Игровая педагогика в контексте современных инновационных образовательных технологий

Сенцова Марина Васильевна

Игровая педагогика в контексте современных инновационных образовательных технологий

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед.
Френсис Бэкон

Человеческая культура возникла и
развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинга


Игровая педагогика… Игровые технологии…
Что это? Необходимость, продиктованная временем? Модный тренд с красивым и многообещающим названием? Попробуем ответить на этот вопрос.
С одной стороны, интерес педагогов к игре как процессу активизации и интенсификации познавательной деятельности обучающихся в настоящее время возрастает. Обусловлено это, прежде всего, тем, что требования федеральных государственных образовательных стандартов сместили акценты со знаниевой парадигмы на гуманистическую. Если в основе знаниевой парадигмы, которая до сих пор превалирует не только в российском образовании, лежит идея о консервативной (пусть даже и в положительном смысле) роли школы, опирающейся на базовые, выдержавшие испытание временем знания, умения, навыки, обеспечивающие функциональную грамотность и социализацию обучающегося, то ядром  гуманистической парадигмы следует назвать гуманистический подход к обучающемуся, помощь в его личностном росте, жизненной адаптации. Такая модель образования предполагает развитие и саморазвитие, самореализацию и творчество ученика (да и не только его).  Строится такая модель на равенстве обучающего и обучающегося, конечно,  не в смысле одинаковости или равноценности знаний и опыта, а в праве каждого познавать мир без ограничений.
С другой стороны, тема игровых технологий в теории и практике мировой педагогики вовсе не нова. Своими корнями игровая педагогика уходит в народную педагогику, основной идеей которой является идея необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания (под ВОСПИТАНИЕМ следует понимать собственно воспитание,  также обучение, в широком смысле – образование). В качестве основных факторов воспитания в народной педагогике выступали «природа, слово (мысль), труд (действие, дело, деятельность), быт, обычай, традиция, искусство, религия, общение, игра, пример.  Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре».  Что мы видим? Что ориентация образовательных стандартов на осуществление деятельностного подхода в обучении обусловлена многовековой традицией (и это понятно: именно труд, как умственный, так и физический, превратил человека в Человека). Что  требования тех же образовательных стандартов зиждутся на принципах природосообразности и непрерывности образования.
Вспомним известную аллегорическую повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».  В Х главе  читаем: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, – говаривал он [Король], – и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Суть этой поистине королевской мысли такова: НЕ НАВРЕДИ! НЕ ТРЕБУЙ ОТ ДРУГИХ ТОГО, ЧЕГО ТЕБЕ НЕ МОГУТ ДАТЬ! «Да это же основной постулат природосообразности!» – скажете вы, и будете правы. Этот принцип  по своей сути можно рассматривать как экологическую защиту учащихся от негативных последствий учебно-воспита¬тельного процесса.  «Человек способен организовывать свою  повседневную
деятельность,  самореализовываться через деятельность, и это рассматривается как отражение его деятельностной природы», -  еще один из основных постулатов педагогики.
Как это можно связать с игрой, с игровой педагогикой?  Очень просто.  Игра – основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
Исследованию проблемы игровой педагогики посвящено немало трудов ведущих отечественных педагогов: В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, М.П. Горчаковой–Сибирской, М.В. Кларина, М.М. Левиной, В.М. Монахова, О.П. Околелова, С.Я. Савельева, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, И.Б. Сенновского, Н.Ф. Талызиной, П.И. Третьякова и других. Это не случайно. Это говорит об актуальности проблемы.
Однако анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы показывает, что в современной науке, несмотря на большой интерес к игре как педагогическому феномену,  нет целостной теории игры, существует  лишь  ряд ее концепций в разных отраслях науки.
В философии и культурологии игра рассматривается как способ бытия человека, средство постижения окружающего мира, изучаются аксиологические основания игры и этнокультурная ценность игрового феномена.
В психологии игра рассматривается как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.
В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения.
К настоящему моменту  научно определены  связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.  На рынке педагогических идей все чаще стали предлагаться не схоластические, оторванные от повседневной педагогической практики, идеи, а действенные, проверенные опытным путем игровые техники, приемы, методы и технологии.
Это значит, что в настоящее время игровые технологии являются инновационными в системе российского образования, с одной стороны, и, конечно,  актуальными – с другой, что в свою очередь дает новый толчок для развития как тех, кто обучается, так и тех, кто  обучает.
Дерзайте! Творите! Созидайте!  Qui non proficit deficit -  «кто не идёт вперёд, тот идёт назад».