«Использование здоровье сберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в рамках требований ФГОС»

Еремеева Екатерина Сергеевна

«Использование здоровье сберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в рамках требований ФГОС»
 

Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.
Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление Ии развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи:
• Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.
• Формировать начала музыкальной культуры.
• Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
• Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:
• Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
• Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры города.
• Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; Создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
• Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
• С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
• Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

 

Новизна музыкально-оздоровительной работы состоит в следующем:
В музыкальном развитии, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья.
Например, начинаю музыкальную деятельность с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией.
Перед пением песен – занимаюсь дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок, с целью профилактики простудных заболеваний.
Речевые игры сопровождаю музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совмещаю с музыкотерапией.
Применяем новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию, включающие вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.
Использую следующие виды музыкальной деятельности - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные.
По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Использую следующие здоровьесберегающие технологии:

Валеологические песенки-распевки.
С них начинаю музыкальную деятельность.
Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимает настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшает эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Например, песенка-распевка «Здравствуйте».
Солнышко ясное, здравствуй!
Небо прекрасное, здравствуй!
Все мои подружки, все мои друзья,
Здравствуйте, ребята! Как люблю вас я!

Дыхательная гимнастика.
Постепенно включаю упражнения дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А.Стрельниковой.
С помощью дыхательной гимнастики повышается развитие певческих способностей детей.
Основными задачами дыхательных упражнений в музыкальной деятельности являются:
• Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
• Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
• Тренировать силу вдоха и выдоха.

«Ладошки»
Ладушки – ладошки, -
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем,
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем. Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю. На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох, на 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха – движения, затем отдыхаем 3-5 секунд. Норма: 4 раза по 4 вдоха – движения. («Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи» и др)

Артикуляционная гимнастика.
В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.
Задачи артикуляционной гимнастики:
• Развивать певческие способности детей.
• Формировать артикуляцию различных звуков.
• Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ.
• Развивать чувство ритма.
• Учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз.

Использую иллюстрации, презентации, игрушки и др. Проводить эту работу в игровой форме, эмоционально.
«Жаба Квака» (комплекс упражнений для мышц мягкого неба и глотки).
Жаба Квака с солнцем встала,
Сладко – сладко позевала
Травку сочную сжевала
Да, водички поглотала
На кувшинку села, песенку запела:
«Ква-а-а-а!»
«Квэ-э-э-э!»
«Ква-а-а-а!»
Жизнь у Кваки хороша!
(«Котик рыжик» и др.)
дети зевают
имитируют жевание
движение, глотание

произносят звуки
отрывисто и громко
Оздоровительные и фонопедические упражнения
«Погреемся», «Капризка», «Голоса вьюги», «Страшная сказка», «На коньках» и др.
Упражнение «Погреемся».
Мерзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко. Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а». Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот.

Упражнение «Капризка».
Я не буду убираться!
Я не буду кушать!
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать. Дети сначала кричат «А-а-а!»,
Затем воют «У-у-у!»,
А потом визжат «И-и-и!»

Игровой массаж
Игровой массаж тела «Зайка».
Зайка белый прибежал
И по снегу прыгать стал.
Прыг-скок, прыг-скок!
Непоседа наш дружок.
Зайка прыгнул на пенек,
В барабан он громко бьет:
Бум-бум-тра-та-та!
Зимой погода – красота!
А в лесу такой мороз!
Зайка наш совсем замерз.
Лапками – хлоп – хлоп!
Ножками – топ – топ!
Носик – трет – трет – трет!
Ушки – мнет – мнет – мнет.
Прыгай выше, зайка,
Зайка – попрыгайка. Дети легко постукивают пальцами по ступням ног
Дети шлепают ладошками по коленям
Дети хлопают ладошками по плечам
Хлопают в ладоши
Топают
Поглаживают крылья носа
Пощипывают ушки
Легкие прыжки
Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре.
Пальчиковые игры.
В музыкальной деятельности применяю пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук. Тексты для этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки.
«Медведь».
Мишка по лесу ходил,
Звонки песни выводил:
Тру – ту – ту! Тру – ту – ту!
Всем я лапотки сплету.
Себе – большие,
Жене – меньшие,
Сыну – с носочком,
Дочке – с цветочком,
А соседу – заиньке
Сплету лапти меленькие. Стучат кулачками по коленям
Подносят кисти рук к губам, изображая дудочку
Кисти рук «в замочке». Загибают пальцы правой руки по одному.
«Грибочки».
Как в лесу – лесочке
Выросли грибочки.
Мы корзиночку возьмем
И грибочки соберем:

На лесной опушке
Красуется волнушка,
На пеньке – опята,
Дружные ребята.
А в травке – лисички,
Рыжие сестрички.
Груздь на крепкой ножке
Так и просится в лукошко! Руки сцеплены «в замок». Поднимают постепенно руки вверх.
Левая рука согнута в локте наподобие корзинки, правой рукой «собирают в корзинку грибы».

Загибают на левой руке пальцы по одному.
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально – оздоровительной работы. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно – игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов, М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыкальная деятельность с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.
Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Скрипки, виолончели и гитары развивают в человеке чувство сострадания.
Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это нее значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Хорошо, если утром детей будет встречать солнечная мажорная классическая музыка. Для расслабления снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон, необходимо воспользоваться мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Для пробуждения используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Можно провести комплексы упражнений для пробуждения («Зайчата», «Просыпайтесь, глазки!», «Потягушка», «Котята»).

Примерная схема музыкальной деятельности с применением здоровьесберегающих технологий.
Подготовительная группа (длительность занятия 30 минут)

Список музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности.

Классические произведения
1. Бах И. «Прелюдия до мажор».
2. Бах И. «Шутка».
3. Брамс И. «Вальс».
4. Вивальди А. «Времена года».
5. Гайдн Й. «Серенада».
6. Кабалевский Д. «Петя и волк».
7. Кабалевский Д. «Клоуны».
8. Лядов А. «Музыкальная табакерка».
9. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада».
10. Моцарт В. «Турецкое рондо».

Детские песни
1. «Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский).
2. «Бу-ра-ти-но» (из к/ф «Буратино», Ю.Энтин, А.Рыбников).
3. «Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский).
4. «Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский).
5. «Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский).
6. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю.Энтин, М.Минков) .
7. «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю.Энтин, М.Минков).
8. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М.Пляцковский, Б.Савельев).
9. «Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю.Энтин, Е.Крылатов).
10. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков).

Музыка для пробуждения после дневного сна
1. Боккерини Л. «Менуэт».
2. Григ Э. «Утро».
3. Дворжак А. «Славянский танец».
4. Лютневая музыка XVII века.
5. Лист Ф. «Утешения».
6. Мендельсон Ф. «Песня без слов».
7. Моцарт В. «Сонаты».
8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов».
9. Мусоргский М. «Рассвет на Москве-реке».
10. Сен-Санс К. «Аквариум».

Музыка для релаксации
1. Альбинони Т. «Адажио».
2. Бах И. «Ария из сюиты №3».
3. Бетховен Л. «Лунная соната».
4. Глюк К. «Мелодия».
5. Григ Э. «Песня Сольвейг».
6. Дебюсси К. «Лунный свет».
7. Колыбельные.
8. Римский-Корсаков Н. «Море».
9. Свиридов Г. «Романс».
10. Сен-Санс К. «Лебедь».
11. Чайковский П. «Осенняя песнь».
12. Чайковский П. «Сентиментальный вальс».
13. Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор».
14. Шуберт Ф. «Аве Мария».
15. Шуберт Ф. «Серенада».