Программа для разновозрастной группы " Добром спасём мир"

Валентина Николаевна Моисеенко

МБОУ «Калининская основная общеобразовательная школа»

Орловского района Орловской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

МБОУ «Калининская ООШ»

(дошкольная группа)

«Добром спасем мир»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принята на педагогическом совете

Протокол № ___6______

от «_____» _______________ 2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД по теме:« Многообразие окружающего мира. творение окружающего мира».

 

Цель: сформировать у детей представление о целостности   окружающего мира, его взаимосвязанности и взаимозависимости.

 

Задачи: расширить представления детей об окружающем мире;

               объяснить понятия: Библия, Бог, Икона;

               воспитывать у детей бережное отношение ко всему животному в окружающем мире.

 

Материалы: видеоряд из серии картин «Русские пейзажи», Н.А. Римский-Корсаков «Садко», репродукции картин И.К. Файвазовского «Чёрное море»,

«Девятый вал». Н. Орлова «Азбука для православных детей», детская Библия, выставка детского творчества «красота окружающего мира», цветные карандаши, альбомы для рисования.

 

Понятия: Библия. Бог, Икона.

 

 

                                           ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Педагог. Сегодня у нас необычное занятие: мы совершим путешествие по самым красивым местам окружающего нас мира.

 

              На экране изображение цветущего луга.

 

Давай пройдёмся медленно по лугу

И здравствуй скажем каждому цветку

Я должен над цветами наклониться

не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

                                                 (С. Вукргун).

 

Рассматривание выставки «Красота окружающего мира»в рисунках,

репродукциях картин известных русских художников (показ картин из серии « Русские пейзажи»). Представлены удивительные места окружающего мира: река, море, горы. небо.

     И так, нас ждёт интересное путешествие. Для того, чтобы оно состоялось, у нас всё есть: ноги, чтобы идти, уши, чтобы слышать, глаза, чтобы видеть и голова, чтобы всё понять.

(под музыкальное сопровождение, взявшись за руки, дети отправляются в путешествие)

1- я. Остановка- лес. Обращается внимание на изображение осеннего леса.

 

                                          Вопросы для беседы:

 

 

1.     Что мы видим в лесу?

2.     Какое время года показано на рисунке?

3.     По каким признакам вы догадались, что это осень?

4.     Какой воздух в осеннем лесу?

 

Обобщение: Перед нами осенний лес. Листья поменяли окраску: листья жёлтые, красные, чёрные, зелёные. В осеннем лесу редко можно увидеть цветы. Грибы попадаются чаще. Всё реже слышаться голоса птиц: осенью они улетают на юг. Воздух свежий, холодный, сырой.

2 — я   остановка- река. Обращается внимание   на изображение реки.

                         Вопросы   для беседы.

1.     Что растёт на берегу?

2.     Назовите обитателей рек?

3.     Какого цвета вода?

Обобщение: Берега рек покрыты кустарниками или травой. Реки являются местом обитания рыб, жучков, паучков, лягушек. Если река глубокая- вода тёмная. Если река мелкая- вода светлая.

3- я остановка- море. Обращается внимание на изображение моря.

                       Вопросы для беседы.

1.Кто из вас был на море?

2.Каким оно вам запомнилось?

3.Какого цвета вода в море?

 

Педагог. Море бывает разного цвета. Послушайте отрывок из стихотворения Григория Поженяна  « У моря свои законы».

 

Есть у моря свои законы,

Есть у моря свои повадки.

Море может быть то зелёным...

То задумчивым светло-синим...

Море может быть в час заката

То лиловым, то красноватым,

То молчащим, то говорливым.

Море может быть голубое!

Но бывает оно и чёрным...

Поднимающимся и горбатым...

                        Вопросы

1.     Какие цвета моря упоминаются в этом стихотворении?

2.     Какие из этих цветов вам знакомы?

3.     Как вы думаете, от чего зависит цвет моря?

А сейчас мы послушаем звуки моря.

