Мотивация младших дошкольников на совместную деятельность

Гимельберг Анна Валерьевна

Мотивация младших дошкольников на совместную деятельность

 

Все началось с того, что однажды на мое предложение поиграть я услышала от трехлетнего ребенка: «Не хочу».

- Странно, ты же говорил, что любишь играть в машинки, - удивилась я.

- Я в планшет люблю играть, - в свойственной ему манере -  улыбаясь – ответил мальчик. – Там молния Макуин, - а дальше началось эмоциональное звукоподражание.

Я вздохнула, взглянув на принесенный из дома старенький компьютер. Да, древняя ХР такие игры не потянет… Да и надо ли?..

Передо мной стала стена, которую я всячески обходила, ретушировала, закрывала глаза. И вот, наконец, столкнулась с ней, как с некой неизбежностью.

Не хочу.

Не хочу играть, проявлять инициативу, фантазировать. Хочу потреблять яркие, пусть и искусственные, впечатления.

И это стремление ребенка скорее «потребить» упакованную в шуршащую мишуру бесполезную вещь вносит свои коррективы в мою работу. Стремление, отрицаемое ФГОС, но взращиваемое философией современного рынка, обществом и родителями.

Формирование познавательного интереса как целевой ориентир – без насильственного усаживания за парту, без декларирования точки зрения взрослого – в потребительском дискурсе процесс довольно сложный и путаный. И строго-официальный ФГОС ДОО ставит перед воспитателем задачу этот процесс оформить, сформировав у ребенка устойчивую мотивацию и к учебной, и к любой другой деятельности. Значит, вопросу роста мотивации следует уделить больше внимания.

Если углубиться в этимологию термина «мотив», можно найти в его основе латинский глагол «moveo» - «двигаю». Действительно, мотив – это движущая сила всех человеческих действий, в т.ч. тех, которые сложно осознать или объяснить. Мотивация же – это система мотивов. Соответственно, для того, чтобы воспитателю понять, каким образом строить свою работу и какие приемы повышения мотивации применять, необходимо разобраться в системе факторов мотивации. Рассмотрим их:

1.       Сама образовательная система, образовательное учреждение. Разница программ, принципов построения образовательного процесса в различных учебных учреждениях требует особенных условий для создания мотивации у детей.

2.       Организация образовательного процесса. Чем актуальней его форма для детей того или иного возраста – тем выше мотивация, тем лучше результат деятельности педагога.

3.       Субъективные особенности ребенка. От его темперамента, способности включаться в работу,  искать и усваивать информацию также зависит уровень его мотивации.

4.       Субъективные особенности педагога и, прежде всего, его отношение к ребенку. Логично предположить, что чем более педагог расположен к ребенку, чем выше его собственный интерес к излагаемому материалу, тем выше уровень замотивированности у дошкольника.

5.       Специфика предмета, образовательной области. Кто-то может часами рассматривать картинки, но с осторожностью относится к спортивному инвентарю; для кого-то вымолвить хоть слово – целая проблема, но в составлении узора ему нет равных. Интересы у детей различны, как и специфики образовательных областей, их покрывающих.

Мотивация бывает внешняя (похвала, подарки) и внутренняя (непосредственно интерес, любопытство). В работе с детьми педагог, конечно, нацелен развить второй ее вид. Для этого необходимо изучить мотивы, движущие ребенком просто в силу его возраста и усредненных психологических особенностей. Это могут быть:

1.       Мотивы интереса к миру взрослых. Стремление действовать как взрослые.

2.       Мотивы игровые, связанные интересом к самому процессу игры.

3.       Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми.

4.       Исследовательские и соревновательные мотивы.

5.       Мотивы самолюбия и самоутверждения.

6.       Нравственные мотивы.

Иными словами, мотивы ребенка так или иначе подкрепляются извне системой ценностей социума, в котором он находится, и внутренним интересом к познанию, заложенным в него природой. Как мы видим, этот внутренний мотив познания, культивируемый раньше общением ребенка в разновозрастных дворовых группах, уступил место системе вещизма и максимальной физической изоляции от людей.

Чтобы понять, как поднять уровень заинтересованности и активности в деятельности  ребенка, необходимо разобрать механизмы мотивирования, а также приемы, которые не без успеха удалось реализовать и мне в моей работе с дошкольниками.

Во-первых, и это не секрет, огромное значение имеет позитивный настрой ребенка. Если ребенку комфортно, он легко соглашается практически на любой вид деятельности. А комфортно ребенку тогда, когда его 1) принимаю таким, какой он есть; 2) видят его достижения и хвалят за них. Иными словами, использование личностно-ориентированного подхода существенно помогает в формировании внутренней мотивации ребенка.  При наполняемости групп в 30 и более человек уделить каждому из них хоть сколько-нибудь времени сложно. Тем не менее, обратить свое внимание на ребенка в режимных моментах и похвалить его возможно. И действенно. Похвала – и это отмечается многими отечественными и зарубежными детскими психологами и педагогами – волшебным образом меняет ребенка, превращая хулигана в помощника. Акцентирование внимания на достижениях, пусть и небольших, персональные выставки работ или фотографий способны дать хороший стимул к деятельности и сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию, к чему, в целом, и стремится дошкольное образование.

