Какой вид спорта подойдёт вашему ребёнку

Патрогин Денис Викторович

Не следует «ломать» ребенка, заставляя развивать «отстающие» двигательные качества. Пусть занимается тем спортом, который нравится, в группе детей одного с ним физического склада, так всегда легче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakoy_vid_sporta_podoydet_vashemu_rebenku.docx116.62 КБ

Предварительный просмотр:

КАКОЙ ВИД СПОРТА ПОДОЙДЕТ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ

Выбор секции не должен быть случайным. Если вы читаете эту консультацию, значит, будущее вашего ребенка вам не безразлично.

Ученики младших классов попадают в детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), спортивные секции и кружки по-разному. Часто приходят сами, иногда по подсказке товарищей, по рекомендации учителя физической культуры или отбираются тренерами. Все способы хороши, но лучший - при вашем участии, когда вид спорта определяется на семейном совете после рассмотрения разных вариантов, обсуждения положительных и отрицательных последствий занятий и обязательно с учетом желаний ребенка.

Однако желания желаниями, но существуют еще и противопоказания к занятиям определенными физическими упражнениями в связи с состоянием здоровья. Например, всем в семье нравится большой теннис, и спортшкола рядом, но у ребенка диагностировано нарушение осанки во фронтальной плоскости. Понятно, что ни теннисом, ни настольным теннисом, ни бадминтоном ему заниматься нельзя, так как эти виды физических упражнений будут способствовать искривлению позвоночника. Поэтому, прежде чем выбирать вид спорта, следует хорошенько приглядеться к ребенку. И здесь первые помощники родителей - врачи и педагоги. Если у ребенка обнаружены отклонения в состоянии здоровья, то врач подскажет, как сначала избавить его от недуга. Ваш участковый педиатр затрудняется с рекомендациями? Обратитесь в кабинет лечебной физической культуры (ЛФК) или врачебно-физкультурный диспансер. Спортивные врачи и специалисты ЛФК непременно найдут для вашего ребенка виды физических упражнений, способствующие его излечению.

Если ваш ребенок здоров, обратитесь за рекомендациями по выбору спорта к учителю физической культуры, который на своих уроках видит, как осваивает ученик двигательные действия, и проводит тестирование его двигательных качеств. Правда, не всегда нам везет с учителями. Как быть в этой ситуации?

 

Подсказкой для выбора вида спорта может послужить тип телосложения (или конституциональный тип) вашего ребенка. Каждый человек имеет определенный набор различных показателей. Конституция - это совокупность функциональных и морфологических (анатомических) особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств. Ответная реакция организма на одни и те же раздражители (внешние или внутренние) во многом определяется особенностями телосложения.

Физическое развитие ребенка в значительной мере зависит от типа конституции его организма. Тип конституции отражает особенности не только телосложения, но и психической деятельности, обменных процессов, вегетативных реакций, а также способность к адаптации и даже присущую типу патологию (болезни).

Известно множество разных классификаций типов телосложения. Мы с вами остановимся на одной, выбранной физиологами и врачами для использования применительно к детям. Это классификация В.Г. Штефко и А.Д.Островского, предложенная ими еще в 1929 г. По телосложению дети делятся на четыре типа: астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный (см. рис.). Кратко охарактеризуем их особенности:

·        астеноидный - тонкий скелет, высокий рост, длинные нижние конечности, узкая и длинная грудная клетка, слабая мускулатура, острый эпигастральный угол (эпигастральный, или надчревный, угол - угол схождения ребер к грудин, хорошо прощупывается, если втянуть живот.);

·        торакальный (грудной) - развитая грудная клетка, большая жизненная емкость легких, эпигастральный угол прямой, небольшой живот;

·        мышечный - хорошо контурированные мышцы тела, гармонично развитое туловище, широкие и высокие плечи, грудная клетка средней длины, эпигастральный угол близок к 900;

·        дигестивный - короткая и широкая грудная клетка, развитый живот, тупой эпигастральный угол и выраженные жировые складки.C:\Users\1\Documents\image003_31.gif

Используя эти простые характеристики и рисунки, вы сможете по внешним признакам определить тип телосложения вашего ребенка (легче это сделать после 6-7 лет, когда конституциональная принадлежность проявляется ярче).

