Мастер-класс учителей-логопедов для педагогов ДОУ на тему «Обучение грамоте в ДОУ»

Мастер-класс учителей-логопедов для педагогов ДОУ на тему

«Обучение грамоте в ДОУ»

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу подготовки детей к обучению грамоте.

Задачи:

- определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;

- систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;

- активизировать знания педагогов о звуках и буквах.

 

Оборудование: фишки-цветочки двух цветов по количеству участников,

две магнитные доски, магниты 3-х цветов (красные, синие, зеленые), экран, ноутбук, карточки с заданиями для минивикторины, предметные картинки: «калина», «кепка».

 

План проведения мастер-класса:

I. Тест «Проверь себя».

II. Теоретическая часть (выступление с презентацией):

1.  Основные понятия, задачи обучения грамоте.

2. Какие бывают звуки?

3. Звуковой анализ слов.

III. Практическая часть – минивикторина.

 

Ход проведения мастер-класса:

 

I. ТЕСТ «Проверь себя»

1.   Сколько гласных звуков в русском языке?                    

2.   Сколько слогов в слове ДЛИННОШЕЕЕ (животное)?

3.   Сколько звуков в слове ИЮЛЬ?                                     

4.   Сколько мягких согласных звуков в слове   ЮЛИЯ?   

5.   Сколько глухих согласных звуков в слове ЛОДКА?    

6.   Сколько звуков О в слове МОЛОКО?                             

Правильные ответы -  6,5,4,3,2,1 – расположены в таком порядке,  чтобы можно было с легкостью и сиюминутно проверить результаты теста, которые  наглядно продемонстрировали каждому,  даже воспитателю с пассивной  педагогической позицией,  необходимость повышения уровня знаний  по заявленной теме.

 

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (выступление с презентацией).

       Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма, овладение звуко-буквенным анализом и синтезом. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»?

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке. Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.

     Исходя из этого определения, считаем правильным,  использовать в детском саду термин «подготовка к обучению грамоте».

     Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

     Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков), умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

     При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.

     Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). Детям мы объясняем, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].

      Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками.

Запомните, что

всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц];

всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

  Слова необходимо анализировать в следующем порядке:

  •  Слова из двух гласных (АУ)
  •  Слова из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ДА).
  •  Слова из трех звуков (РАК, КИТ).
  •  Слова из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА).
  •  Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК).
  •  Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ).
  •  Слова из двух слогов (СУМКА).
  •  Слова из 3 открытых слогов (СОБАКА).

      Для звукового анализа предъявляются слова, написание которых не расходится с их произношением. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

     При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать следующий  порядок формирования умственных действий:

- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т. д.);

- в речевом плане (проговаривание);

- по представлению - в уме (самое трудное).

 

     Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам.

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т. д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- сколько слогов? Назови первый слог? Второй и т. д.

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных? Назови их.

- сколько согласных? Назови их.

     Чтобы ребенку было легче выполнить звуко-буквенный анализ слова используется схема. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА. Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука. Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым цветом. Второй звук [и] — гласный, обозначается красным. Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим кружком. Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом. Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - минивикторина для педагогов.

     При входе в зал, каждый педагог получает цветную фишку (цветочки двух цветов). Перед началом викторины ведущий просит разделиться на команды в соответствии цветом фишек и сесть командам в зале напротив друг друга.

Задание 1.

Команда А.

1. Чем отличается звук от буквы?

2. Назовите всегда мягкие согласные звуки.

3. Изобразите руками буквы С, Х, У, Б.

4. Назовите количество букв в слове деньги.

5. Поделите слово парикмахерская на слоги.

6. Измените слово по образцу много домов – один дом, много манжет –.

7. Назовите родственные слова к слову «игра».

8. Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.

9. Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.

 

 Команда Б.

1. Чем отличается согласный звук от гласного.

2. Назовите всегда твердые согласные звуки.

3. Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.

4. Назовите количество звуков в слове якорь.

5. Сколько слогов в слове электрическая?

6. Продолжите ряд: лев – львенок, обезьяна – (детеныш обезьяны) .

7. Назовите родственные слова к слову «звук».

8. Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.

9. Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.

Задание 2.

Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.

Команда А - слово «калина». Подойдет ли к этой схеме слово «машина»? Почему? Подберите слово, подходящее к этой схеме.

