Проект «Моя подружка - Царевна лягушка»

Иванова Татьяна Сергеевна

 

 

Тип проекта: творческий

По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности

По характеру участия ребенка: ребенок – участник от зарождения идеи до получения результата

По характеру контактов: в контакте с семьей

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: краткосрочный

 

Сроки реализации проекта – 3 дня

Постановка проблемы

  Детская книга является ценностью особого рода при становлении внутреннего мира ребенка. В настоящее время наблюдается снижение уровня читательской компетенции, начиная уже с дошкольного возраста.

 

 Актуальность

   К сожалению, в наш  век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. В результате утраченного интереса к книгам у детей утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении.

   Компьютер и телевидение приучают употреблять готовые схемы: у  таких детей отмечается  резкое снижение фантазии, творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности.

   Книга же, напротив, дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, умение думать самостоятельно.  Вот почему важно вовремя научить детей любить чтение.

 

Игровая мотивация

   Дети приходят утром в группу и время от времени обнаруживают в группе следы присутствия кого-то постороннего (мокрые следы на полу, обрывки  тины, осоку).

  

Цель

     Приобщать детей к детской литературе и детскому чтению – сделать ребенка грамотным читателем

Задачи для

 

Воспитателей:

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   

возраст детей 5-7 лет

(детско-взрослый, творческий,

краткосрочный)

                                Составила:

                                                        воспитатель 1 категории

                                           Иванова Татьяна Сергеевна

                                                Участники проекта:

                                                  Воспитанники группы, родители, педагоги

                                     Исполнители:

                                                         Педагоги, родители и дети

                                   

МАОУ № 28

г. Армавир, 2016 г.

«Моя подружка – «Царевна – лягушка»

(детско-взрослый проект)

 

                                                         Страна с нечитающим населением –

                                                            это страна отверточных технологий,

                                                             страна – поставщик сырьевых ресурсов

                                   и дешевой рабочей силы.

Тип проекта: творческий

По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности

По характеру участия ребенка: ребенок – участник от зарождения идеи до получения результата

По характеру контактов: в контакте с семьей

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: краткосрочный

Сроки реализации проекта 3 дня

Постановка проблемы

  Детская книга является ценностью особого рода при становлении внутреннего мира ребенка. В настоящее время наблюдается снижение уровня читательской компетенции, начиная уже с дошкольного возраста.

 Актуальность

   К сожалению, в наш  век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. В результате утраченного интереса к книгам у детей утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении.

   Компьютер и телевидение приучают употреблять готовые схемы: у  таких детей отмечается  резкое снижение фантазии, творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности.

   Книга же, напротив, дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, умение думать самостоятельно.  Вот почему важно вовремя научить детей любить чтение.

Игровая мотивация 

   Дети приходят утром в группу и время от времени обнаруживают в группе следы присутствия кого-то постороннего (мокрые следы на полу, обрывки  тины, осоку).

   

Цель

     Приобщать детей к детской литературе и детскому чтению – сделать ребенка грамотным читателем

Задачи для

Воспитателей:

  • В процессе приобщения подопечных к детской литературе воспитывать и развивать не только самих детей, но еще и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей возникших в ходе реализации проекта

Родителей:

  • Воспринять и совместно с воспитателем реализовать предлагаемые идеи, изменить или скорректировать свои представления о детской литературе и детском чтении, о путях  способах приобщения ребенка к книге
  • Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители -дети- детский сад

Детей:

  • Продолжать знакомство с одним из жанров художественной литературы - сказки
  • Развивать умение слушать художественное произведение, эмоционально отзываться на него.
  • Развивать интерес к детским литературным произведениям; учить понимать их смысл
  • Способствовать детскому словотворчеству, умению активно использовать в речи предложения разных типов.
  • Научить детей применять полученные  представления и умения в самостоятельной деятельности
  • Формировать у детей элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.

План реализации проекта

Способ реализации

Цель

Сроки

1.

Подбор необходимой для реализации проекта литературы

Подготовить теоретический и практический материал по теме

Подготовительный этап

(2-3 дня)

2.