Слушание музыки к былинной сказке «Садко» композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

 

Вопросы для беседы:(беседа сопровождается рассматриванием картин художника И.К. Айвазовского «Чёрное море», «Девятый вал» с комментарием педагога)

1.     Каким изобразил Римский- Корсаков море? (бушующим, величественным, штормовым)

2.     Всегда ли музыка так звучала? Вспомните начало музыки: море спокойное, мирное. И в конце музыка зазвучала вновь умиротворенно — ветер стих, море успокоилось.

Обобщение: Море огромно и величественно. Оно живёт по своим законам: оно бывает то спокойное, то бушующее. Вода в море бывает разного цвета: то светло-голубым, то ярко-синим, то чёрным, то красноватым.

Зависит цвет моря от погоды, времени суток, глубины моря.

 

4 — я остановка-небо. Обращается внимание на изображение неба.

                                 Как сияют небеса

                                 Высота и красота!

                                 А по небу звонко скачет

                                 Солнце- словно жёлтый мячик.

                                 Ночью, чтоб не страшно было

                                 Зажигаются светила.

                                                                          (И. Языкова)

 

                         Вопросы    для беседы.

1.Что можно увидеть на небе?

2.Можно ли звёздочки посчитать?

3.Какого цвета бывает небо? Какое оно сейчас? Есть ещё одно явление на небе. Попробуем его отгадать.

Загадка: «Красное коромысло через реку повисло

                     Через поля, через луга легла нарядная дуга» (радуга)

Обобщение: Небо- огромное пространство. На небе можно видеть светила: солнце, звёзды, луну. На небе бывают облачка, похожие на белых овечек; тучи тёмные- предвестники грозы и большого дождя. На небе иногда мы видим радугу. Обычно она появляется после дождя и даёт надежду на тёплую, хорошую погоду. Она имеет семь цветов (показать рисунок0.

Ресурсный круг: Дети рассказывают друг другу о природных явлениях

 

 в окружающем их мире, которые они наблюдали. Какие явления природы вам приходилось наблюдать?

Домашнее задание: нарисовать радугу.

На втором занятии обобщаются знания детей об окружающем мире, рассматриваются рисунки домашнего задания, и помещаются на выставку «Красота окружающего мира».

На занятии дети знакомятся с одним из объяснений творения мира: Бог- Творец мира.

Педагог: Сегодня на занятии мы откроем страницы необычной книги. Она называется Библия (показать книгу). Слово «Библия» на греческом языке означает «книги». Библия- священная книга, величайший памятник истории и культуры на земле. В этой книге собраны тексты, написанные благочестивыми людьми, которые жили в разные времена. Библию называют Книгой книг, словом Божиим. Библия является Священным Писанием христиан. Почти в каждой семье есть такая Книга. Верующие люди хранят Библию отдельно от других книг и обращаются с ней очень бережно. Согласно Библии, Бог- Творец всего, что нас окружает. Поэтому Бога называют Творцом или Создателем. По своей великой любви и доброте Бог сотворил всю нашу Вселенную, Землю и человека. Вот как это происходило.

(Чтение детской Библии о сотворении мира (чтение обязательно сопровождается показом рисунков о сотворении мира.))

 

                                          Беседа:

1.     Сколько дней шло творение мира?

2.     Что появилось в первый день творения мира?

3.     Что появилось во второй день (небо), третий, четвёртый, пятый, шестой день творения?

Окружающий нас мир прекрасен. Вот что рассказал нам о нём один мальчик.

Со своей бабушкой он гулял в лесу.

                                  В летний вечер у реки

                                  Так легко, привольно;

                                  Птицы, бабочки, жучки

                                  Веселы, довольны.

                                  Месяц вышел, засиял,

                                  Свод небесный полон стал

                                  Золотых горошин

                                  И я тихо прошептал:

                                  «Это всё Господь создал!

                                  Какой же он хороший».

                                                             (Н. Орлова)

 

                                             Вопросы:

 

1.Что мальчик увидел, сидя у реки?

