Использование демонстрационного материала для заучивания стихов в младшей группе

Агапова Татьяна Валерьевна

 

Использование демонстрационного материала при заучивании стихов и рассказывании сказок в младшей группе.

Стихотворение - самый доступный для детей текст. Заучивание  стихов наизусть тренирует память. Прочитав ребёнку стихотворение мы стараемся объяснить значения непонятных слов, выяснить, правильно ли ребёнок понял смысл произведения.

Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение следует отдавать книжкам –картинкам, иллюстрациям, подсказкам, моделям и схемам. Важно побудить детей внимательно рассмотреть картинки, узнать героев, рассказать о событиях, вспомнить и пересказать отдельные эпизоды, а затем и целиком произведения, ориентируясь на иллюстрации.

Изучив программу  2 младшей группы, круг чтения у детей данной группы составляют главным образом произведения русского фольклора. Это – потешки, песенки, стихи и сказки. Вот некоторые из них:

- Как у нашего кота

-Водят мыши хоровод

-Кисонька – мурысынька

-Наша Маша

-Курочка Ряба

-Репка

-Теремок

-Колобок

_ Тучка (В. Берестов)

-Грузовик( А. Барто)

-Зайка (А.Барто)

_Лошадка (А. Барто)

Начав занятия по развитию речи, сообщаю детям, что сегодня мы будем учить потешку. А про кого , узнаете, отгадав загадки.

Загадка

Отворилась тихо дверь,
И вошёл усатый зверь.
Потянулся сладко – сладко
И умылся мягкой лапкой
Дети отвечают (кошка)

Ещё загадка

Под полом таится,
Кошки боится, кто это.
Дети отвечают (мышка)

Показываю детям игрушки: кошку и мышку.
Затем предлагаю детям выучить стихотворение о кошке и мышках.
Читаю стихотворение, при этом демонстрирую каждую строчку своей картинкой, разъясняю, что на ней нарисовано и что это всё обозначает.
Затем предлагаю игру «Доскажи словечко». Я читаю строчку, а вы её договариваете, при этом опять демонстрирую картинками строчки из стихов.
Я начинаю: Мыши водят, дети видят картинку, как мыши водят хоровод и договаривают каждую мною строчку «хоровод».
Сразу же запомнили и рассказали стихотворение дети: Ярослав, Катя, Рома, Дима П., Рита Ш.
Дима Д. и Юля – дети очень скромные и не всегда идут на контакт с воспитателем, но когда они увидели, как мы заучиваем стихи с помощью картинок, их это раскрепостило , и они с удовольствием стали рассказывать стихи вместе с другими детьми.
Читая стихи А. Барто «Зайка», я взяла игрушку зайку, и читая это стихотворение , я проделывала все действия с зайкой, как его бросила хозяйка , дети которые плохо знали этот стихотворение стали вместе со мной проговаривать его и быстро запомнили: это Рита К., Юра, Марина, Алёна,
Ещё один метод заучивания стихотворений. Начинаю с игры «Чудесный мешочек». В мешочке лежат игрушки: зайка, мишка, кот, машинка.
Дети по- очереди вытаскивают из мешочка игрушки, при этом мы все вместе описываем эту игрушку (например: мишка какой?)
Дети отвечают: маленький, пушистый, коричневый, красивый. и так мы описываем все игрушки. Затем начинаем разучивать стихотворение А. Барто «Грузовик». Показываю детям как кота посадили в в грузовик, затем кот убежал и опрокинул машину, при этом проговаривая каждую строчку из стихотворения. Дети , заучивая стихи при помощи демонстративного материала быстрее их  запоминают и даже те дети, у которых плохая память, стали быстрее и с интересом их заучивать: это- Маша К., Паша, Данила.

Заучивая стих  «как у нашего кота», показывала детям картинку к этому стихотворению, у многих детей появилась речевая активность: У Артёма Т., Никиты, Вики, все эти дети довольно быстро запомнили и с выражением рассказали его.