Выявить заинтересованность детей по теме

Определить уровень осведомленности детей, выбрать направления работы над проектом

3.

Беседы с родителями

Выявить круг детского чтения, отношение родителей к проблеме его формирования

4.

Зарождение проблемы (игровая ситуация)

Введение в проблему проекта

День первый

5.

Утренний круг  с детьми

  • Чудо-чудное, диво-дивное!

Уточнить знания детей по теме «Русские народные сказки»

6.

Дидактическая игра «Угадай сказку» (схемы сказок)

«Теремок»

«Гуси-лебеди»

«Хаврошечка»

«Царевна-лягушка»

«Иван-царевич и серый волк»

Систематизировать знания детей о знакомых сказках

7.

Чтение сказки «Царевна-лягушка» воспитателем

Развивать умение слушать художественное произведение, эмоционально отзываться на него

8.

Поэтапное решение проблемы:

диалоговая беседа по содержанию сказки

Учить понимать смысл прочитанного произведения , эмоционально оценивать поступки героев,  их поведение.

9.

Решение проблемной ситуации:  «Как вернуть лягушку в сказку?»

Расширять у детей способность логически мыслить; учить принимать ответственные решения в сложных ситуациях

10.

Введение в проблему - рассматривание иллюстраций к сказкам

Систематизировать и уточнить знания детей о сюжетах русских народных сказок

День второй

11.

Решение проблемной ситуации: «С помощью чего  Ивану –царевичу одолеть Кощея Бессмертного?»

Развивать у ребят логическое мышление, умение быстро ориентироваться в ситуации

12.

  Просматривание фрагмента  мультфильма «Царевна-лягушка»

Обогащение эмоционального восприятия у детей

13.

Моделирование сказочных ситуаций

Формировать коммуникативные навыки; расширять словарный запас в области чувств и эмоций

День третий

14.

Ручной труд «Украшение меча-кладенца»

Научить детей применять полученные представления и умения в самостоятельной деятельности

15.

Введение в игровую ситуацию- появление героя

Уточнить знания детей о содержании сказки

16.

17.

18.

Определение дальнейших действий

Презентация

Постановка новой проблемы

Описание проекта

Предварительная работа

  • Отбор необходимой литературы.
  • Утренние круги  с детьми на тему «Русские народные сказки: что мы о них знаем?»
  • Беседы с родителями, с целью выявить круг домашнего детского чтения

День первый

Погружение в игровую ситуацию

   Дети приходят утром в группу и обнаруживают в группе следы присутствия кого-то постороннего (мокрые следы на полу, обрывки тины, осоку). Во время утреннего приема ребята заинтересованно обсуждают, кто же мог оставить эти следы, собираются группами, пытаются отыскать «нежданного гостя». Все дети, которые приходят позже тут же узнают, что в группе кто-то был и вовлекаются в поиск.

На кругу

Воспитатель:        :

- Ребята вы любите сказки?(Любим). Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?(Ответы детей)

- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой.

- А что будет, если у народа не будет сказок? ( ответы детей)

- Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

   Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, которые вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки) В сказках совершаются чудеса.   Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают…(Дети называют сказки)

- А теперь, вспомните, в каких сказках оживают небесные светила? (Ответы детей)

- В сказках даже простые предметы и вещи думают, мечтают, совершают различные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?(Ответы детей)

- Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она учит.

- Угадайте, что это сказка? (Игра «Угадай сказку» - детям предлагаются схемы сказок)

- Вы, ребята, молодцы! Видно, что знаете много разных сказок. А чему же они нас учат ? (Добру, состраданию)

- Правильно, любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, коровке… (в группе слышится тихий звук –квакает лягушка)

- Ой, ребята, вы тоже это слышите? Кто же это может быть? (Воспитатель вместе с детьми находит в группе игрушку-лягушку. Лягушку берут с собою на круг)

- Ребята, посмотрите, ведь это самая настоящая лягушка! Интересно как она здесь оказалась? ( в это время включается аудиозапись с голосом лягушки, воспитатель делает вид, что разговаривает с ней)

Лягушка:

