Развитие и коррекция речи с использованием технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ

Мельникова Валентина Миндыкановна

Развитие и коррекция речи с использованием технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ

В своей практике использую различные игры на основе технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ. Данные игры способствуют активизации словаря, детского словотворчества, развитию творческого воображения, эмоциональной отзывчивости к процессу общения и познанию объекта, а также развитию мотивации осуществлять позитивное речевое  взаимодействие с собеседником, создает ситуацию успеха для каждого ребенка

Применение технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Игра «Да-нетка»

Цель: способствовать формированию у детей пространственных ориентиров и сужению поля поиска объекта в разных видах пространств. Создать условия для усвоения обобщенной модели сужению поля поиска в пространстве, развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска;
обогатить словарь ребенка, обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и  настойчивость в достижении поставленной цели.

Правила игры. Ведущий загадывает один объект и отвечает на вопросы словами «да» или «нет», а дети, сужая поле поиска отгадывают его.

Игра «Шифровальщики»

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к            процессу заучивания.

Правила игры. Логопед предлагает детям придумать символ (код) к словам, таким образом дети шифруют текст, стихотворение, что облегчает процесс запоминания воспроизведения.

Составление сравнений

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления сравнений. Создать условия для усвоения обобщенной модели.

Сравнения составляются по схеме:

Объект1

image
значения признаков

image
слова помощники

image
Объект 2

Например: глаза черные, как ягоды смородины.

 

Составление загадок

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления загадок.

Правила игры. По опорной  таблице у объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос "Какой?", и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.

Какой?

Что такое же?

 

Дети придумали такую загадку:

добрая, как солнышко,

красивая, как цветочек,

ласковая, как ветерок,

дорогая, как золото,

хорошая, как погода,

заботливая, как пчелка (мама)

 

Создание метафоры

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления метафор. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления метафор.

Метафора – (от греч.) перенесение. Употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.

Правила игры.

 1.Берется объект, про который будет составляться метафора

 2.Выявляются признаки объекта

 3.Выбирается один, наиболее ярко характеризующий объект.

 4.Выбирается объект 2 с таким же свойством

 5.Определяется место объекта 1.

 6. Для составления  метафоры надо взять  объект 2 и указать место расположения объекта.

 7.  Составить предложение с этими словами.

Дети придумали такие метафоры: Мама-пчелка семьи, папа-король дома, снежинки-цветы зимы.

 

Упражнения для звукового анализа и синтеза

Игра «Да-нетка»

Цель: формировать навык звукового анализа слова, обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и  настойчивость в достижении поставленной цели.

Правила игры: логопед выставляет звуковую схему слова, дети задают вопросы, сужая поле поиска, логопед отвечает на вопросы словами «да» или «нет»

 

-это живое (да)

-это человек (нет)

-это летает (да)

-это птица? (нет)

-это муха? (да)

 

Игра «Отгадай загадку»

Цель: формирование навыка звукового анализа слова

Правила игры. Логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Игра «Подбери слово к схеме»(круги Луллия)

Цель: формирование навыка звукового анализа слова.

Правила игры.  Дети раскручивают круги и должны соотнести картинку (слово) со звуковой схемой.