Если ваш ребенок относится к астеноидному или торакальному типу телосложения (их часто объединяют в астено-торакальный), то он будет с большим удовольствием заниматься видами физических упражнений на выносливость (циклические виды). Как правило, любимые для «астено-торакалов» виды спорта - лыжные гонки, велоспорт, плавание, бег на длинные дистанции.

Детям мышечного типа одинаково легко даются почти все виды физических упражнений, им доступны любые виды спорта. Обладая отличной взрывной силой, особенно хорошо эти дети осваивают естественные движения скоростно-силового характера. В легкой атлетике это спринтеры, прыгуны и метатели, это гимнасты (любая специализация), это спортигровики (все виды), это представители единоборств (любые занятия) и т д. Вместе с тем, если у «мышечника» что-то не получается сразу, то он может очень быстро потерять к занятиям интерес.

Дети дигестивного типа склонны к занятиям с проявлением силы. Это атлетизм, гиревой спорт, тяжелая атлетика и единоборства (армреслинг, различные виды борьбы). Девочки (девушки) дигестивного типа, так же как и мальчики (юноши), с удовольствием занимаются в тренажерных залах, но чаще не для достижения спортивных результатов, а для оздоровления. Они также выбирают занятия гимнастикой, но предпочитают индивидуальные тренировки. Девочки других типов телосложения проявляют больший интерес к ритмической гимнастике и ее разновидностям: аэробике, шейпингу, где занятия проводятся в группах.

         На школьников таких «крайних» типов телосложения, как «астеники» и «дигестивники», следует обращать особое внимание. Для них необходимы специальные нормативы, их нельзя оценивать по стандартным таблицам. Эти дети особенно ранимые очень нуждаются в похвале и поддержке. Именно потому, что «астеники» и «дигестивники» не так одарены физически, как «мышечники», для них особенно важно вовремя найти вид спорта по душе. Хорошо известно, что под влиянием регулярных физических упражнений «астеники» приближаются к торакальному типу, а «дигестивники» переходят в дигестивно-мышечный тип, что, вне всякого сомнения, положительно влияет на состояние их здоровья, успехи и в спорте, и в жизни.

Для того чтобы дети астеноидного и дигестивного телосложения значительно улучшили свои двигательные и функциональные возможности, им нужно затрачивать гораздо больше усилий, чем «мышечникам» и «торакальщикам». Чтобы увлечь их занятиями физической культурой и спортом, требуются терпение, индивидуальный подход и родителей, и тренера. Важно, особенно на начальном этапе, предложить «астеникам» и «дигестивникам» заниматься теми видами физических упражнений, которые им более свойственны.

Не следует «ломать» ребенка, заставляя развивать «отстающие» двигательные качества. Пусть занимается тем спортом, который нравится, в группе детей одного с ним физического склада, так всегда легче.

Ребенок астеноидного типа, прозанимавшись более двух-трех лет плаванием, лыжами или другими циклическими видами спорта, гармонично развивающими человека, уже не будет выделяться худобой, обретет хороший мышечный корсет и уверенность в себе. Это поможет ему заняться и теми видами спорта, где требуются сила и быстрота. «Дигестивник», начав заниматься своими любимыми силовыми упражнениями, также приобретет хороший мышечный корсет, сбросит избыточный вес и позднее с успехом станет выполнять упражнения на выносливость.

И все же, даже следуя всем нашим советам, выбрать для ребенка вид спорта по душе не так просто, потому что найти нужно не только подходящую спортивную секцию, но и, может быть, прежде всего, тренера, который станет вашим помощником в воспитании ребенка. Определите, что для вас важнее - высокие спортивные результаты или отличное здоровье, развитие личности вашего ребенка, становление его самостоятельности и характера. Постарайтесь узнать, какие цели ставит будущий тренер, совпадают ли они с вашими, как он относится к воспитанникам, а они - к нему. В самом начале приобщения к спорту необходим заботливый, внимательный и понимающий педагог-психолог, умеющий стать для подопечных авторитетным наставником и другом, хорошо знающий не только избранный им вид спорта, но и возрастные особенности детей. Поинтересуйтесь, имеет ли тренер специальное (физкультурное) и педагогическое образование, каких спортивных успехов он достиг сам. Бывает и так, что тренер, не имея специального образования, любит работать с детьми и отлично справляется со своими обязанностями. Но это скорее исключение из правил. Вместе с тем наличие диплома не всегда говорит о высокой компетенции, культуре и все же...