- Здравствуйте, ребята! Простите, что пришла к вам без приглашения, но у меня случилась беда! Вы правы – я лягушка, но не настоящая, а заколдованная. Была я девицей-красавицей, да злой Кощей за то, что я отказалась выйти за него замуж превратил меня в лягушку болотную. А здесь  у вас в группе я решила спрятаться, чтобы меня никто не видел, ведь я такая страшная! .(Лягушка плачет)

Воспитатель:

- Не плачь, лягушечка. Мы тебе поможем. Ребята, поможем лягушке стать девицей-красавицей и вернуться домой в сказку? (Поможем)

- Ребята, а как вы думаете, как называется сказка из которой пришла к нам лягушка? («Царевна – лягушка»)

Лягушка:

- Правильно, ребята, я пришла из сказки «Царевна-лягушка».

Чтение сказки воспитателем(во время чтения сказки лягушка периодически вздыхает, подтверждает слова воспитателя, вступает в диалог с детьми по содержанию)

Поэтапное решение проблемы (диалоговая беседа)

Воспитатель:

- Вот мы послушали с вами сказку, ребята, она вам понравилась? (Ответы детей)

- Чему учит эта сказка? (Доброте, милосердию, отзывчивости и т.д.)

- У русского народа всегда была тяжелая трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Вот например в нашей сказке царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зверей, которых не тронул…

Решение проблемной ситуации

Воспитатель,  обращаясь к лягушке:

- Скажи пожалуйста, лягушка, а ты бы хотела вернуться домой, в свою сказку?

Лягушка:

- Ну конечно, теперь когда я знаю, что все закончится хорошо, я очень хочу  вернуться обратно. Но боюсь, что не смогу этого сделать одна.

Воспитатель:

- Ребята, нам надо помочь лягушке, потому что без нее сказка перестанет существовать и больше никто не узнает историю о Царевне-лягушке. Поможем нашей гостье? (Ответы детей)

- А как вы думаете, кто может помешать нам вернуть лягушку? (Кощей Бессмертный)

- Подумайте, ребята, есть ли какой-нибудь способ победить этого жестокого злодея? (Ответы детей)

- Да, ребята, без помощи Ивана-царевича нам никак не справиться. Вспомните как в других сказках, Иван-царевич побеждает Кощея Бессмертного. (Ребята вспоминают знакомые сказки и способы борьбы с Кощеем).

- Молодцы, вы вспомнили очень много сказок, где Кощей погибает от руки Ивана-царевича. (Воспитатель дает детям домашнее задание – нарисовать вместе с родителями иллюстрации к сказке)

День второй

Введение в проблему - рассматривание иллюстраций к сказкам

Воспитатель (на руках у него сидит лягушка):

- Ребята, внимательно посмотрите на эти картинки и выберите только те, которые подходят к нашей сказке. (Дети выполняют задание, по ходу вспоминая название других сказок,  иллюстрации к которым перемешаны с иллюстрациями к сказке «Царевна-лягушка»)

Лягушка:

- Молодцы, ребята, сразу видно, что вы внимательно слушали вчера сказку и хорошо ее запомнили.

Решение проблемной ситуации

Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, чем мы можем помочь Ивану –царевичу, чтобы он поскорее победил Кощея.(Ответы детей)

- Вы назвали очень много способов помощи, но лягушка мне подсказывает, что для того, чтобы победить Кощея Бессмертного необходима одна вещь. Сейчас Царевна-лягушка загадает вам загадку, а вы подумайте, что это за вещь.

Лягушка:

-Это очень острый нож

С ним на кухню не пойдешь.

Он не сладкий леденец

Меч булатный…(кладенец)   -   Авторская разработка

Воспитатель:

- Правильно, ребята, вы разгадали загадку. Мы сможем помочь Ивану-царевичу одолеть Кощея, если добудем для него меч-кладенец. (Ребятам дается домашнее задание – вместе с родителями изготовить меч – кладенец)

Обогащение эмоционального восприятия - просматривание фрагмента  мультфильма «Царевна-лягушка»

(фрагмент – смерть Кощея, обратить внимание детей на меч-кладенец в руках Ивана-царевича)

День третий

Моделирование сказочных ситуаций

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, наша лягушка совсем загрустила, давайте поиграем, развеселим ее. Будем превращаться в различных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер. (Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, Царевну Несмеяну, Бабу- ягу, Василису Премудрую и т. д.)

