Общение с детьми дошкольного возраста

Рябинина Ирина Владимировна
Когда ребёнок проснётся: - обязательно улыбнитесь и скажите ему: «Доброе утро!»; - радуйтесь своему малышу каждую минуту, обращайтесь с ним ласково, осуществляйте тактильный контакт; - не стесняйтесь говорить ему о том, что вы его любите. Любовь рождает в малыше ощущение защищённости, уверенности, свободы; - относитесь к ребёнку бережно, он нуждается в том, чтобы от близких людей с утра слышать добрые слова: «Мы очень любим тебя», «Ты наша радость, наше счастье…»; В течение дня: - не сравнивайте его с другими близкими людьми, родственниками, детьми в их пользу, чтобы он не чувствовал себя ущемлённым; - каким бы он ни был, он должен ощущать себя неповторимым, единственным, особым: «Ты нам нравишься таким, какой ты есть!»; - успокаивайте и поддерживайте ребёнка, проявляйте внимание к его настроению, желаниям, чувствам: «Мне понятно твоё волнение, твоя радость, твоя грусть…»; - поощряйте стремление задавать вопросы, откликайтесь на любую просьбу малыша, если он чем-то расстроен: «Я помогу тебе, не переживай», «Иди ко мне, я тебя пожалею» и т.д.; - не используйте в общении с ребёнком резкие формы воздействия – это может спровоцировать агрессивную вспышку; - не увлекайтесь нотациями – от них нет особой пользы; - признавайте за ребёнком возможность посильного участия в любом деле, которым вы заняты.Помните: взрослому сделать самому проще; сделать вместе с ребёнком – важнее. Предъявляя требования к поведению ребёнка: - будьте последовательными; не позволяйте ребёнку сегодня делать то, что вчера ему запрещалось; - не устанавливайте для ребёнка множество правил – он перестанет на них реагировать. Постепенно, но ежедневно приучайте его к соблюдению лишь определённых норм поведения (например, «Говори тише»); - старайтесь в присутствии ребёнка выражать различное отношение к тем или иным явлениям, оценивая их определёнными словами: «хорошо», «плохо» и т.д.; - помните, что ребёнок в 2 года лучше понимает инструкции, побуждающие к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Например, вместо «Не трогай, не бегай!» лучше сказать: «Положи на место, сядь, посиди»; - вводите чёткую систему конкретных запретов; произносите их громко и чётко. Запретов не должно быть много, но старайтесь следовать им неукоснительно; - не принуждайте ребёнка делать то, к чему он ещё не готов; не настаивайте на чём-либо, если он устал или чем-то расстроен; - предоставляйте ребёнку самостоятельность в выборе игрушек, занятий; взаимодействуйте с ним в мягкой форме, без насилия». Оценивая поведение ребёнка, его действия и поступки: - чаще поощряйте его, не скупитесь на награду или поцелуй; - через похвалу и ласку стимулируйте в ребёнке необходимые ему качества: мальчику чаще говорите, что он смел, ловок; девочке – что она добрая, заботливая; - порицание используйте реже, и оно должно относиться к конкретным действиям, а не к личности в целом: «Ты хорошая девочка, но ты не должна рвать книгу, это не хорошо»; - не унижайте достоинство ребёнка, не акцентируйте внимание на его неудачах; - если вы поступили неправильно, научитесь просить прощение у малыша – это не разрушит ваш авторитет, а только укрепит его; - когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов «Ты всегда…», «Ты вообще…», «Вечно ты…». Он лишь сегодня сделал что-то не так, вот об этом и скажите: «Я тебя люблю, но мне не нравится: - как ты сегодня (сейчас) разговариваешь со мной; - поощряйте совместные игры ребёнка с другими детьми. Если…,то… - Если ребёнок капризничает, упрямится, постарайтесь выяснить причину его недовольства и только после этого принимайте какое-либо решение. - Если ребёнок увлечённо играет один, постарайтесь не беспокоить его, чтобы не разрушить мир, который он создал. - Если ребёнок не хочет купаться, постарайтесь чем-либо привлечь его внимание: положите в ванну плавающие игрушки, попускайте мыльные пузыри, поиграйте с малышом в водный пистолет. - Если вы раздражены, говорите с ребёнком тише, едва слышно – это способствует снятию психического напряжения. Любите своего ребёнка таким, каков он есть!