Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста в рамках работы кружка "Ловкие ладошки"

Кабанова Тамара Сергеевна

Уважаемые коллеги и родители! Мне всегда было интересно, как сделать интересным и увлекательным для детей процесс обучению письму. Предлагаю вашему вниманию опыт работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ladoshki.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста в рамках работы кружка «Ловкие ладошки»

Главная задача дошкольного обучения - научить детей

учиться развивать их умственные способности, не стремясь

при этом к обилию знаний.

В.Ф. Одоевский.

Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программа обучения детей грамоте в игровой форме» И. А. Быковой с учетом возраста дошкольников.

Пояснительная записка

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания. Поэтому на этапе дошкольного детства очень важна работа по развитию мускулатуры мышц кистей рук, развитию мелкомоторных связей, формированию двигательного и графического навыка.

Двигательный навык, по мнению В.А.Силивон, включает:

- развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации, способствующие выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;

- развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т.д.;

- сформированность зрительно-двигательных образов и представлений.

- развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.

Графический навык предполагает:

- умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).

- легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;

- устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

- выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Данная программа предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста,  рассчитана на один год. Занятие проводятся 2 раз в неделю по 20 минут во второй половине дня.

Основная цель программы - формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через развитие мелкой моторики руки ребенка.

Основными задачами данной программы является:

Образовательные задачи:

- формирование графических навыков;

- формирование умения выделять заданную конфигурацию печатной буквы среди прочих печатных букв;

-проводить анализ ряда букв с целью вычленения в них общего элемента;

-составлять буквы из заданных элементов.

Развивающие задачи:

 -развитие представлений о пространственных отношениях;

 -развитие творческого воображения;

-развитие глазомера и координации движений руки;

-развитие двигательного аппарата руки и укрепление мелких мышц кисти руки;

- развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации, слухового внимания;

  - развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

Воспитательные задачи:

- воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания;

- воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Принципы построения программы:

  • принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;
  • принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  • принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи; ориентация на индивидуальную «зону ближайшего развития»;
  • онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
  • положительная оценка любого достижения ребенка
  • принцип индивидуального темпа обучения.

Методы работы:

  • беседа, объяснение, показ;
  • использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев рук, подвижные игры, игры с предметами);
  • графические упражнения.

Формы организации деятельности:

Групповая, подгрупповая.

Формы проведения занятий:

Игровые занятия, утренники, вечер развлечений.

Структура занятий

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

1 часть - Итог.

Календарно – тематическое планирование:

№п/п

Тема занятия

Содержание НОД

Кол-во часов

1

Знакомимся с правилами при письме

«Пароход», «Ракета».

Обвести рисунки  по  пунктирам, ориентируясь на листке бумаги. Раскрасить картинки. Д/игра «Кто что делает?»

2

2

Ориентировка на листе бумаги.

«Соедини две точки», «Дорожки к домику».

Рисуем горизонтальные и вертикальные линии, соединяя по две точки в одну. Д/игра «Где чей дом?»

2

3

Ориентировка на листе бумаги.

«Игрушки», «Огород».

Д/игра «Громко – тихо»

2

4

Ориентировка на листе бумаги.

«Обведи линии по пунктиру».

Рисуем вертикальные, горизонтальные и волнистые линии. Пальчиковые игры, дыхательное упражнение «Сдуй листочек»

2

5

Ориентировка на листе бумаги.

«Солнышко», «Листик».

Обвести рисунки по  пунктирам, ориентируясь на листке бумаги. Раскрасить картинки. Д/и «С какой ветки детки?»

2

6

Ориентировка на листе бумаги.

«Червячок», «Волны».

Закрепление умения рисовать волнистые линии.

Д/и «Кто это?» (животные и их детёныши).

2

7

Ориентировка на листе бумаги.

Обвести рисунки (зайчик, Буратино) по  пунктирам, ориентируясь на листке бумаги. Раскрасить картинки. Выкладывание горошин на плоскостное изображение буквы.

2

8

Ориентировка на листе бумаги.

«Клубок для котёнка», «Буква О».

Рисование линий по спирали, по указанному направлению. Выкладывание горошин на плоскостное изображение буквы. Д/и «Смотай клубочек».

2

9

Ориентировка на листе бумаги.

Горизонтальные линии («Дорожки для автомобилей»), «Автобус» (пропись). 

Обвести рисунки (машина легковая, грузовая) по  пунктирам, ориентируясь на листке бумаги. Раскрасить картинки. Обрывание полосок от листа бумаги, выкладывание букв из полосок.

2

10

Ориентировка на листе бумаги, работа в прописи.

Обвести рисунки «Жираф», «Избушка на курьих ножках» (пропись), по  пунктирам, ориентируясь на листке бумаги. Раскрасить картинки. Выкладывание букв из счётных палочек. Д/и «Подбери домик».

2

11

Ориентировка на листе бумаги.

 «Трактор», «Такси». Штриховка вертикальными линиями (учимся штриховать). Обвести рисунки по  пунктирам, ориентируясь на листке бумаги в широкую клетку. Наклеивание ниток на плоскостное изображение буквы. «Назови слова».

2

12

Ориентировка на листе бумаги, работа в прописи.

«Гусь», «Юла». Обвести рисунки по  пунктирам, ориентируясь на листке бумаги. Раскрасить картинки. Выкладывание букв из карандашей.

2

13

Ориентировка на листе бумаги.

