МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ГИПОТЕЗА.
Панина Макен Тлеубековна,
Воспитатель МАДОУ детский сад №10 «Белочка»
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. №2506-р), федеральный государственный образовательный стандарт, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей.
Изучение математики имеет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на усвоение других дисциплин. Как известно, для более эффективного внедрения математики в сознание ребёнка, её изучение должно начинаться уже в детском саду. В дошкольном возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если порой малыш не всё понимает, это не страшно, всё равно, какая – то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребёнку будет легче различать геометрические фигуры, и он научится прибавлять и вычитать. Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними, - уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить.
Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания и необходимо в процессе обучения и познавательного общения.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра, которая предполагает увлекательный игровой характер обучения. Однако иногда присутствует низкая мотивация старших дошкольников к освоению элементарных математических представлений. Она связана с тем, что не предусмотрена логическая составляющая обучения - экспериментально – исследовательская деятельность, как наиболее привлекательная для современных дошкольников. А ведь именно она может быть связующим звеном между наукой и жизнью, так как способна отразить полученные результаты исследовательской деятельности в реальной действительности. И только она способна помочь дошкольнику увидеть сложное в простом, и наоборот простое в сложном, используя причинно-следственные связи. Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познаний и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Д.Б. Эльконин отмечал, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее получают в этом случае значение важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что человеческая деятельность характеризуется целенаправленностью и структурностью. Она состоит из следующих основных частей: цели, мотива, плана, исполнительской части.
И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей не только правильно держать ручку и карандаш, читать и считать, а прежде всего, думать.
Потому, что качества личности человека, а именно: уметь нестандартно мыслить, выражать новые идеи, доказывать правильность своих выводов, жизнеспособность своих идей, основа которых закладывается в математическом обучении дошкольного детства, крайне необходимы в настоящее время. Так как это позволит ему продвигаться вперёд, учиться преодолевать трудности, видеть цели и упорно идти к ним.
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка. Оно не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношение, зависимости. Умение их „конструировать" предметами, знаками и словами. Но иногда приходится наблюдать проявление скованности детского мышления, стремление мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого.
Таким образом использование исследовательских методов в математическом развитии у дошкольников, позволит объективно логично и обоснованно найти отражение учебной задачи в реальной действительности, послужит стимулом для успешного математического развития детей.
- Белошистая А.В. «Развитие логического мышления у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / А.В. Белошистая Москва. «Владос». 2013 год.
- Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников». Книга для воспитателя детского сада. / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова Москва. «Просвещение». 1992 год.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. – сос. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
- Стеценко И.Б. «Очень открытые задачи, или математика для дошкольников». / Стеценко И.Б., Машовец М.А. Творческий Центр «Сфера». Санкт –Петербург. 2012 год.