Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи на тему «Дикие животные»

Пояснительная записка

 

Основное направление: речевое развитие.

Цель: Систематизировать, уточнить и закрепить знания детей по теме «Дикие животные».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Актуализировать словарь по теме «Дикие животные», обогатить словарь за счет существительных: оленуха, олениха;

2. Упражнять в употреблении существительных с суффиксами  -их, -иц, -онок, - енок, -ат, -ят.

3. Упражнять в употреблении предлогов на, из, под, из-за, из-под.

4. Совершенствовать навыка чтения.

5. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать связную речь, обогащать словарь.

2. Развивать  зрительное и слуховое внимание.

3. Развивать общую моторику, подражательность.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать любовь к матери.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Форма организации - фронтальная.

Место проведения: группа № 13.

Образовательные технологии: здоровьесберегающие (психогимнастика, физкультминутка).

Методы и приёмы:

 а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- наглядные,

- словесные,

- практические;

б) методы стимулирования учебной деятельности:

- социальная мотивация;

в) развивающие методы обучения:

- самоконтроль, самооценка.

Участники: дети, учитель-логопед.    

Предварительная работа: оснащение соответствующе развивающей предметно-пространственной среды в группе, подбор оборудования, написание конспекта.

Оборудование: текст сказки Н.В. Нищевой «Как олененку маму искали», иллюстрация к сказке, предметные картинки с изображениями диких животных,  наложенные контурные изображения животных и детенышей, магнитная доска, цветные карандаши, карточки для составления предложений, карточки со схемами слов.

 

Ход:

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня вы узнаете много нового и интересного. Но для начала я хочу вам загадать загадку. Будьте очень внимательны и дружно отвечайте.

Кто пришел ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора?»

Кто косички мне заплел?

Целый дом один подмел?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех? ( Мама!)

Логопед: А как мы улыбаемся маме? А как мама хмурится, когда мы ее огорчаем? А как мы маму любим? Все молодцы! Спасибо! Вы знаете, ребята, мамы есть и у животных. Мамы - животные тоже очень любят своих детенышей. Присаживайтесь на стульчики. Сегодня мы с вами узнаем  о том, как однажды олененок потерял свою маму. Я вам прочитаю сказу Н.В. Нищевой «Как олененку маму искали». Хотите послушать?

Чтение сказки «Как олененку маму искали».

Логопед: Давайте поговорим о сказке, которую мы услышали.

Беседа по сказке:

- Куда однажды собралась девочка? (Однажды девочка собралась в лес.)

- Что неожиданно услышала девочка? (Девочка услышала, что кто - то жалобно плачет.)

- Кто же это был? (Плакал малыш, у которого были коротенькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик.)

- Кто помог малышу? (На помощь малышу пришли лесные мамы.)

- Чем закончилась лесная сказка? (На полянку выбежала мама Оленуха и увидела своего детеныша.)        

- Молодцы, ребята. Видно, что внимательно слушали сказку.

А теперь давайте поиграем в игру «Кто откуда?»     

Логопед закрепляет на доске иллюстрацию к сказке.

- Где сидела мама-белка? (Мама белка сидела на ветке дуба.)

- Откуда вразвалочку вышла медведица? (Медведица вышла из-за дуба.)

- Откуда выкатилась ежиха? (Ежика выкатилась из-под пня.)

- Откуда выскочила зайчиха? (Зайчиха выскочила из кустов.)

- Откуда с сопением вылезла барсучиха? (Барсучиха вылезла из норы.)

Логопед: Вам понравилась сказка? Я предлагаю вам встать в круг и представить, что мы превратились в диких животных.

 

Физультминутка:

Как - то раз лесной тропой        (идут по кругу друг за другом)

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок,                 (идут, громко топая)

За мамой лисицей крался лисенок,               (крадутся на носочках)

За мамой ежихой катился ежонок,                (двигаются по полу в приседе)

За мамой медведицей шел медвежонок,       (идут вперевалку)

За мамою белкой скакали бельчата,              (двигаются прыжками)

За мамой зайчихой - косые зайчата,              (продолжают прыгать, сделав                      ушки из ладоней)

Волчица вела за собою волчат                      (крадутся большими шагами)   

Все мамы и дети напиться хотят                   (поворачиваются лицом в круг,              

делают «лакательные» движения языком)

 

Логопед: Пройдите за столы, садитесь. Возьмите карточки. Вы видите на карточках несколько наложенных контурных изображений лесных мам, а рядом – изображение одного детеныша. Вы должны обвести и раскрасить изображение той мамы, чей детеныш нарисован на вашей карточке. Детеныша тоже можете раскрасить. Правильно подберите карандаш для раскрашивания

Дети выполняют задания.

На доску выставляются карточки:

 

 

 

У МЕДВЕДЯ МЕДВЕДЯ

 

 

 

 

 

У БЕЛКИ

 

 

 

 

 

У ЛИСЫ

 

 

 

 

 

У ВОЛКА

 

 

 

 

 

У БОБРА

 

 

 

 

 

У ЕЖА

 

 

 

 

 

ХАТКА.

 

 

 

 

 

НОРА.

 

 

 

 

 

ДУПЛО.

 

 

 

 

 

ЛОГОВО.

 

 

 

 

 

БЕРЛОГА.

 

 

 

 

 

НОРКА.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед: Прочитайте предложения. Правильно ли я их составила? (Неправильно.)

 Поменяйте карточки местами так, чтобы исправить мои ошибки.

Дети по очереди меняют местами карточки, составляют и читают предложения.

Примечание: Если дети не читают, это задание можно провести аналогично, заменив карточки для чтения на картинки с изображением животных и мест их обитания.

На столах у детей  предметные картинки - изображения волка, лисы, лося и три схемы:

 

з

к

с

к

 

 

 

с

к

з

 

 

 

с

к

с

с

 

 

Логопед: Подберите схемы к изображениям животных и поместите их под ними.

Дети выполняют задание.

Логопед приглашает детей подняться и подойти к ней.

- Как называется сказка, в которой мы побывали? («Как олененку маму искали».)

- Как зовут маму олененка? (У олененка мама – оленуха или олениха.)

- Чем мы сегодня еще занимались?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

- Дома расскажите сказку маме и папе и попробуйте нарисовать картину к ней, а потом мы устроим выставку, будем рассматривать,  и обсуждать ваши работы.