Мой взгляд на инклюзивное и специальное образование детей с ОВЗ

     Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учебных заведениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, тем не менее создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

В настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в сёлах и малых городах дети-инвалиды часто остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Для обучения детей с ограниченными возможностями на современном уровне требуется решение ряда проблем, в том числе совершенствование системы образования.

Сегодня существуют явные пробелы в законодательной базе, а также в системе социальной поддержки. Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей-инвалидов связана с острым дефицитом квалифицированных кадров - коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), воспитателей, психологов, и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Очень многие выпускники дефектологических факультетов (специальной психологии и коррекционной педагогики) не идут работать в специальные (коррекционные) образовательные учреждения из-за непрестижности профессии учителя-дефектолога и низкой зарплаты, хотя еще в недавнем прошлом эти специалисты считались элитой педагогического сообщества. Развитию инклюзивного образования так же препятствует отсутствие необходимого материально-технического обеспечения дошкольных учреждений.

Что же нужно изменить на мой взгляд в образовании, чтобы оно стало инклюзивным? Интегрированное (инклюзивное) обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов массовых, так и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Как учителя и воспитатели массовых учреждений должны быть готовы к новой для них деятельности – обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, так и учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях – в условиях массовой школы. Для этого потребуются денежные затраты на техническое переоснащение дошкольных учреждений:

- Обучение (переобучение) педагогических кадров на дефектологов

- Специальные технические средства и средства реабилитации (слуховые аппараты индивидуального и коллективного пользования и других технических средствах для детей с нарушением слуха, учебники с крупным шрифтом для детей с нарушением зрения и т.д.)

- Оборудование доступа к образовательным учреждениям и оборудование самих образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, в особенности с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – пандусы, ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски, двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, во избежание скатывании коляски вниз. Для детей с нарушением зрения контрастные цвета на лестнице и двери. Коридоры по всему периметру образовательного учреждения необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть увеличена. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт, а также подъемники на лестницах. Для детей с нарушением зрения названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов.         Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля. В приёмных и раздевалках нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. В столовой следует ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске. В туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Раковина, зеркало и электросушилка, полотенце и туалетная бумага расположить ниже. В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг и столы для чтения необходимо понизить. Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки). В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения (с учетом разворота инвалидной коляски). Детям-инвалидам по зрению необходимо уделить внимание освещению рабочего стола. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать. Детям с нарушением слуха необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков. Территория образовательных учреждений также подлежит переустройству. Это лишь часть затрат, необходимых для перехода к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями.

     Сегодня ни дети, ни родители, ни педагоги, ни общество в целом не готовы принять в свое сообщество ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет морально- этическую, психологическую, и материально-техническую основу. Сегодняшнее массовое образование ориентировано не на личность, а на успешный результат. Партнерство в детском саду, школе подменено конкуренцией, где побеждают самые сильные, красивые, здоровые и умные. Устоявшаяся система ценностей массового образования находится сегодня в глубоком противоречии с идеей инклюзивного образования. Отсюда следует, что необходимо формировать в обществе правильное (не просто терпимое, толерантное) отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии. Только это позволит не просто существовать рядом или параллельно, а жить вместе. Для этого нужны годы, чтобы создать многоуровневую правовую базу, создать определённые условия в учебных заведениях, позволяющие сделать пребывание ребенка-инвалида комфортным, а также принять населением, каждым человеком людей с ОВЗ. Это длительный процесс воспитания всего общества, выращивание с раннего детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого совместное равное проживание с людьми с ОВЗ станет частью мировоззрения.