Путешествие во времена года

Салмина Галина Владимировна

Цель: учить детей называть предметы, явления по общему существенному признаку; упражнять в названии геометрических фигур, счёте, сравнении групп предметов, названии частей суток и деятельности детей в разное время суток; развивать гуманные отношения в общении; дать детям знания о пользе цветов для насекомых, о приспособляемости зайца к сезону, учить  называть времена года, природные явления; активизировать в речи: земля, тёплая, солнечный, холодный.

Обогащение словаря:  разноцветный, шерстяной, лето красное, осень щедрая.

Материал: весна, лето, осень, зима (куклы), иллюстрации из серии «Времена года» , предметные картинки, клубочек, грибы, цветы, картины «Гости суток», игры «Сложи узор» и 2Зверюшки на дорожках, бумага, клей, сюрприз  для детей.

Содержание. Появляется воспитатель с клубочком в руках. Дети рассматривают его цвет, форму. Клубочек выпрыгивает из рук воспитателя и катится к Весне.

Весна. Отгадайте загадку:

Я раскрываю почки, зелёные листочки, Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна. Зовут меня…(Весна)

Как вы узнали, что я Весна? Что ещё бывает зелёным? Кто прилетает весной?

Что делают люди в это время года? Какие цветы появляются первыми? Сколько на поляне цветов? Каких больше? Каких меньше? На сколько?

Весна предлагает собрать букет цветов, но дети отвечают, что цветы рвать нельзя. Раздаются иллюстрации весенней тематики, но среди них есть картинки другого времени года. Ребята рассказывают, какое время года изображено на картине, по каким предметам они это определили.

Весна проводит игру «Бей в бубен». Дети бегают по кругу под звуки бубна, по сигналу «Стоп» занимают место около геометрической фигуры. Каждый ребёнок называет фигуру, возле которой он остановился.

Пока дети играл, клубочек укатился дальше. Все ищут клубочек, находят ниточку, которая привела их к Лету.  Оно радостно встречает детей и предлагает отгадать загадку:

Я соткана из зноя, несу тепло с собою. Я реки согреваю, купайтесь – приглашаю! И любите за это вы все меня. Я …(Лето)!

Дети рассказывают о том, по каким признакам они узнали лето; почему называют лето красным; как светит солнце летом; чем люди занимаются летом.

Лето показывает на три пенёчка и предлагает детям найти из них самый высокий и самый низкий; где грибочков меньше шести, но больше четырёх.

Вдруг раздаётся скрип (дети повторяют его), и пень приподнимается. Лето достаёт картинки с частями суток. Проводится игра, «Какая часть суток спряталась?»

Лето рассказывает детям о том, что в это время зверушки любят играть на дорожках и предлагают игру «Зверюшки на дорожках»

Но клубочку жарко у Лета? Почему? Из чего он сделан? Из ниток. Из каких ниток? Шерстяных.

Клубочек выпрыгивает из рук воспитателя и катится дальше. Дети следуют за ним. Вдруг они слышат спор зайцев: похож – не похож. На вопрос, о чём они спорят, зайцы просят сказать им – одинаковые они или нет. Проводится игра «Кто назовёт больше признаков отличия зайцев от друг друга» Ответы фиксируются морковками.

Появляется Осень. Она благодарит детей за то, что они помирили зайчиков, спрашивает, когда зайцы бывают белыми, а когда серыми,  загадывают загадку:

Несу я урожаи, поля засеваю, пищу к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь ёлок, сосен, я ….(Осень)

Осень.  Кто я? Как вы узнали? Какими становятся деревья, когда я прихожу? Что собирают осенью? Почему меня называют «щедрая»?

Осень предлагает поиграть в игру «Сложи узор». Дети выкладывают по образцам ёлочку, грибок, осенний ковёр. Воспитатель обращает внимание детей на то, что клубочек покатился дальше. Все следуют за ним. Ребят встречает Зима и просит разгадать загадку:

Дел у меня немало…Я белым покрывалом всю землю укрываю, белю поля, дома, зовут меня…(Зима)

Дети рассказывают, по каким признакам они узнали Зиму.