Консультация для родителей

Адмакина Надежда Юрьевна

Приобщение детей к сокровищнице мировой

художественной литературы

 

Школа Сухомлинского в основу воспитания ставила четыре культа: культ Родины, культ Матери, культ Славы и культ Книги. Научиться сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображаемые события, страстно переживать. Ребенок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание прочитанного, «переживать» его. Малыши рисуют, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачут и смеются, представляют прочитанное так ярко, что чувствуют себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать, очень велика.

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих отношений, чувств, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в себе самом. Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Ребенок слушает – этот уже читатель. Только читательская судьба ребенка зависит от нас взрослых. Взрослый, чтобы довести книгу до ребенка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность изображенных коллизий, уметь передать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы и авторский идейный замысел.

Какие же задачи стоят перед воспитателем группы:

1). Продолжать формирование у детей интереса к книге;

2). Учить, внимательно слушать и слышать литературные произведения;

3). Помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении;

4). Помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки героев и правильно оценивать их;

5). Развивать воссоздающее воображение, уметь мысленно представлять себе героев и их поступки;

6). Поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;

7). Поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному.

Большое значение в формировании личности маленького читателя имеет набор книг. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к классике детской мировой литературы. Уже в младшем дошкольном возрасте проявляются индивидуальные читательские интересы и склонности. Одни дети любят книги о животные, другим нравится слушать про приключения,третьи отдают предпочтение историям о жизни своих сверстников. Отобрать лучшее в потоке детской литературы – наша задача.

Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга должна в конкретных образах раскрыть перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильные отношения к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, труду, к природе.

Большую роль в формировании у детей умения воспринимать и понимать произведения художественной литературы имеют знания. На них дети усваивают произведения, рекомендованные программой. Но это лишь тот минимум, который должен быть усвоен в течение года. Между тем у детей есть важная особенность – постоянная потребность в многократном восприятии одних и тех же стихов, рассказов, сказок. Поэтому в свободное время мы доставляем детям удовольствие от новой встречи с полюбившейся книгой.

Часто дети приносят из дома свои любимые книги. Мы, предварительно ознакомившись с книгой, читаем ее детям, говорим, что рады встрече с книгой своего детства, благодарим ребенка.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе имеет уголок книги. Своеобразие педагогической работы, осуществляемой в уголке книги, определяется тем, что здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. В уголке книги прививаются навыки культуры поведения, общения с книгой. Малыши любят на дому «читать» знакомые книги, воспринимая их как яркое зрелище, театр.

Наша задача – не упрощая глубины писательской мысли говорить с детьми о книге, помогать, малышу расти до ее понимания, взрослеть, обретать опыт. При этом опираемся на главное достоинство детства – способность остро и глубоко сопереживать.