Ручной труд  -   «Украшение меча-кладенца»

( Дома ребята с родителями  сделали заготовки из плотного картона «меча-кладенца». Дети были разделены на группы, после чего аппликативно украсили поделки. Результат – пять «мечей-кладенцов»)

Введение в  игровую ситуацию - появление героя (под звуки песни «Счастье вдруг…» из «к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»  в группе появляется Иван-царевич. Воспитатель с детьми отдают ему лягушку. Проводится беседа по содержанию сказки в ходе которой Иван-царевич отвечает на вопросы цитатами из текста сказки, иногда прося  подсказки у детей)

Определение дальнейших действий

Воспитатель:

- Ребята, давайте подарим Ивану-царевичу наши поделки «мечи-кладенцы».

(Дети приносят Ивану-царевичу мечи, Иван-царевич радостно удивляется).

Иван-царевич:

- Спасибо вам большое, ребята, за дорогой подарок. Очень по сердцу он мне, с такими мечами не страшно с Кощеем ради любимой сразиться будет! Только зачем мне столько «кладенцов», вы лучше их другим добрым людям подарите, а я один возьму и беречь его пуще неволи буду.

Воспитатель:

- Ребята, а ведь правильно Иван-царевич говорит. Сколько еще людей добрых в беду попадает, мы им свои мечи подарим. А как вы думаете, что нам для этого нудно сделать? Как мы узнаем, что в нашей помощи еще кто-то нуждается? (Ответы детей)

- Правильно, мы другие сказки читать будем и с их героями встречаться.

(Дети и воспитатель прощаются с Иваном-царевичем и Царевной-лягушкой, желают им удачи)

Презентация

   (В группу входят несколько родителей, с которыми воспитатель  предварительно провел работу по отбору книг, в содержании которых описываются герои «нуждающиеся в детской помощи». Родители приносят с собою книги с русскими народными сказками и предлагают ребятам, разделившись  на группы обсудить их  содержание и выбрать одну из самых интересных сказок.

    После обсуждения воспитатель приглашает всех на круг, где каждая группа, представляет свою сказку, некоторые отрывки из нее, изображая мимикой и жестами.)

Постановка новой проблемы

   Дети вместе с воспитателем определяют новую проблему: создание в группе собственной книги иллюстраций к любимым сказкам  «Сказки в картинках»

Предполагаемый результат для

Детей:

  • возрастет интерес к книге;
  • появится желание продолжать знакомиться с разными  видами художественной литературы;
  • научатся внимательно слушать литературное произведение, вникать в его смысл, эмоционально на него отзываться ;
  • расширяться представления о богатстве родной художественной литературе
  • появится гордость за наследие русской литературы – сказки, возрастет чувство патриотизма

Родителей:

  • произойдет привлечение к процессу совместной деятельности с детьми  и как следствие, сближение между ними и педагогами группы;  
  • измениться и скорректируются представления о детской литературе и детском чтении, как о необходимости для полноценного формирования личности

Воспитателей:

  • усовершенствуются алгоритм литературно-педагогического анализа

Оценка результатов проекта для

Детей

  • вырос интерес к художественной литературе: они с удовольствием рассматривают книги в читательском уголке, обмениваются впечатлениями друг с другом, со взрослыми и педагогом;
  • многие сказочные цитаты стали  «крылатыми выражениями», вошли в речевой обиход (герои сказок – пример для подражания);
  • появилось чувство глубокого патриотизма по отношению к литературным произведениям русских писателей;
  • стали самостоятельно разыгрывать в группе мини-спектакли (театрализованные игры) по прочитанным сказкам;
  • научились внимательно слушать и слышать художественные произведения разных жанров

Родителей

  • с помощью родителей в детской библиотеке появилась целая коллекция необыкновенных «книжек – самоделок»;
  • произошло сближение с детьми и педагогами группы, появился интерес к событиям, происходящим в детском саду

Воспитателей

  • после проведенного проекта  желание продолжать работу в данном направлении появилось не только у педагогов данной группы, но  и у педагогов других групп;
  • появились новые навыки в проведении литературно-педагогического анализа;
  • укрепились отношения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.