В младшей группе большое внимание уделяется знакомству детей со сказками. Сказки доставляют детям радость. Рассказывая их на занятиях, использую различный демонстративный материал. Например: к сказке «Репка» мы использовали плоскостной театр на котором изображены герои сказки по- очереди. Когда мы вместе с детьми рассказывали её, опирались на  этот театр. Дима П., Лена, Рома В.  без труда пересказали её. Также мы используем модели и схемы. Например: к сказке «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок». Дети проявили большой интерес к новому виду деятельности рассказывания сказок. Особенно активно себя проявили Катя, Ярослав, Влад. Дети с плохой речевой активностью, тоже с интересом начали присоединяться к такому виду рассказывания сказки. Это Соня, Рита К., Маша К. В ходе образовательной деятельности  также используются мультимидийные технологии. Например к сказке «Колобок».

Зрительное восприятие материала способствует лучшему запоминанию и пониманию программного содержания.

Таким образом, используя демонстрации наглядного материала при заучивании стихов и рассказывании сказок, мы повысили активность и самостоятельность детей, речь детей стала более выразительной. Отвечая на вопросы по содержанию стиха или сказки, дети уже анализируют, припоминают точные обозначения предметов признаков, качеств.

В дальнейшем планирую больше заниматься с детьми в данном направлении, чтобы достичь более высоких результатов и больше уделять внимание детям с плохой памятью и низкой речевой активностью.



 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование развивающих технологий на занятиях по познавательно- речевому развитию

В своей работе по познавательно – речевому развитию использую различные технологии.

Одна из таких технологий – это использование игровой деятельности на занятиях. Ведь игра является для ребёнка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно. Игровая задача мотивирует ребенка на достижение положительного результата. Игровые технологии использую на различных занятиях: по развитию речи, грамоте, математике, соц. мира, мира природы.

Такие игры, как «Узнай по звуку»- направлены на развитие слухового внимания. Игра «Не ошибись»- развитие дифференциации звуков. «Похоже- не похоже»- учить детей различать сходные предметы.

К речевым играм относятся подвижные игры, дидактические, словесные, игры с пальчиками. Практически на всех занятиях использую игру «Угадай, что изменилось». С помощью этой игры на занятии по математике те дети, которые плохо знали порядковый счёт, это- Лера, Оля Т., Диана, Настя стали быстрее запоминать и к концу учебного года результаты стали лучше.

Игра «Чудесный мешочек» также часто использую на различных занятиях. Например: на занятии по соц. миру  дети должны были на ощупь определить предмет, описать его, а затем придумать предложение с этим словом. Для Яны было тяжело придумывать различны предложения, но в ходе этой игры у неё стал развиваться словарный запас, включилось внимание и мышление.

Речевые игры на развитие и активизации словаря проводила с мячом. Это такие игры как «Скажи наоборот», придумывание слов на заданный звук, закрепление дней недели и т.д. Эти игры я провожу и со всей группой, и подгруппой, и индивидуально с ребенком. Речевые игры провожу , как часть занятия, так и в режимных моментах.

Следующая технология, которую использую в своей работе- это использование художественного слова и сказок. Цель таких технологий – развитие мышления, памяти, учить связно говорить, использовать в речи прилагательные, наречия, глаголы. Мы знакомимся со сказками, как на занятии, так и в свободное время. Прочитав, ту или иную сказку, мы с детьми вспоминаем главных героев. Дети учатся отвечать на мои вопросы. Я стараюсь, чтобы ответы детей были полными. Читая знакомые сказки, мы решили поменять героев, и тут у детей начинают работать фантазия и мышление. Дети начали менять место действия, сюжет, основных героев. Так например Аня К., Лера Д., Полина Г. придумали свои сказки . Иногда я даю детям лишь направление, что сказки могут начинаться по- разному: В некотором царстве, в некотором государстве…, жили – были…, однажды…  Так же мы пробовали с детьми совмещать героев разных сказок, у детей в следствии  этого получились новые, фантазийные сказки, небылицы. Детям, также было предложено придумать сказку дома и вместе с родителями записать её и нарисовать к ней картинки. Родители активно откликнулись на эту затею, вследствие чего у нас в группе появились книжки, авторами которых стали дети. В результате такой работы многие дети научились придумывать новые выражения, проявлять творчество, фантазию . Так  у Егора стала лучше развита речь, появилось творческое мышление.