Второй прием – использование приемлемой, адекватной формы совместной деятельности. Иными словами, те способы организации работы с детьми, которые дают хорошие результаты в начальной школе, неадекватны возрасту дошкольному. Основная форма взаимодействия с детьми до 7 лет – игра. Поэтому очень важно превращать любую образовательную деятельность в игру. В моей группе очень популярны игры-квесты, игры-бродилки. Пространство группы организуется так, чтобы в нем можно было двигаться по определенному маршруту в поисках подсказки и выполнять задания. Эта форма очень удобна, т.к. дети не сидят на месте, воспитатель способен охватить своим вниманием всех детей. Кроме того, подобные игры способны помочь детям научиться соблюдать правила, развивают наблюдательность и интерес к исследовательской деятельности. Вообще, полезно превращать любой НОД в игру. НОД по ФЭМП может, например, проходить как игра в разведчиков, где дети и воспитатель сначала вместе формулируют игровую задачу (перехватить шифровку), потом предлагают способы, как эту задачу реализовать, и, наконец, погружаются в непосредственно игровую деятельность в рамках НОД (составление композиций из геометрических фигур, составление рядов и т.д.). Интересно, что при использовании данного метода работы улучшились показатели по социально-коммуникативному развитию у детей. Предлагаемая работа в микрогруппах и подгруппах существенно облегчила формирование положительного эмоционально-ценностного компонента у ребят, поставленных в процессе НОД в условия необходимости взаимодействия и поиска подхода решения совместных задач. Детям интересно, они включены в совместную деятельность, видят результаты своей работы, положительно реагируют на похвалы воспитателя и друг друга.

Третий способ повышения мотивации – включения ИКТ в образовательный и игровой процесс. Использование ИКТ – сама по себе мотивация в наш век технологий, когда дети больше смотрят телевизор, чем читают. В процессе НОД мы иногда используем мультфильмы. Однако мы не включаем их просто так, они всегда являются элементом образовательной деятельности, в т.ч. и мотивирующим. К примеру, в  процессе НОД с речевой и познавательно-экспериментальной интеграцией, мотивирующим элементом оказался как раз мультфильм про эхо. В начале просмотра детям была дана установка  запомнить все, что их удивит. После просмотра мы решили записать все, запомнили дети и объяснить, кто главный герой и почему. Детьми было выявлено, что главным героем является Эхо, и они решили попробовать создать его в условиях группы. Мы подумали, как это сделать, и решили немного покричать в разные предметы (доски, ведра, банки и пр).

Когда мы говорим о мотивации школьников к предмету, мы подразумеваем использование проблемных методов: частично-поискового и исследовательского, - использование интересных актуальных материалов. С дошкольниками мы можем использовать эти методы тоже. Создание проблемных ситуаций, когда дети сами объясняют, в чем проблема, почему у воспитателя или персонажа что-то не получается (вырастить цветок, например), они во-первых, стремятся узнать о теме как можно больше, и во-вторых, самообучаются в процессе объяснения. Сложно также переоценить пользу, которую приносит экспериментирование и использование материалов, которые родители не дают детям дома. Мы со старшими девочками любим иногда поиграть с тканями и нитками. Работа с иглами и ножницами также по душе детям. Проблема в том, что дома родители опасаются учить дочерей пользоваться этими предметами, формируя у них стойкий негативизм к рукоделию, а иногда и фобии. В группе под руководством воспитателя в микрогруппах эта прореха в домашнем образовании заполняется вполне конкретными действиями. И речь идет не о старшей или подготовительной группе, а о детях от трех до пяти лет. Результаты получаются весьма вдохновляющие: дети заинтересованы, каждый день спрашивают, чем еще интересным мы сегодня будем заниматься. То есть, замотивированными становятся не только дети, но и воспитатель.

Наконец, привлечение внимания родителей к работе в группе оказывается серьезным стимулом для развития мотивации детей. Конечно, не последнюю роль играет проектная деятельность, наиболее приспособленная для организации как работы в группе, так и для образовательной деятельности в домашних условиях между родителями и детьми.  Как ни странно, родителей тоже приходится мотивировать на работу с детьми и воспитателями. Происходит этот процесс через детей. Его механизмы понятны. Заинтересовали детей - те привлекли родителей. И через информирование родителей о нашей деятельности в группе. Для этого мы вывешиваем информацию о теме недели и способах достижения ЦО в течение этой темы. Результаты есть: родители в курсе и готовы подключаться к работе группы.

Использование в системе всех вышеперечисленных приемов может существенно повысить уровень именно внутренней мотивации у дошкольников. Однако, как можно привлечь внимание во время НОД, если ребенок все-таки отвлекается? В своей работе я использую следующие приемы:

1.     Звуковые эффекты. Неожиданное звуковое сопровождение (колокольчик, разбитое стекло и пр.) может стать хорошим стимулятором внимания.

2.     Наличие определенной символики, в т.ч. языковой. Можно договориться с детьми, что когда воспитателем будет показан определенный знак (или произнесено определенное слово), дети совершат конкретное действие (встанут в круг, хлопнут в ладоши, подпрыгнут и пр.). Тем самым воспитатель стимулирует внимание у детей, развивает слух, формирует умение создавать и следовать правилам игры.

3.     В процессе НОД может случиться «чудо», «волшебство», фокус. Это очень радует детей и помогает им включиться в совместную деятельность.

4.     Дети очень живо реагируют на призыв о помощи и всегда готовы протянуть руку воспитателю или персонажу.

5.     Вопросы, похвалы, ласковые прикосновения во время НОД помогают каждому ребенку почувствовать себя более значимым и, как следствие, более замотивированным.

6.     Наконец, возможность детям взять на себя ответственность за решение проблемного вопроса, распределение ролей, организацию игры стимулирует самостоятельность и реализацию многих социальных и познавательных мотивов прямо во время НОД или СД.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что способов увеличения мотивации и создания новых мотивов множество. Реализация этой цели зависит от педагога, его мастерства и самое главное – от его замотивированности в процессе.