Список использованной литературы

1.В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж; ТЦ «Учитель», 2006.-207 с.

2. Е. Кузьменкова, Г. Рысина Воспитание будущего читателя. –Москва; «Пресс», 2005.-38 с.

3. Русские волшебные сказки из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» -Ростов-на-Дону; «Проф-Пресс», 2006.-143 с.



Предварительный просмотр:

                                   

возраст детей 5-7 лет

(детско-взрослый, творческий,

краткосрочный)

                                Составила:

                                                        воспитатель 1 категории

                                           Иванова Татьяна Сергеевна

                                                Участники проекта:

                                                  Воспитанники группы, родители, педагоги

                                     Исполнители:

                                                         Педагоги, родители и дети

                                   

МАДОУ № 28

г. Армавир, 2016 г.

«Моя подружка – «Царевна – лягушка»

(детско-взрослый проект)

 

                                                         Страна с нечитающим населением –

                                                            это страна отверточных технологий,

                                                             страна – поставщик сырьевых ресурсов

                                   и дешевой рабочей силы.

Тип проекта: творческий

По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности

По характеру участия ребенка: ребенок – участник от зарождения идеи до получения результата

По характеру контактов: в контакте с семьей

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: краткосрочный

Сроки реализации проекта 3 дня

Постановка проблемы

  Детская книга является ценностью особого рода при становлении внутреннего мира ребенка. В настоящее время наблюдается снижение уровня читательской компетенции, начиная уже с дошкольного возраста.

 Актуальность

   К сожалению, в наш  век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. В результате утраченного интереса к книгам у детей утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении.

   Компьютер и телевидение приучают употреблять готовые схемы: у  таких детей отмечается  резкое снижение фантазии, творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности.

   Книга же, напротив, дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, умение думать самостоятельно.  Вот почему важно вовремя научить детей любить чтение.

Игровая мотивация 

   Дети приходят утром в группу и время от времени обнаруживают в группе следы присутствия кого-то постороннего (мокрые следы на полу, обрывки  тины, осоку).

   

Цель

     Приобщать детей к детской литературе и детскому чтению – сделать ребенка грамотным читателем

Задачи для

Воспитателей:

  • В процессе приобщения подопечных к детской литературе воспитывать и развивать не только самих детей, но еще и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей возникших в ходе реализации проекта

Родителей:

  • Воспринять и совместно с воспитателем реализовать предлагаемые идеи, изменить или скорректировать свои представления о детской литературе и детском чтении, о путях  способах приобщения ребенка к книге
  • Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители -дети- детский сад

Детей:

  • Продолжать знакомство с одним из жанров художественной литературы - сказки
  • Развивать умение слушать художественное произведение, эмоционально отзываться на него.
  • Развивать интерес к детским литературным произведениям; учить понимать их смысл
  • Способствовать детскому словотворчеству, умению активно использовать в речи предложения разных типов.
  • Научить детей применять полученные  представления и умения в самостоятельной деятельности
  • Формировать у детей элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.

План реализации проекта

Способ реализации

Цель

Сроки

1.

Подбор необходимой для реализации проекта литературы

Подготовить теоретический и практический материал по теме

Подготовительный этап

(2-3 дня)

2.

Выявить заинтересованность детей по теме

Определить уровень осведомленности детей, выбрать направления работы над проектом

3.

Беседы с родителями

Выявить круг детского чтения, отношение родителей к проблеме его формирования

4.

Зарождение проблемы (игровая ситуация)

Введение в проблему проекта

День первый

5.

Утренний круг  с детьми

  • Чудо-чудное, диво-дивное!

Уточнить знания детей по теме «Русские народные сказки»

6.

Дидактическая игра «Угадай сказку» (схемы сказок)

«Теремок»

«Гуси-лебеди»

«Хаврошечка»

«Царевна-лягушка»

«Иван-царевич и серый волк»

Систематизировать знания детей о знакомых сказках

7.

