Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Шпотова Вера Викторовна

Эссе

Шпотовой Веры Викторовны,

воспитателя д/с «Юбилейный»

«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее»

В.А. Сухомлинский

Россия, Родина, родной край. До боли знакомые каждому человеку слова. Печально, что для многих сегодня они теряют истинное значение. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», мы всерьез задумываемся о том, каким вырастет современное поколение. В духовно-нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции. Сегодня в жизнь ребенка часто входят образы, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, воспитателям, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. 

Счастливое будущее человека немыслимо без известной и крылатой фразы: «Все начинается с детства». Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Работать над выполнением этой задачи необходимо, конечно же, с раннего детства, и обязательно в тесном сотрудничестве с родителями. Ведь семья играет центральную роль в сознании ребенка. Наша же задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В своем творчестве, а именно творчеством является моя работа с детьми, я провожу различные праздники и мероприятия, например, конкурсы «Я и моя семья», «Лучшее портфолио семьи», посиделки ко Дню Матери, развлечение ко Дню Защитника Отечества, театральные и кукольные представления. Активное участие в жизни нашей группы принимают родители. Вместе с детьми мы создаём фотоальбом нашей группы, где обсуждаем каждую страничку, каждое событие, запечатленное на снимках.

Я считаю, что духовно-нравственное воспитание человека еще в раннем возрасте должно быть основано на знаниях о родном крае. Человек без Родины, как дерево без корней. Помогая познавать историю и традиции, мы воспитываем будущее поколение, закладываем основу достойных граждан своей страны. Уже год в группе реализуется проект «Мой родной Балашов», в рамках которого мы возлагаем цветы к памятнику «Мемориал славы», посещаем музеи и театральные представления; проводим выставки и конкурсы ко Дню города. Эта работа неразрывно связана с работой по ознакомлению с родным городом Балашовом. В нашем саду есть музей «Русская изба», где мои воспитанники постоянные посетители. Там они могут ощутить себя частью нашей самобытной истории, познакомится с утварью и бытом наших предков. Эти экскурсии ориентированы на развитие эстетического вкуса, умения видеть, ценить и беречь красоту русского быта. Огромное внимание в моей деятельности отведено подготовке и проведению праздников, посвященных значимым памятным и календарным датам. Каждый из них требует серьезной предшествующей работы: просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы, посещение и организация выставок, приготовление подарков своими руками. В ходе такой работы дети осознают связь своего поведения и настроения близких людей. Совместно с другими педагогами в течение года ведутся занятия о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей: Рождество, Масленица, Пасха, Троица.

Я планирую продолжать эту работу, так как считаю, что совместная работа родителей, детей и нас, воспитателей, вызывает в ребёнке интерес, воспитывает чувство сопричастности к жизни коллектива, а родителей стимулирует к участию в делах детского сада.

Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств, она учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Именно поэтому в свободное время я читаю детям сказки. Сказка является самым популярным жанром для дошкольников. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты». Это беседы на нравственные темы: «Кто  я?», «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждая непрерывная деятельность предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет музыка. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику до вершин творчества русских композиторов, опять же доступных детям.

Работая с детьми-дошкольниками, я сделала вывод, что именно систематическая работа по нравственному воспитанию позволяет развивать у детей такие чувства и качества, как любовь к маме и своей семье, уважение к старшим, любовь и интерес к родному городу, желание помогать людям. Я считаю, что работа по духовно-нравственному воспитанию помогает создавать фундамент для формирования нравственных качеств в дальнейшем и предупреждает накопления ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.

Таким образом, нравственное воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как средой основного воспитания ребенка и хранительницей национальных традиций. И лишь только в случае систематической работы по воспитанию и развитию духовно-нравственных качеств, мы вырастим достойного человека, любящего свою Родину, уважающего историю, гармонично развитую личность. И ради этого стоит трудится, ведь труд воспитателя не напрасен