Пожалуй, основным критерием выбора наставника может стать его отношение к вашему ребенку после перенесенного им какого-либо заболевания (дети болеют, это неизбежно). Если педагог выдерживает отведенное врачами время на восстановление после болезни, повышает физическую нагрузку постепенно, не допускает еще не набравшегося сил ребенка к соревнованиям, значит, это настоящий тренер. Если не заметил отсутствия воспитанника, «забыл» о перенесенной им болезни или, что еще хуже, заставляет участвовать в соревнованиях, с таким «наставником» лучше расстаться. И конечно, выпивающий, курящий или грубый тренер представляет для ребенка большую опасность – ведь он может стать образцом для подражания растущему человеку. Поэтому, если вас и вашего ребенка не устраивает тренер, без сожаления переходите в другую секцию. Но если ваши сын или дочь меняют постоянно вид спорта или тренера - им тем более необходима ваша помощь.

Может быть, для начала следует побольше узнать о видах спорта, походить на тренировки, посмотреть спортивные состязания по телевизору, в спортивных залах, на кортах и стадионах, выяснить физические возможности и спортивные предпочтения ребенка. Конечно, все это легко сделать в семье, где родители ведут активный образ жизни: берут детей в туристические походы, ходят в лес за грибами и ягодами, зимой катаются на лыжах и санях, посещают каток и плавательный бассейн, «болеют» за любимую команду и сами не прочь поиграть в пляжный волейбол, настольный теннис, бадминтон. Везет же тем детям, у кого спортивные родители! Но везет, к сожалению, не всем...

ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

 

Совет 1. Обсудите будущие спортивные занятия своего ребенка на семейном совете. Главное - не забыть учесть его желания!

Совет 2. Прежде чем принять окончательное решение, присмотритесь к избранному виду спорта повнимательнее: посетите спортивные соревнования и учебно-тренировочные занятия.

Совет З. Выбирайте не только вид спорта, но и педагога. Возможно, что именно он окажет значительное влияние на становление личности вашего ребенка.

Совет 4. Непременно проконсультируйтесь у вашего участкового педиатра или школьного врача, возьмите справку, разрешающую занятия в спортивной секции. Регулярно проводите медицинский осмотр ребенка, если он уже занимается в спортивной секции.

Совет 5. После любого перенесенного ребенком заболевания, даже легкой простуды, не разрешайте ему возобновлять занятия до полного выздоровления. Следите, чтобы тренировочные нагрузки после болезни повышались постепенно. Никогда не допускайте участия больного ребенка в соревнованиях.

Совет 6. Не заставляйте ребенка заниматься тем, к чему у него не лежит душа. Выбирайте физические упражнения (вид спорта), подходящие для его конституционального типа.

Совет 7. Не перегружайте ребенка спортивными занятиями, достаточно посещать одну секцию.

Совет 8. Не заботьтесь о спортивной карьере ребенка и его рекордах слишком рано, выполняйте рекомендации спортивных врачей. Дошкольнику лучше заниматься физической культурой с родителями.

Совет 9. Не упустите сенситивные (наиболее благоприятные) периоды развития двигательных способностей. Занятия определенными видами спорта надо начинать вовремя. Упущенные возможности невосстановимы.

Совет 10. Помогайте своему ребенку освоиться в спортивной школе, никогда не ругайте за неумелое выполнение упражнений, будьте рядом во время спортивного поражения, поддерживайте и обсуждайте все его проблемы. Если вы поверите в своего ребенка, ему будет легче преодолевать трудности.

 

C:\Users\1\Documents\6be39770663fc422b2a50451b51a8657.jpg


 

Комментарии

Стехина Елена Владимировна

"Не следует «ломать» ребенка, заставляя развивать «отстающие» двигательные качества. Пусть занимается тем спортом, который нравится, в группе детей одного с ним физического склада, так всегда легче."

Это точно Денис Викторович.