Команда Б - слово «кепка».  Подойдет ли к этой схеме слово «чайка»? Почему? Подберите слово, подходящее к этой схеме.

Задание 3.

Выбрать слова, подходящие для звукового анализа.

Команда А: мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.

Команда Б: кит, пила, петух, окно, каток, молоко, книга, радуга, луг, бинт.

 

Задание 4.

Восстановить текст.

Команда А.

Беж итчере злеснуюпо ляну ежик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов ятхлопот ливыее жи жили щеназиму.

 

Команда Б.

Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелисточки. При де тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.

 

Задание 5.

Расставить ударение.

Команда А: алкоголь, алфавит, блюда, включит, договор, дозвонишься, досуг, дремота, завидно, запломбировать, звонишь, звонит, искра, каталог, квартал, танцовщик, углубить.

Команда Б: километр, кладовая,  красивее, кухонный, начать, некролог, обеспечение, облегчить, оптовый, пломбировать, повторит, позвонишь, понял, премировать, приговор, пуловер, убралась.

 

 

 

 

 

 

 

Памятка  № 1 «Буквы и звуки»

Всего в русском алфавите - 33 буквы. Все буквы имеют своё определённое название. Буквы при письме обозначают звуки. Но есть исключения: буквы Е Ё Ю Я в определённых позициях (в начале слов, после другой гласной, после мягкого и твердого знаков) обозначают два звука. Они называются йотированными гласными. Буквы Ъ Ь не обозначают никакого звука.

Всего: 10 гласных букв, 21 согласных букв, 2 просто буквы. Каждая буква имеет письменный и печатный вариант.

Гласные буквы - А О У И Ы Э Е Ё Ю Я

Гласные, обозначающие твёрдость согласных -  А О У Ы Э

Гласные, обозначающие мягкость согласных - И Е Ё Ю Я

Гласные звуки - [а, о, ы, э, у, и]

Йотированные гласные - Е Ё Ю Я - обозначают два звука:

Е - [й, э] Ю - [й, у]

Ё - [й, о] Я - [й, а]

Всегда твёрдые согласные звуки - [Ж] [Ш] [Ц].

Всегда мягкие согласные звуки - [Й] [Ч] [Щ].

 

 

Памятка № 2 «Знакомство с новым звуком, новой буквой»

1. Послушайте слова и назовите звук, который повторяется в этих словах (или первый звук в слове) .

2. Артикуляция звука. Произнести звук. Определить, какой это звук? (гласный – ударный, безударный или согласный – твёрдый или мягкий, глухой или звонкий). Если воздух, при произнесении звука выходит свободно, звук можно петь, это гласный звук. Если при произнесении звука, встречаются препятствия – это звук согласный.

3. Определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

4. Звуко-буквенный анализ слова с использованием цветных фишек (красная – гласный звук, синяя – согласный твёрдый, зелёная – согласный мягкий). Деление слова на слоги (хлопками, или с помощью ладони, кулачка под подбородком).

5. Знакомство с буквой. Печатание букв.

 

Памятка № 3 «Знакомство с буквой»

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Рекомендуется использовать следующие методы и приемы:

- На что похожа буква?

- Написать букву в воздухе, на столе.

- Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек и т.п.

- Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе.

- Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелкие предметов.

- Вырывать из бумаги образ буквы.

- Получить в подарок букву.

- Угостить фигурным печеньем в виде буквы.

- Вылепить из пластилина, теста.

- Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета.

- Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

- «Живые буквы» (ребёнок изображает букву с помощью рук или двое детей с помощью рук изображают букву).

 

Памятка № 4 «Организация сюжетно – тематических фронтальных занятий по обучению грамоте».

1. Организационный момент.

Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает? ” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

2. Повторение пройденного материала.

Цель: актуализировать знания детей.

Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.

3. Сообщение новой темы.

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;

- уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий - глухой;

- звуки обозначаются цветными символами.

5. Закрепление нового материала.

Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.

Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.

6. Физкультминутка.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются в снятии усталости напряжения; во внесении эмоционального заряда; в совершенствовании общей моторики; в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

7. Знакомство с буквой.

Цель: определить связь звука с его графическим образом.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.

8. Формирование навыков чтения и печатания.

Цель: совершенствовать навык слогового чтения.

Читаются слоги, слова только с изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?

9. Итог. Подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.