Составление описательного рассказа по картине «Ежи».

Климова Кристина Юрьевна

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи. Для детей старшей группы.

Тема: Составление описательного рассказа по картине «Ежи».

Цель: учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств. Закрепить образование существительных с суффиксами – онок, - ёнок.

Ход занятия.

Под веселую музыку дети заходят в группу.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите здесь чьи-то следы? Странно, утром полы в группе были чистыми, может это кто-то из детей здесь успел пробежать?  Покажите, пожалуйста, свою обувь. Нет, не похожи! Как вы думаете, кто здесь пробегал?  Смотрите, обладатель следов нам оставил подсказку (воспитатель находит листик с загадкой).

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки – ни одной (Ёж).

Воспитатель предлагает детям для рассматривания картину «Ежи».

Кто нарисован на этой картине? Посмотрите внимательно, они все одинаковые? Что делает ежиха? Ежата? Что едят ежи? Зачем ему нужны иголки? Какая мама – ежиха? (Большая, крупная, смелая, сильная, осторожная). Какие ежата? (Маленькие, забавные, трусливые, хорошие). Что мама делает? (Заботиться о своих детях, кормит их, учит добывать в лесу корм). Где живут ежи? (В лесу). Посмотрите внимательно на лес. Кто догадался, какое время года изображено? Опишите лес. На картине изображена целая ежиная семья в осеннем лесу. Давайте закроем глаза и представим, что мы находимся в этом лесу. Вздохнули носиком. Чем пахнет воздух?

Дети: Пахнет сухими листьями. Свежим осенним воздухом, смолистым ароматом леса.

Воспитатель: Правильно ребята, свежий воздух чувствуется в осеннем лесу.

Как выдумаете ребята, а семья ежей дужная? Как вы догадались (Все вместе, взрослые заботятся о детях, дети учатся повадкам у взрослых).

Пальчиковая игра «Домик».

Под грибом – шалашик-домик,

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

В колокольчик позвоним

 

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

А на нем - дубовый стол.

Рядом – стул с высокой спинкой

На столе – тарелка с вилкой.

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят!

 

(соедините ладони шалашиком)

 

 (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

(ладонь обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;

 средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

 

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

 

(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачек правой руки большим пальцем  к себе).

 

(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

 

Детям дается  задание придумать рассказ по картине «Ежи», использовав в нем слова, которые говорили все вместе. Дети вспоминают слова: ежи, ежиха, ежата, осенний лес, заботятся друг о друге, колючие, большая, маленькие, пугливые. Дети рассказывают, воспитатель помогает оценивать рассказы.

Воспитатель: Чей рассказ вам понравился? Какие слова в рассказе понравились? Как можно еще начать рассказ? Как можно закончить рассказ по-другому?

Ребята, а если мы заберем ежат из леса к себе домой, им понравится? Почему же им не понравится? Ведь мы будем за ними  хорошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет – волка, лисы, медведя? Правильно, ребята! Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.