Сюжетно-ролевые игры

Калинина Татьяна Васильевна

Тема: « Путешествие на корабле». 

   Цель:

       - учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли;

       - учить самостоятельно создавать необходимые постройки;

       - формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательные отношения в группе.

 Оборудование: набор картин « Профессии людей», фуражка для капитана, матроски для моряков, бумага, картон, флажки.

        Ход игры

             Организационный момент. Педагог вместе с детьми обсуждает, как будет интересно совершить путешествие по Москве, осмотрев её берега и достопримечательности, предлагает сыграть в путешествие на корабле.

               Перед тем , как дети начнут распределять роли, педагог раскладывает картинки из серии»Профессии людей» и помогает выделять самые важные свойства и качества, необходимые капитану, его помощнику, водолазу, рулевому, врачу, коку, матросам , билетеру и т.д.

          В планирование  игры входит постройка корабля, изготовление необходимых « корабельных приборов» . Дети должны продумать, какие материалы могут понадобиться (картон, бумага).  Ребята вместе вырезают билеты на корабль. Якорь из плотного картона помогает сделать педагог. Корабль строится из стульев, украшается разноцветными флажками. Капитан надевает фуражку, матросы-матроски, кок-шапочку для повара, врач -шапочку  для врача. Корабль готов к плаванию.

          Развитие сюжета. Сначала нужно купить билеты в кассе.

  ( Дети встают в очередь и покупают у кассира за игрушечные деньги билеты на корабль.)

         На корабле в это время должны приготовиться к плаванью.

 Кок- приготовит еду для пассажиров, водолаз – проверить свое снаряжение,  капитан- отдать морякам приказ помыть палубу и приготовить корабль  к приёму пассажиров. ( пантомима « Уборка».)

- Можно я тоже чуть-чуть покомандую? Я как будто капитан , фуражку вот надену Билетёр, начинайте принимать на палубу пассажиров, проверьте наличие билетов!

- Теперь Вы – капитан. ( Фуражка  надевается  отвергаемому ребенку.) Отдайте команду врачу. Например , так . Врач, проверьте матросов и пассажиров, все ли здоровы?

  -Сейчас Вы- капитан. ( Фуражка надевается ребёнку, имеющему проблему в общении.) Обратитесь к старшему матросу. Попросите рассказать о том, готов ли корабль к отплытию. Можно так: «Старший матрос, доложите капитану о готовности корабля к отплытию».

   - А вы – старший матрос. ( На руку ребенка, имеющего трудности в организации поведения, надевается красная повязка.) Как ответите капитану? К примеру, скажите: «Все пассажиры на палубе, все здоровы и ждут отплытия корабля». Вот теперь капитан может объявить об отправлении корабля».

    - Ну, вот теперь наконец Вы снова капитан. ( Ребенок, которому данная роль досталась по считалке.) Скажите: «Внимание! Корабль отправляется в путь по Москве-реке. Подать сигнал!»

     - Рулевой! Право руля!

     - Помощник капитана, какова глубина? Нет ли купающихся? (Педагог играет роль экскурсовода. Показывает иллюстрации берегов реки Москвы. После небольшого рассказа педагог предлагает коку принести обед.)

     Посмотрите, случилась беда! Ребенок упал в воду. (За бортом корабля дети видят куклу.) Водолаз, прыгайте в воду. Вы должны спасти ребенка. (Водолаз поднимает куклу на корабль.)

      Кто будет готовить за ребенка? Как твое имя, мамы, папы? Товарищи, чей это ребенок? Он с нашего корабля или с берега? ( Продолжение сюжета в зависимости от фантазии детей.)

 

1-й вариант развития сюжета.

     На корабле нужно быть очень осторожным. Сейчас мы найдем троих родителей.

    Папа делает выговор ребенку. Педагог помогает наводящими вопросами: Где борт корабля? Значит, что нельзя делать? Нельзя подходить близко к борту. Что можно ребенку делать на корабле? Почему нельзя бегать, толкаться? А мама чем недовольна?...

     Врач делает осмотр, при необходимости, лечит. В случае легкого недомогания капитан дает команды о продолжении путешествия. В случае тяжелой болезни корабль ребенка на вызванном вертолете отправляют в больницу.

 

2-й вариант развития сюжета.

     Капитан дает команду причалить к берегу. Там замечают растерянных и испуганных родителей ребенка. Разыгрывается диалог. Все благодарят водолаза, врача и капитана корабля. Корабль отправляется дальше.

     Похоже, что начинается буря. Игра «Море волнуется – раз…».

     Посмотрите, куда делись чайки. Проверьте, какой сейчас ветер.

     Кто послушает радио? О чем там говорят? Берегитесь, идет огромная волна!

     Проблемная ситуация. У кока опрокинулась бак с водой для мытья посуды.

     Что делать? Чем вы можете помочь? И лампочка перегорела. Придется помогать в темноте. Необходимо по имитационным движениям отгадать, какой предмет посуды моет участник игры. Наконец свет починили. Ложная тревога. Что это значит?

     Пусть радист запросит, можно ли остановиться около… (Дети выбирают пункт назначения по карте). Капитан, сколько нам осталось до…? (по карте). Осторожно, причаливаем к берегу! Подать трап! (банкетку). Выходите. Прибыли.

     Итоги игры. Что вам больше всего понравилось в путешествии? Если дети отвечают, что то, как вроде как «ребенок тонул», то педагог переспрашивает, хорошо ли это. Зачем вспоминают, кто как помогал спасать ребенка, помог понять малышу, как надо себя правильно вести. Кому понравилось, как играл… (имя ребенка, имеющего проблемы в общении). А помните, как… (называется действие ребенка, который имеет трудности в организации поведения, но в процессе игры их почти не проявил). Молодцы! Что нового вы узнали во время путешествия? Нарисуйте дома, что вас больше всего заинтересовало…