Чтение сказки «Царевна-лягушка» воспитателем

Развивать умение слушать художественное произведение, эмоционально отзываться на него

8.

Поэтапное решение проблемы:

диалоговая беседа по содержанию сказки

Учить понимать смысл прочитанного произведения , эмоционально оценивать поступки героев,  их поведение.

9.

Решение проблемной ситуации:  «Как вернуть лягушку в сказку?»

Расширять у детей способность логически мыслить; учить принимать ответственные решения в сложных ситуациях

10.

Введение в проблему - рассматривание иллюстраций к сказкам

Систематизировать и уточнить знания детей о сюжетах русских народных сказок

День второй

11.

Решение проблемной ситуации: «С помощью чего  Ивану –царевичу одолеть Кощея Бессмертного?»

Развивать у ребят логическое мышление, умение быстро ориентироваться в ситуации

12.

  Просматривание фрагмента  мультфильма «Царевна-лягушка»

Обогащение эмоционального восприятия у детей

13.

Моделирование сказочных ситуаций

Формировать коммуникативные навыки; расширять словарный запас в области чувств и эмоций

День третий

14.

Ручной труд «Украшение меча-кладенца»

Научить детей применять полученные представления и умения в самостоятельной деятельности

15.

Введение в игровую ситуацию- появление героя

Уточнить знания детей о содержании сказки

16.

17.

18.

Определение дальнейших действий

Презентация

Постановка новой проблемы

Описание проекта

Предварительная работа

  • Отбор необходимой литературы.
  • Утренние круги  с детьми на тему «Русские народные сказки: что мы о них знаем?»
  • Беседы с родителями, с целью выявить круг домашнего детского чтения

День первый

Погружение в игровую ситуацию

   Дети приходят утром в группу и обнаруживают в группе следы присутствия кого-то постороннего (мокрые следы на полу, обрывки тины, осоку). Во время утреннего приема ребята заинтересованно обсуждают, кто же мог оставить эти следы, собираются группами, пытаются отыскать «нежданного гостя». Все дети, которые приходят позже тут же узнают, что в группе кто-то был и вовлекаются в поиск.

На кругу

Воспитатель:        :

- Ребята вы любите сказки?(Любим). Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?(Ответы детей)

- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой.

- А что будет, если у народа не будет сказок? ( ответы детей)

- Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

   Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, которые вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки) В сказках совершаются чудеса.   Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают…(Дети называют сказки)

- А теперь, вспомните, в каких сказках оживают небесные светила? (Ответы детей)

- В сказках даже простые предметы и вещи думают, мечтают, совершают различные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?(Ответы детей)

- Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она учит.

- Угадайте, что это сказка? (Игра «Угадай сказку» - детям предлагаются схемы сказок)

- Вы, ребята, молодцы! Видно, что знаете много разных сказок. А чему же они нас учат ? (Добру, состраданию)

- Правильно, любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, коровке… (в группе слышится тихий звук –квакает лягушка)

- Ой, ребята, вы тоже это слышите? Кто же это может быть? (Воспитатель вместе с детьми находит в группе игрушку-лягушку. Лягушку берут с собою на круг)

- Ребята, посмотрите, ведь это самая настоящая лягушка! Интересно как она здесь оказалась? ( в это время включается аудиозапись с голосом лягушки, воспитатель делает вид, что разговаривает с ней)

Лягушка:

- Здравствуйте, ребята! Простите, что пришла к вам без приглашения, но у меня случилась беда! Вы правы – я лягушка, но не настоящая, а заколдованная. Была я девицей-красавицей, да злой Кощей за то, что я отказалась выйти за него замуж превратил меня в лягушку болотную. А здесь  у вас в группе я решила спрятаться, чтобы меня никто не видел, ведь я такая страшная! .(Лягушка плачет)

Воспитатель:

- Не плачь, лягушечка. Мы тебе поможем. Ребята, поможем лягушке стать девицей-красавицей и вернуться домой в сказку? (Поможем)

- Ребята, а как вы думаете, как называется сказка из которой пришла к нам лягушка? («Царевна – лягушка»)

Лягушка:

- Правильно, ребята, я пришла из сказки «Царевна-лягушка».

