Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе

Поваляева Галина Александровна

Семья - основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. В семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Одним из направлений коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка. 

Логопеду целесообразно систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с детьми. Поэтому первое родительское собрание продуктивно провести в конце августа или начале сентября. На нём родителей следует познакомить со структурой и работой данного учреждения, программой воспитания и обучения, задачами и содержанием работы в течение всего года, а также с правилом и распорядком дня. Уместно поговорить о необходимости проведения с детьми серьёзной коррекционно-воспитательной работы, подвести родителей к пониманию того, что предстоит приложить немало собственных усилий для развития ребёнка [1].

Основными, наиболее приоритетными задачами в организации работы логопеда с родителями являются: формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребёнком в качестве активных участников коррекционного процесса.

Как показывает опыт, родители отмечают, что приёмы повышения уровня их педагогических знаний, совместная деятельность со специалистом способствует качественной и эффективной организации работы с детьми.

Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослым, закрепления пройденного материала оказываются совместный с детьми театр, праздники, конкурсы, походы, экскурсии.

Анкетирование родителей выявляет анамнестические данные каждого ребёнка. Сбор анамнестических данных осуществляется логопедом в ходе обследования детей на начало обучения. Необходимую информацию о ребёнке и его семье, а также трудностях, с которыми сталкиваются родители в вопросах обучения и воспитания детей логопед получает от родителей на протяжении всего периода пребывания ребёнка в логопедической группе. Анкетирование также может предполагать определение запросов родителей о дополнительном образовании детей, определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей, выявление мнения родителей о ДОУ.

Индивидуальные беседы и консультации специалистов с родителями  побуждают к обмену мнениями, способствуют установлению взаимопонимания, дают родителям полезные сведения и вооружают их практическими рекомендациями, проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями. Задачи индивидуальных бесед и консультаций – оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания, оказание индивидуальной методической помощи.

Немаловажным аспектом в работе с родителями является и оформление папок, тетрадей с домашним заданием, которое необходимо выполнять с ребёнком. Продуктивно в их содержание включать методические материалы по формированию словаря и лексико-грамматических категорий у ребёнка .

Продуктивным методом работы логопеда с родителями является ведение индивидуальных тетрадей для домашних заданий. Логопеду целесообразно фиксировать необходимые задания и рекомендации по коррекции нарушенного звукопроизношения, развитию навыков автоматизации и дифференциации звуков речи. Уместно предлагать игры, игровые упражнения и приёмы по преодолению речевого дефекта ребёнка. Эффективно в тетрадях фиксировать вопросы, сомнения относительно качества выполнения заданий ребёнком. Тетрадь продуктивно заполнять 2–3 раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка [5, с. 66].

Высокими потенциальными возможностями в организации совместной деятельности логопеда с родителями являются и наглядные агитации, представленные в виде стендов, папок-передвижек, буклетов, листовок. Данный вид работы направлен на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду, ходе коррекционно-воспитательной работы, дальнейших путях развития его личности и речи, способствует поддержанию контакта с семьёй. Продуктивно использовать советы, рекомендации, комплексы занятий по развитию и коррекции речи у ребёнка. 

Буклеты и памятки для родителей содержат хорошо структурированный короткий текст-напоминание, эстетически оформлены.

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является демонстрация удачных результатов совместной деятельности предыдущих годов обучения. Показательна в этом отношении библиотека игр и упражнений, разработанная самими родителями на заданную логопедом тему.

Особыми потенциальными возможностями в коррекционной работе обладает совместное художественное творчество родителей с детьми. Эффективно использовать на занятии пособие, сделанное в семье (например, по развитию связной речи или формированию звукопроизношения).

Целесообразно организовывать выставки детских работ, вызывая тем самым ситуацию общения родителей со всеми детьми группы для активизации речи. Родителям уместно задать вопросы, похвалить детей. В результате у детей будет просыпаться интерес к общению с взрослым человеком, стремление показать себя с лучшей стороны, появиться контроль над собственной речью.

Данная практика взаимодействия является достаточно эффективной, поскольку дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом занимаются с логопедом и родителями, повышается уровень психического и речевого развития детей, активность и компетентность родителей в педагогическом процессе. 

Формы организации занятий с детьми и их близкими могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, а именно от того, насколько правильно будут построены отношения между логопедом и родителями.

        Взаимодействие семьи и учителя-логопеда  – необходимое условие полноценного речевого развития ребёнка, так как наилучшие результаты получаются там, где все действуют согласованно. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа логопеда, в процессе которой родители убеждаются, на сколько их роль в речевом развитии ребенка значима и важна.

Родители в первую очередь должны обеспечить нормальное развитие и формирование речи своего ребёнка. Они должны знать, что такое речь. Что в первую очередь речь – это общение. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в благополучных семьях, в которых родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьей.  Воспитатель, учитель  и логопед могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звук»), сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на родителях, семьи.

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития. От взаимоотношения ребенка с родителями зависит адекватность отношения ребенка с социальной средой. В семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития речи создается специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести речевого дефекта ребенка. Неадекватное отношение родителей к ребенку возникают как следствие непонимания причины речевого нарушения

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: коллективная работа (лекционно-просветительская), групповые родительские собрания,  анкетирование, наглядная форма работы – оформление стендов и уголков в помощь родителям, индивидуальные консультации, «круглые столы», открытые занятия и логопедические утренники, обучение родителей игровым занятиям и д.р. .

         Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для нас - логопедов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольных учреждения во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. И это особенно важно на логопункте, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы необходимо делать особый акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Здесь должно быть не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а должно появиться самосознание и заинтересованность родителей, которые они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребёнку. В любой форме работы с родителями важно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы .

Таким образом, каждый учитель-логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития. Родителей надо привлекать к активному участию в обучении с первых месяцев пребывания их ребенка в специальной группе.