Описание системы опыта работы

Симашова Альфия Махмудовна

Опыт работы на  тему: "Воспитание интереса  у детей дошкольного возраста к художественным произведениям"

Условия возникновения и становления опыта.

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается  легкость выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка . 

 

Актуальность и перспективность опыта.

Каждый из нас слышал, любить читать  это  хорошо,  что книга это источник знаний. Но, к сожалению, на сегодняшний день, в век развития компьютерных и других технологий, дети предпочитают чаще получать информацию из разнообразных источников: телепередач, компьютера и редко говорят о книге и чтении. Мы знаем, что художественные произведения является важнейшим условием формирования мыслительных способностей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством познавательного, нравственного и эстетического воспитания детей. Это доказывает особую значимость и актуальность опыта моей работы   по  приобщению детей  раннего дошкольного возраста к художественным  произведениям. Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. 

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является воспитание интереса к художественным произведениям  малыш не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Основная цель работы, отражённой в этом опыте, является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления 

общаться с ней, то есть всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».

Новизна опыта состоит в использовании художественных произведений в различных видах деятельности: образовательной, игровой, познавательной, в процессе прогулок .

Ведущая педагогическая идея.

Н. С. Карпинская  отмечала, что глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании художественных произведений, развивают у них эмоциональную отзывчивость, способствуют усвоению точности и красоты родного языка. С учетом специфики детской литературы ею был определен круг детского чтения и рассказывания.

«…В нашей книге должно быть очень много энергии, смеха,  проказливости – все это прекрасные детские черты, определяющие силу характера, его мажорность, его устойчивость и коллективизм. Наша детская книга должна быть ярко жизнерадостной…» - говорил А. С. Макаренко о значении художественных произведений в воспитании  дошкольников.

 «… Когда мы говорим о литературе для детей мы одновременно чувствуем два определения: во-первых, мы утверждаем, что эта литература тоже должна быть художественной, во- вторых, мы утверждаем, что она обладает какими-то особенностями, которые делают её именно литературой для детей,» - говорил А.С.Макаренко. Слова  А.С.Макаренко оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к  определению содержания воспитания и образования.

Адресная направленность.

 

Данный опыт работы может быть использован в ДОУ любого типа и любой направленности.

В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия художественных произведений детьми на этапе раннего возраста и о том, каким образом педагогически правильно развивая творческое начало в восприятии художественных произведений, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников, один из актуальных в психологии, педагогике сегодня.

В данной работе подобран материал для родителей, воспитателей, детей. В нём нашли отражение наиболее важные вопросы по воспитанию интереса детей в свете современных подходов. Материал основан на достижениях отечественных педагогов.

Результативность.

Чтобы проанализировать и выявить качество и эффективность своей работы по данному направлению я провела мониторинг детей раннего возраста.

Дети с высоким уровнем: могут с интересом слушать художественные произведения, при повторном их чтении проговаривают слова, фразы. Рассматривают иллюстрации в знакомых книжках, узнают персонажей сказок. Вместе с воспитателем могут рассказать стихотворения, сказку. Проявляют интерес к показу разного рода театров, и играм.

Средний уровень детей показал, что дети с трудом проговаривают слова и фразы при повторном чтении произведений. С помощью воспитателя рассматривают иллюстрации, не всегда могут назвать о ком или о чем эта сказка (стихотворение). Редко проявляют интерес к играм.

С низким уровнем дети даже при помощи взрослого не проговаривают слова и фразы при чтении знакомого произведения. При рассматривании иллюстраций не называют героев сказок.

Таблица. Зависимость уровня знаний детей по месяцам, %         

 

                 Месяцы

 

Уровень

Сентябрь

Январь

Май

Высокий уровень

4,5

28,5

74,5

Средний уровень

42,5

46

25,5

Низкий уровень

53

25,5

0

 

 

image