Стимуляция развития речи раннего возраста

Емельянова Лариса Владимировна

 Я хочу уделить особое внимание одной из важных образовательных областей  – это развитие речи.

 Моя тема: «Стимуляция речевой активности детей раннего возраста».

Моя цель: Показать, как ведется работа по стимуляции речевой активности с детьми раннего возраста.

Приходя  в детский сад, не все дети владеют определенной речью, или как мы говорим «лепечет» на своем языке, а некоторые вовсе не  разговаривают или разговаривают как « иностранцы». Многие звуки у детей опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции (например вместо кисы-ися, вместо машина-масьиня ит.д)

 Есть дети, которые совсем не произносят ни одного слова. Хотя теоретически ребенок в возрасте до 1.5 лет в среднем усваивает от30-40 до 100слов. После 1.5 лет, к концу 2 года жизни запас слов возрастает до 200-300 слов, а к 3годам, как вы уже знаете, от 1.200-1.500 слов.

К сожалению, на практике эта норма выглядит совершенно иначе.  Иногда мамы говорят: «Вот старший сын до3 лет практически не разговаривал, а после 3лет  речь его стала более активной, и младший ребёнок такой – же,  придет время- сам заговорит». Мы считаем, что не надо ждать, когда же ребёнок заговорит?   а сразу начать  целенаправленную работу по стимуляции речевой активности детей.

Для стимуляции речи детей мы разработали ряд игр и упражнений, которые мы используем в работе с детьми, и часть из них мы предлагаем вам посмотреть.

Свою работу по стимуляции речи мы разделили на 3 этапа:

1 этап: Повторение отдельных звуков а,у,о.

Гласные звуки на этом этапе детям легче произносить. Некоторые отработанные звукоподражания мы включаем в стихотворные тексты.

-Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать: «а-а-а»

-Мишка в гости к нам пришел, поздороваться зашёл: «у-у-у»

-Самолёт летит, а мотор гудит: «у-у»

 - Показ театрализованной сказки «Выросла репка большая-пребольшая» показ руками, что она большая « о-о-о»

2 этап:  После проговаривания  отдельных звуков мы переходим ко  второму этапу- звукоподражанию, где дети воспроизводят услышанные  звуки,слоги.

- «Миша, Мишенька, бай-бай, спи, скорее, засыпай (спать)

- У Мишки болят зубы:  «Бо-бо» (болят)

-Ремонтируем мы дом,  « тук-тук молотком» (стучит)

-У меня зазвонил телефон «Алё-Алё» (слушаю)

-С барабаном мы идем, громко песенку поём «бом-бом-бом» (звук барабана)

-Подвижные игры. Мой весёлый звонкий мяч, ты, куда помчался вскачь (оп-па)

-Мы в ладошки «хлоп-хлоп», мы ногами «топ-топ (идём)

-Игры-забавы. Птички прилетели, на головку сели « чик-чирик» (подражание пению птиц)

-Показывая игрушки  животных в сказке, имитируем голоса. Мышка прибежала, и тоненьким голосом пищит « пи-пи». На этом этапе развития речи ребенку легче сказать пи-пи, чем слово мышонок

-Зайка прыгал-прыгал и устал (прыг-скок)

 Когда дети научаться использовать звуки, слоги, можно переходить на следующий этап:

 3 этап: Повторение коротких слов, фраз. К этому этапу мы уже потихоньку подходим. Некоторые дети уже у нас произносят короткие слова, фразы.

-Мама алё, папа, дай, спасибо, пока, на, вот я и т.д.

Вывод: Из нашего опыта работы мы можем сделать вывод, что стимуляция речевой активности в раннем возрасте играет большую роль для дальнейшего становления и понимания осознанной речи ребёнка.

 

Комментарии

Черкашина Ирина Алексеевна

Спасибо за такую подробную статью, за подбор фотографий. Видно, что работа проводится в системе, а не время от времени.Хотелось бы узнать результаты вашей работы в конце учебного года. Сколько малышей научилось говорить.

Емельянова Лариса Владимировна

Здравствуйте,Ирина Алексеевна.Наши малыши к концу учебного года,которые не разговаривали,начали говорить слова,предложения.Речь у детей стала более понятной для общения со взрослыми и сверстниками.