Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «В недрах Земли»

Орленко Лариса Валентиновна

Программное содержание:

·        учить детей с помощью опытов определять свойства материалов (песка, глины, воды), подтверждая истинность утверждений: пополнить знания детей о нашей планете «Земля», о том, что она имеет 2 полюса и при вращении вокруг своей оси сплющивается у полюсов и раздувается у экватора, закрепить знания о ландшафтах земной поверхности;

·        расширить представление детей о подземном мире с помощью модели «Слои земной поверхности»; учить, самостоятельно, делать выводы, умозаключения, познакомить с круговоротом воды в природе; развивать познавательную активность детей на занятии:

·        воспитывать интерес к занятию, любовь к природе.

 

Оборудование: Глобус, бумажные полоски, склеенные в виде шара, карандаш (для опыта); фотографии: вулкан, океан, пустыня, природа, снежная пустыня. Земля из космоса: конверт с письмом; модель «Слои земной поверхности»; вата, глина, песок, 2 лейки с водой, 2 воронки, 2 стакана, зеркало каждому, стакан с водой каждому (для опытов): схема «Круговорот воды в природе», «Подземные реки»; музыка «Капли дождя» и спокойная.

 

Ход занятия.

 

Воспитатель показывает детям глобус - маленькую копию земного шара.

- Ребята, что это?

- Глобус, земной шар, наша планета.

- Это наша планета. Как она называется?

- Земля.

«Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг: Тут речка, там   зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь. Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой. А где-то жарко и зимой...

 Чудес нам всех не перечесть. Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря -Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь. Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой, Любимую планету!».

 

- Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Прежде всего, на Земле есть два полюса.

- Как они называются?

- Северный и Южный полюс.

«Короной снежной с двух сторон,

Наш шар прекрасный окружен.

 Два полюса, два братика –

Антарктика и Арктика!»

(Северный и Южный полюс).

- Какой формы наша планета Земля?

- Круглая.

- Какие движения она выполняет?

- Вращается.                                                                                                         

Воспитатель объясняет, что земной шар немного приплюснут с полюсов, демонстрируя это с помощью опыта. Предлагает готовую модель, поясняет ее конструкцию. (Карандаш - это земная ось, бумажные полоски, склеенные в виде окружности, представляют собой при вращении земной шар). Вращает карандаш с закрепленным на нем шаром между ладоней, двигая им вперед-назад. Дети выясняют, что происходит (во время вращения шара его верхняя и нижняя части сплющиваются, а центральная часть раздувается), и с помощью воспитателя объясняют (на вращающийся шар действует сила, стремящаяся раздуть в стороны бумажные полоски, из-за этого верхняя и нижняя части сплющиваются). Как и все вращающиеся шары, наша Земля тоже сплющена с полюсов и раздута по экватору.

- Ребята, а из каких источников люди узнали, что наша планета имеет форму шара? (Ответы детей).

- Правильно, по фотографиям из космоса, (показ фотоснимка). На нем видно, что Земля имеет форму шара. Более темные участки на снимке - вода, светлее - суша, самые светлые облака. Земля - это единственная планета, па которой есть и суша, и вода.

И вот однажды наша планета Земля очень понравилась инопланетнику, который пролетал мимо. Так сильно она ему понравилась, что он захотел жить на нашей планете, построить дом. Но в каком месте его построить не может решить. И пока он летал вокруг земли, сделал фотографии нескольких мест. Давайте посмотрим и поможем выбрать место для строительства дома.

 

(Показывают детям «фотографии», предлагая то или иное место, а дети объясняют, почему оно не подходит для строительства дома).

 

Около вулкана -   вокруг сильно загрязнен воздух, плохая почва, все время извержение вулкана. Вулкан опасен для всего живого, нет растений...

Океан - нет почвы, а в воде мы не сможем жить, так как там нет кислорода, нет условий для жизни людей.

Пустыня - очень жарко, нет воды, плохая почва...

Снежная пустыня - очень холодно, почва замерзшая, нет растений.

 

Воспитатель предлагает детям вспомнить какие же условия необходимы людям для жизни на земле. (Oтветы детей).

 Затем достает еще одну «фотографию». (На ней солнце, голубое небо, река, поле, растения, светло).

- Посмотрите, может это место вам понравится? Дети делают вывод, что это место подходит для строительства дома.

Сколько неразгаданных тайн хранит наша необъятная прекрасная Земля.

Хотите их узнать?

Сегодня мы отправимся в путешествие в глубь земли.

Под землей тоже существует целый мир! Да еще какой! Вот посмотрите. (Воспитатель показывает модель «Слой земной поверхности».)

Дети рассматривают, по цвету определяют слои земной поверхности и выясняют, что там есть песок и глина.

 

Опыт «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду».

 

Взять 2 одинаковые воронки и поставить под них стаканы. В каждую воронку положить немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолченную глину. Налить в обе воронки доверху воды. Наблюдать. Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Песок - сыпучее вещество, глина состоит из мелких частичек сильно скрепленных между собой. Она обладает связывающим свойством, сырая глина почти не пропускает воду.

- Ребята, а летом на речке вам нравится играть с песком, лежать на нем, греться на солнышке? (Ответы детей).

 

Аутотренинг.

 

(Звучит спокойная музыка, дети лежат на ковре с закрытыми «лазами).

 А теперь вопрос такой: -

 «Так почему же голубой

Наш общий дом,

наш шар земной?

(Потому, что большую часть поверхности Земли покрывает вода).

Из недр Земли забил родник,

Ручьем хрустальным ставшим вмиг...

Спешат ручьи вперед бегут,

И вот рекой уже текут!

Река течет не как-нибудь,

А прямо к морю держит путь...

И море, как огромный рот.

Все воды рек в себя вольет!

Нy а потом их примет сам

Необозримый океан!

И он омоет шар земной

Водою чистой, голубой.

-  Ребята, мы с вами знаем, что без воды нет жизни на Земле, а откуда берегся вода? (Ответы детей).

- Оказывается, вода берется тоже из-под земли. Глубоко под землей существуют водоносные слои - подземные реки (показывают иллюстрации). Из них пробиваются на землю родники, ручейки, которые образуют реки, сливаются в моря, соединяются в целые океаны.

- А что происходит с теплой (горячей) водой? (Она остывает, и теплый воздух поднимается вверх и. попадая на холодную поверхность, превращается в жидкость).

 

Опыт «Как появляется вода».

 

У каждого ребенка в стакане теплая вода. Они накрывают стакан холодным зеркалом. Через некоторое время выясняют, что на поверхности зеркала скопились капельки воды.

В процессе опыта рассмотреть схему «Круговорот воды в природе».

После того, как дети делают выводы о появлении воды, проводится П/и: «Ходят капельки по кругу»- (Звучит музыка «Капли дождя»).