2.Какие чувства испытал мальчик от увиденного на берегу?

3.Кто же является Творцом красоты окружающего мира?

 

Педагог. Видеть изображение Бога мы можем только на иконе. Икона- это не картинка, а особое изображение (показать икону и сделать пояснение).

 

В Библии записаны правила нашего поведения в окружающем мире. Чему они нас учат?

 

                        Вот эти правила:

1.     Всё живое, как и мы чувствуем боль.

2.     Ни собачку, ни кошку не бей.

3.     Кто слабее тебя пожалей.

4.     Нельзя обижать людей.

 

Поговорка: «Всех, кто добр и утру рад, согревает Божий дар».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД  ПО ТЕМЕ 4 « ЧЕЛОВЕК — ЧАСТЬ ПРИРОДЫ»

 

 

Цель: сформировать общие представления о человеке и его месте на земле.

Задачи:

   показать место подлинное назначение жизни на земле;

   разъяснить смысл жизни человека;

   воспитывать у детей чувство  бережного отношения к людям и окружающему миру.

Материалы: сборник пословиц и загадок; рассказ Н.С. Медведевой « митины друзья», зоологическая карта мира.

Понятия: человек, добро . Послушание, Земля- планета.

 

                                 План деятельности.

 

Педагог. Планета, на которой мы живём называется Земля. Это очень красивая планета. Большое колличество обитателей живёт на этой планете: в перьях, в шерсти.В чешуе.Только там можно встретить вежливую галку, услышать песенки подо льдом, увидеть пляску лисы.Или узнать, почему зяблика зовут зябликом. Встречи в этой Зелёной стране негаданны.Голоса звучат неслыханные, краски горят невиданные.А уж загадки там на каждом шагу.Сейчас мы совершим путешествие от континента к континенту и посмотрим где кто живёт.

 

Рассматривание Зоологической карты мира

 

Обобщение:Как видите все животные и растения на Земле имеют своё место обитания, у каждого есть свой домик.так всё в окружающем мире устроено Богом.например, кит и акула ( рис) живут в моряхи океанах,их никогда не увидишь в реках; белые медведи ( рис) — на северном полюсе.,где холодно;

верблюды(рис) — в жарких пустынях, бурый медведь(рис) живёт в лесу. А зимует он в берлоге.

 

               Словесная игра « Кто , где живёт?»

 

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк ,как  речка.

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

 

Воробей живёт под ( крышей)

В тёплой норке домик( мыши)

У лягушки дом ( в пруду)

Домик пеночки в( саду)

   Эй, цыплёнок , где твой дом?

   Он у мамы под( крылом.)

 

Только человек живёт повсюду и приспосабливается к любым условиям. Он живёт в жарких и в холодных странах, по среди лесов, по берегам рек и морей, высоко в горах и даже в космосе.

Вопрос:Благодаря чему человек на это способен?

                Человек может жить везде, потому,что ему дана способность  думать,

строить себе жилище, создавать технику, чувствовать добро и зло.Человек- самое замечательное существо  и творение на Земле.Из чего состоит тело человека?

У него есть:

   руки, с помощью которых он пишет, берёт всё необходимое, шьёт строит и т. д.;

   ноги, с помощью которых он передвигается;

   глаза, с помощью которых он всё видит;

   нос, с помощью которого он чувствует запахи;

   уши, с помощью он слышит.

А ещё у человека есть душа: с помощью сердца, он чувствует добро и зло сердце, красивое и безобразное.Своей душой человек похож на Бога.Он любит всех людей.Любить- значит проявлять большую доброту к человеку и вообще ко всему живому.Если мы хотим быть похожими на Бога, то должны быть добрыми, должны любить всех, даже тех, кто вас обидел. А это очень трудно. Ведь даже в группе вы разные. Иногда бывает  так, что вы дерётесь, обзываетесь, обижаете друг друга.

  Что же надо сделать, чтобы стать добрым человеком? - надо упражняться в добрых делах, а начатое дело нужно всегда доводить до конца.