На занятиях по развитию речи используем сюжетные картины. Мы рассматриваем с детьми сюжет. Сначала я прошу детей сказать, что они видят на переднем плане, на заднем. Если дети что- то не отмечают в своём рассказе, то я задаю вопросы: «Кто помог девочке?», «Куда делся кролик?» и т.д. Предлагаю детям дать имена, клички героям сюжетных картинок. Когда полностью сюжет картины рассмотрен, предлагаю составить полный рассказ. Чётко, связно и выразительно рассказывают по картине: Лёня, Арина, Аня, Оля Б., Полина Г.  Дёма и  Рома испытывали некоторые трудности, но я направила их с помощью наводящих вопросов. В ходе этих занятий у детей развиваются творческие и мыслительные способности, дети учатся связно говорить,  переходя от одного к другому.

На занятиях по миру природы также используем картины. Например, я задаю детям загадку, дети отгадывают её и я показываю картину с изображением того или иного животного. Например, мы рассматривали ежа, я задаю вопросы: «Кто изображен на картине?», «Где он находится?», «Какой он, что умеет делать, чем питается?». Затем прошу детей полностью рассказать о еже, что они знают.

Или например, играем в загадки. Я показываю одному ребёнку животного, например лису. Этот ребёнок как бы превращается в лису и начинает рассказывать про себя (чем питается, где живёт, какой окрас) другие дети отгадывают, какое животное описывает ребёнок. Такие приёмы также развивают у детей память, внимание, связную речь.

Нередко на занятиях по познавательно- речевому развитию использую метод ТРИЗ. Особенностью данных занятий является наличие в них игровых, сказочных ситуаций, которые вводят детей в проблему, состояние поиска, стимулирует мыслительные процессы и развивает речь детей.

Например, детям предлагается найти выход из ситуации: « Во время отдыха на берегу озера ночью пошёл сильный дождь- уехать домой нет возможности. Как быть?». Дети стали предлагать свои варианты, чтобы выйти из этой ситуации. Лера предложила взять палки и поставить их в виде шалаша, а затем накрыть сверху ветками, и там переждать дождь. Дёма сказал, что с собой были взяты зонты, и надо спрятаться под ними. Арина придумала, что можно встать под большое дерево, где много веток и листьев, но если будет гроза, то тогда под дерево прятаться нельзя, надо искать кустарник.

Также проводятся игры на развитие творческого воображения «хорошо- плохо», «наоборот», «да- нет». Ещё детям  предлагаю самим придумывать загадки на заданные темы. На тему «животные», Ира придумала такую загадку:  

Живёт в лесу,

Сама рыжая.

И всех хитрее.

(Лиса)

Использую следующий методический приём, игра « Чем это  могло быть?»- цель таких приёмов развивать воображение детей, мысленно дорисовывая  предмет, закреплять знания детей о ранее полученных  знаниях: о деревьях, видах транспорта и т.д.

Например, я русую овал- спрашиваю детей, чем это могло быть? Дети выдают разные версии. Максим предложил, что это будет паучок.  Я рассказываю дальше; шел- шел паучок и вдруг увидел….( рисую три вертикальные палочки), дети фантазируют и предлагают разные варианты. Полина предложила, что это могут быть деревья ( я только дорисовываю крону) . Такие занятия помогают детям развивать фантазию, логическое мышление, дети начинают вспоминать то, что они раньше изучали, также развивается речь ребенка.