Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

Еремеева Екатерина Сергеевна

Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

Известно, что театрализованная деятельность, наиболее близкая по своей природе сюжетно-ролевой игре ребёнка-дошкольника, является одним из наиболее предпочтительных средств воспитания детей, поскольку даёт возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к целостному развитию личности ребёнка, интегрировать различные виды художественной деятельности. Это создаёт особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Театрализованная деятельность даёт возможность осуществлять практически все образовательные направления. Особенно ценно, что в театрализованных играх создаются условия для развития эмоциональной сферы детей, а также для воспитания у них нравственно-коммуникативной культуры.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности. Учитывая выше сказанное, меня, музыкального руководителя с 12-летним стажем привлекла театрализация. Таким образом, определила цель своей работы:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Для осуществления данной цели наметила следующие задачи:

- развивать познавательный интерес к театральной деятельности;
- учить навыкам общения и коллективному творчеству
- развивать эстетические способности детей;
-развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении;
- побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации;
-создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых

В рамках данной темы я работала в течение двух лет с 2009 по 2011г. Свою работу я начала с того, что разработала систему развития творческих способностей по направлениям:
Реализация детско-родительского проекта «Театр как способ развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Раскрою содержание работы по этим направлениям.
В качестве основы организации занятий студии, использовала методические разработки Елены Анатольевны Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду» и
Татьяны Николаевны Дороновой «Играем в театр».

Данный вид деятельности организовывала еженедельно по 30 минут. В результате формировала навыки театрализованной деятельности через использование разнообразных форм и приемов работы:
- через беседу и разыгрывание сказки «Бременские музыканты» познакомила детей с основами кукольного театра и правилами кукловождения;
- использовала пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук. Где правая рука делает различные надавливающие, постукивающие движения левой руке, при повторении игры руки меняются. Например:
«Утречко»
Утро настало,
Солнышко встало,
Эй, братец Федя, разбуди соседа!
Вставай, большак,
Вставай, указка,
Вставай Серёдка,
И крошка - митрошка!
Привет, ладошка!
Все потянулись и проснулись.
Кроме того, использовала упражнения, необходимые для кукловождения. Например, упражнения на развитие большого, указательного и среднего пальца, т.к. на них приходится основная нагрузка во время управления куклой: «Флажок», «Птички», «Пчела» и т.д.
-упражнения на развитие дикции. С артикуляционной гимнастики и скороговорок я традиционно начинала каждое занятие.
-упражнения для развития речевой интонационной выразительности. Особенно детям нравились малые стихотворные формы, они легко запоминались детьми, их легко было разыграть. Например, разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска»
Хозяйка. Здравствуй, киска как дела?
Что же ты от нас ушла?
Киска Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете
На хвостик наступаете!
Разыгрывается ситуация в паре, каждая пара детей представляет свою вариацию. Хозяйка рада, что нашла киску или наоборот, рассержена. Киска обижена или относится с пренебрежением к хозяйке.
- упражнения на развитие выразительной мимики; Для эффективности упражнений я активно использовала пособие «Пиктограммы эмоций», упражнения мы проводили перед зеркалом, меняя мимику лица.
-Через игры и этюды познакомила со средствами драматизации: жестом, движением, Например, игра «Расскажи стихи руками»
«Зёрнышко» Токмаковой.
Выйди, выйди, солнышко,
Мы посадим зёрнышко,
Скоро вырастет росток,
Потянется на восток,
потянется на восток,
Перекинется через мосток,
По мосточку мы пойдём,
В гости к солнышку придём.
-занималась подготовкой (репетиции) и разыгрыванием инсценировок;
Работу над инсценировкой начинала со знакомства с сюжетом (чтения пьесы, просмотра иллюстраций). После чтения беседовала с детьми, выясняла их эмоциональное отношение к героям, поступкам, особенностям их характера (где они живут, как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг другом).
Далее шло обсуждение кандидатур на роли персонажей пьесы, распределение ролей и непосредственная работа над ролью.
Работа с артистами над сценической выразительностью заключалась в следующем: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, место его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации. Репетиция пьесы проходит по отдельным сценам, диалогам. Далее проводила объединённую репетицию для всех участников, с атрибутами. Генеральная репетиция участников сценки проходила в костюмах. Далее шла премьера и обсуждение с детьми результатов сценки.
В итоге, за 2 года были подготовлены и показаны следующие инсценировки:
• «Цирковое представление» - на Новогоднем празднике, где дети были цирковыми артистами, что позволило мне провести весёлое представление для детей и взрослых.
• «Лесной зонтик» - на Осеннем празднике. Нравственная сценка по мотивам сказки В. Сутеева, где дети выступали в «образе» зверей, учились дружить и помогать друг другу.
• «Лесная аптека» - осеннее развлечение было построено на материале сценки, где каждый ребёнок группы сыграл свою небольшую значимую роль.
• «Дочки-матери» - на День матери. Весёлая сценка в стихах, содержание которой имеет большое воспитательное значение для детей.
• «Спор ёлочных игрушек» - на Новогоднем празднике. Шутливая сценка, где каждый ребёнок примерил на себя «образ важной ёлочной игрушки».
• «Рождественские колядки»- участники студии показывали обряд колядования детям старшего и среднего возраста, познакомили их с одним из самых таинственно – притягательных обычаев русского народа.
Так же в театральной студии шла большая подготовительная работа по подготовке мероприятий в рамках проекта, о котором расскажу далее.