«Вишня», «Ёжик». Пунктирные линии (Украсим платочек). Обвести рисунки  по  пунктирам, ориентируясь на листке бумаги в широкую клетку. Раскрасить картинки. Наклеивание комочков из бумажных салфеток. Д/и «Кто внимательный».

2

14

Ориентировка на листе бумаги, работа в прописи.

«Улитка», «Кот». Обвести рисунки по  пунктирам, ориентируясь на листке бумаги. Раскрасить картинки. Выкладывание букв из карандашей.

2

15

Ориентировка на листе бумаги, работа в прописи.

«Рыбка», «Цветок». Нарисовать узоры сначала по пунктирам, а затем самостоятельно, ориентируясь на листе бумаги. Раскрасить  нижний рисунок (листья клена) точно так же, как верхний. Скатывание ниток в клубок.

2

16

Ориентировка на листе бумаги в широкую клетку.

«Чайник», «Месяц». Соединить точки, раскрасить картинки. Д/и «Назови соседа».

2

17

Ориентировка на листе бумаги в широкую клетку.

Нарисовать узоры по пунктирам, ориентируясь на листе бумаги в широкую клетку. Раскрасить  нижний рисунок (попугай) точно так же, как верхний. Д/игра «Прокати бусинку» Д/и «Найди отличия», «Назови слова»».

2

18

Ориентировка на листе бумаги в широкую клетку.

Штриховка горизонтальными линиями (Учимся штриховать). Нарисовать рядом точно такую же фигурку по клеткам, ориентируясь на листке бумаги в широкую клетку. Раскрасить  нижний рисунок (стрекоза) точно так же, как верхний. Д/Игра «Узелки» Д/и «Назови братца».

2

19

Ориентировка на листе бумаги в широкую клетку.

Учимся писать цифры (цифра 1). 

Нарисовать рядом точно такую же фигурку по клеткам, ориентируясь на листке бумаги в широкую клетку. Раскрасить  нижний рисунок (клоун) точно так же, как верхний. Моделирование букв из природного материала: семечек, гороха, веточек, камешков. ; д/и «Назови одним словом».

      2

20

Ориентировка на листе бумаги в широкую клетку.

Учимся писать цифры (Цифра 2).

Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии (Расчески для куклы). Нарисовать рядом точно такую же фигурку по клеткам, ориентируясь на листке бумаги в широкую клетку. Лепка предметов из теста.

2

21

Ориентировка на листе бумаги в широкую клетку.

Учимся писать цифры (Цифра 3).

Рисование  по точкам. Графический  диктант. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе. Д/и «Перекличка»,

2

22

Ориентировка на листе бумаги в широкую клетку.

Учимся писать цифры (Цифра 4). Волнистая линия.

«Волны большие, волны маленькие». Графический  диктант. Д/и «Мамина сумка».

2

23

Ориентировка на листе бумаги в широкую клетку.

Учимся писать цифры (Цифра 5). Спираль «Волшебный клубочек». Графический  диктант.

Д/и «Магазин»;

2

24

Ориентировка на листе бумаги в широкую клетку.

Учимся писать цифры (Цифра 6). Графические узоры

«Узоры на коврике». Графический  диктант.

 Д/и «Назови братца»;

2

25

Ориентировка на листе бумаги в широкую клетку.

Учимся писать цифры (Цифра 7). Рисование круглой формы. 

«Угощение для друзей». Графический  диктант.

Д/и «Кто больше?»

2

26

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Учимся писать цифры (Цифра 8). Рисование круглой формы.

«Угощение на тарелочках». Графический  диктант.  Д/и «Найди пару».

2

27

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Учимся писать цифры (Цифра 9). Волнистая линия.

«Кораблик качается на волнах. Графический  диктант. Д/и «Договори предложение»,

2

28

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Линии разных видов (Украсим шапочки).

Д/и «Найди пару».

2

29

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Штриховка (Заштрихуй рисунок). 

Развивать умение выполнять инструкцию педагога при выполнении графических  диктантов, пространственные представления.

Д/и «Рассели друзей в свои домики»,

2

30

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Штрихуем разными способами

Д/и «Назови братца».

2

31

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Штрихуем разными способами.

Графический  диктант. Д/и «Кто говорит?», «Договори слово».

2

32

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Штрихуем разными способами.

Закрепление пройденного материала.

2

Итого: 64 часа.

Формы оценки качества знаний:

К концу года дети должны знать и уметь:

 

Знать

Уметь

знать гигиенические правила письма

Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

Знать правильное расположение листа и карандаша при письме.

уметь правильно держать ручку, карандаш.

Знать правила штриховки.

Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, на  альбомном листе.

Знать правила работы с листом, тетрадью.

Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

Знать правила работы с ножницами.

Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

 

Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

 

 

Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.

Материальное обеспечение программы:

  • Комплексы пальчиковой гимнастики.
  • Комплекс графических диктантов, выполняемых на слух.
  • Упражнения на развитие навыков штриховки.
  • Схемы для вырезания.
  • Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь)
  • Цветные клубочки для перематывания.
  • Нанизывание бус, бисера, пуговиц.
  • Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов.
  • Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.
  • Лепка из глины, пластилина и соленого теста.
  • Набор детских эспандеров (для тренировки мускулатуры кисти рук).
  • Наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень.
  • Шнуровки.
  • Наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).

Список литературы:

  • Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие.- Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  • Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.

Литература: 1.Готовим руку к письму /С.Е.Гаврина, и др.-М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника, ДЕЛЬТА,  2004.

2.Е.Рылеева Карта, схема, план.(для детей дошкольного возраста)

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.

3. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

4. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.

5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000.

6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.

7. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.

8. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.

9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997.

10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

12. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.


 

  



Конец формы