Чтение сказки воспитателем(во время чтения сказки лягушка периодически вздыхает, подтверждает слова воспитателя, вступает в диалог с детьми по содержанию)

Поэтапное решение проблемы (диалоговая беседа)

Воспитатель:

- Вот мы послушали с вами сказку, ребята, она вам понравилась? (Ответы детей)

- Чему учит эта сказка? (Доброте, милосердию, отзывчивости и т.д.)

- У русского народа всегда была тяжелая трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Вот например в нашей сказке царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зверей, которых не тронул…

Решение проблемной ситуации

Воспитатель,  обращаясь к лягушке:

- Скажи пожалуйста, лягушка, а ты бы хотела вернуться домой, в свою сказку?

Лягушка:

- Ну конечно, теперь когда я знаю, что все закончится хорошо, я очень хочу  вернуться обратно. Но боюсь, что не смогу этого сделать одна.

Воспитатель:

- Ребята, нам надо помочь лягушке, потому что без нее сказка перестанет существовать и больше никто не узнает историю о Царевне-лягушке. Поможем нашей гостье? (Ответы детей)

- А как вы думаете, кто может помешать нам вернуть лягушку? (Кощей Бессмертный)

- Подумайте, ребята, есть ли какой-нибудь способ победить этого жестокого злодея? (Ответы детей)

- Да, ребята, без помощи Ивана-царевича нам никак не справиться. Вспомните как в других сказках, Иван-царевич побеждает Кощея Бессмертного. (Ребята вспоминают знакомые сказки и способы борьбы с Кощеем).

- Молодцы, вы вспомнили очень много сказок, где Кощей погибает от руки Ивана-царевича. (Воспитатель дает детям домашнее задание – нарисовать вместе с родителями иллюстрации к сказке)

День второй

Введение в проблему - рассматривание иллюстраций к сказкам

Воспитатель (на руках у него сидит лягушка):

- Ребята, внимательно посмотрите на эти картинки и выберите только те, которые подходят к нашей сказке. (Дети выполняют задание, по ходу вспоминая название других сказок,  иллюстрации к которым перемешаны с иллюстрациями к сказке «Царевна-лягушка»)

Лягушка:

- Молодцы, ребята, сразу видно, что вы внимательно слушали вчера сказку и хорошо ее запомнили.

Решение проблемной ситуации

Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, чем мы можем помочь Ивану –царевичу, чтобы он поскорее победил Кощея.(Ответы детей)

- Вы назвали очень много способов помощи, но лягушка мне подсказывает, что для того, чтобы победить Кощея Бессмертного необходима одна вещь. Сейчас Царевна-лягушка загадает вам загадку, а вы подумайте, что это за вещь.

Лягушка:

-Это очень острый нож

С ним на кухню не пойдешь.

Он не сладкий леденец

Меч булатный…(кладенец)   -   Авторская разработка

Воспитатель:

- Правильно, ребята, вы разгадали загадку. Мы сможем помочь Ивану-царевичу одолеть Кощея, если добудем для него меч-кладенец. (Ребятам дается домашнее задание – вместе с родителями изготовить меч – кладенец)

Обогащение эмоционального восприятия - просматривание фрагмента  мультфильма «Царевна-лягушка»

(фрагмент – смерть Кощея, обратить внимание детей на меч-кладенец в руках Ивана-царевича)

День третий

Моделирование сказочных ситуаций

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, наша лягушка совсем загрустила, давайте поиграем, развеселим ее. Будем превращаться в различных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер. (Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, Царевну Несмеяну, Бабу- ягу, Василису Премудрую и т. д.)