Итак, второе направление системы развития творческих способностей:
Реализация детско-родительского проекта с воспитателями «Театр как способ развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Участниками этого проекта стали воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста и родители воспитанников.
Проблематикой данного проекта мы считали:
¾ недостаточность активности детей в драматизациях сказок;
¾ недостаточность развития дикции детей, диалогической и монологической речи;
¾ недостаточность сформированности нравственных представлений у детей;
¾ слабое проявление творческих способностей у замкнутых детей.

 

Проектная идея:
¾ приобщить детей к ценностям театральной культуры,
¾ развивать их художественно-творческие способности;
¾ привлечь родителей к совместной творческой деятельности.
Планируя работу над проектом, мы предполагали добиться следующих результатов:
¾ положительную динамику в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
¾ пополнение и активизация словаря детей;
¾ формирование выразительности исполнения художественного образа: мимики, пантомимики.
¾ улучшение речевой памяти;
¾ получение детьми знаний о разновидностях театров;
¾ развитие партнерских взаимоотношений с семьями в рамках совместной работы над проектом;
¾ создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию театрально-творческих способностей детей.
Первым итоговым мероприятием данной работы стало дефиле авторских костюмов выполненных из бросового материала «Очистим нашу планету. Дети получили положительный эмоциональный настрой, почувствовали уверенность в себе, желание показать себя в новом костюме.
Следующим мероприятием по реализации проекта стал показ детьми кукольного театра «Бременские музыканты». Как я уже сказала,обучение детей кукловождению и работа над выразительностью текста проходила на занятиях театральной студии.
Заключительным этапом первого года нашей совместной деятельности стала постановка сказки-мюзикла «Заюшкина избушка» автора Ирины Викторовны Бодраченко, где я работала над выразительностью речи (монологов, диалогов), над пантомимикой, разучивала музыкальные композиции, танцы, финальную песню, песни персонажей, входящие в спектакль.
Сказку «Заюшкина избушка» мы представили вниманию детей средних, старших и подготовительных групп нашего д/с. и еще выступили перед родителями на общесадовой конференции.
Работая над проектом, я разработала рекомендации родителям об эмоциональном настрое юных артистов, по формированию «положительной» самооценки детей в театральной деятельности и познакомила с ними на родительском собрании. Вы видите рекомендации на слайде.
-Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
-Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит разыграть, а после спектакля - полученный результат.
-Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
-Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и др.
-Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.
-Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.
-Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства.
-По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.
Условия для развития театрализованной деятельности:
1. Игры на выражение эмоций «Пиктограммы солнышко».
2. Разнообразные виды театров: кукольный, пальчиковый.
3.Костюмы, маски, шапочки, короны, бижутерия, декорации к спектаклям «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди».
Инновационность своей деятельности в рамках выбранной темы вижу в том, что использовала проектный метод, кроме того использую нетрадиционную диагностику по выявлению уровня развития театрализованных способностей у детей старшего дошкольного возраста. А.Е. Антипина предлагает новые диагностические параметры
1)Основные принципы драматизации:
а) Умение давать оценку поступкам действующих лиц спектакля;
б) Владение выразительностью речи;
в) Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё.
2) Основные навыки театрального мастерства:
а) Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;
б) Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.
Регулярность проведения занятий, их системность, а не спонтанность позволяют мне добиться высоких результатов. Сравнительный анализ уровня музыкального развития можно увидеть в диаграмме. По результатам диагностики видно, что на первом году обучения низкий уровень был по таким критериям как дикция, выразительность речи, мимика, жесты. Дети еще не умели передавать эмоциональные состояния героев сказок.
К концу второго года обучения дети научились правильно передавать интонацией, мимикой, жестами настроения героев сказки. Дети стали артистичнее, им нравиться выступать перед зрителями.