и сказочных героях);
-разработка серии конспектов; 
-изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
-разработка методических рекомендации для воспитателей и родителей;
- оформление проекта.
 
для родителей:
-содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
- активное участие родителей в жизни детского сада и группы в проведении викторин, досугов, театрализованных игр;
-пополнение сказочными вещами «Музея сказок»;
-создание музея «Книги - театр»; 
- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