Ручной труд  -   «Украшение меча-кладенца»

( Дома ребята с родителями  сделали заготовки из плотного картона «меча-кладенца». Дети были разделены на группы, после чего аппликативно украсили поделки. Результат – пять «мечей-кладенцов»)

Введение в  игровую ситуацию - появление героя (под звуки песни «Счастье вдруг…» из «к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»  в группе появляется Иван-царевич. Воспитатель с детьми отдают ему лягушку. Проводится беседа по содержанию сказки в ходе которой Иван-царевич отвечает на вопросы цитатами из текста сказки, иногда прося  подсказки у детей)

Определение дальнейших действий

Воспитатель:

- Ребята, давайте подарим Ивану-царевичу наши поделки «мечи-кладенцы».

(Дети приносят Ивану-царевичу мечи, Иван-царевич радостно удивляется).

Иван-царевич:

- Спасибо вам большое, ребята, за дорогой подарок. Очень по сердцу он мне, с такими мечами не страшно с Кощеем ради любимой сразиться будет! Только зачем мне столько «кладенцов», вы лучше их другим добрым людям подарите, а я один возьму и беречь его пуще неволи буду.

Воспитатель:

- Ребята, а ведь правильно Иван-царевич говорит. Сколько еще людей добрых в беду попадает, мы им свои мечи подарим. А как вы думаете, что нам для этого нудно сделать? Как мы узнаем, что в нашей помощи еще кто-то нуждается? (Ответы детей)

- Правильно, мы другие сказки читать будем и с их героями встречаться.

(Дети и воспитатель прощаются с Иваном-царевичем и Царевной-лягушкой, желают им удачи)

Презентация

   (В группу входят несколько родителей, с которыми воспитатель  предварительно провел работу по отбору книг, в содержании которых описываются герои «нуждающиеся в детской помощи». Родители приносят с собою книги с русскими народными сказками и предлагают ребятам, разделившись  на группы обсудить их  содержание и выбрать одну из самых интересных сказок.

    После обсуждения воспитатель приглашает всех на круг, где каждая группа, представляет свою сказку, некоторые отрывки из нее, изображая мимикой и жестами.)

Постановка новой проблемы

   Дети вместе с воспитателем определяют новую проблему: создание в группе собственной книги иллюстраций к любимым сказкам  «Сказки в картинках»

Предполагаемый результат для

Детей:

  • возрастет интерес к книге;
  • появится желание продолжать знакомиться с разными  видами художественной литературы;
  • научатся внимательно слушать литературное произведение, вникать в его смысл, эмоционально на него отзываться ;
  • расширяться представления о богатстве родной художественной литературе
  • появится гордость за наследие русской литературы – сказки, возрастет чувство патриотизма

Родителей:

  • произойдет привлечение к процессу совместной деятельности с детьми  и как следствие, сближение между ними и педагогами группы;  
  • измениться и скорректируются представления о детской литературе и детском чтении, как о необходимости для полноценного формирования личности

Воспитателей:

  • усовершенствуются алгоритм литературно-педагогического анализа

Оценка результатов проекта для

Детей

  • вырос интерес к художественной литературе: они с удовольствием рассматривают книги в читательском уголке, обмениваются впечатлениями друг с другом, со взрослыми и педагогом;
  • многие сказочные цитаты стали  «крылатыми выражениями», вошли в речевой обиход (герои сказок – пример для подражания);
  • появилось чувство глубокого патриотизма по отношению к литературным произведениям русских писателей;
  • стали самостоятельно разыгрывать в группе мини-спектакли (театрализованные игры) по прочитанным сказкам;
  • научились внимательно слушать и слышать художественные произведения разных жанров

Родителей

  • с помощью родителей в детской библиотеке появилась целая коллекция необыкновенных «книжек – самоделок»;
  • произошло сближение с детьми и педагогами группы, появился интерес к событиям, происходящим в детском саду

Воспитателей

  • после проведенного проекта  желание продолжать работу в данном направлении появилось не только у педагогов данной группы, но  и у педагогов других групп;
  • появились новые навыки в проведении литературно-педагогического анализа;
  • укрепились отношения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.

Список использованной литературы

1.В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж; ТЦ «Учитель», 2006.-207 с.

2. Е. Кузьменкова, Г. Рысина Воспитание будущего читателя. –Москва; «Пресс», 2005.-38 с.

3. Русские волшебные сказки из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» -Ростов-на-Дону; «Проф-Пресс», 2006.-143 с.