Главные вкладки

    Игры на асфальте

    Копаева Елена Николаевна

    Варианты игр и упражнений для старших дошкольников (5-7 лет)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_na_asfalte.docx408.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры на асфальте

    Варианты игр и упражнений для старших дошкольников (5-7 лет)

    «Воздушный шарик»

    На асфальте нарисован огромный воздушный шар, внутри которого находятся 4 вида геометрических фигур с порядковыми номерами (рис. 1).
    Рисунок используется для игр, упражнений и эстафет в организованной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе. С целью повышения двигательного компонента и плотности физкультурно-оздоровительных мероприятий можно нарисовать два или три воздушных шарика.

    Рисунки к комплексу "Игры на асфальте"

    • «Кто быстрее?» (эстафета). Участвуют одновременно 2–4 команды, каждая из которых выстраивается с одной стороны «шарика» напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команд начинают передвигаться прыжками на одной или двух ногах с мячом между коленями по «фигурам» от цифры «1» до цифры «5» по порядку номеров. 
      Выполнив задание, они выпрыгивают из «шарика» с противоположной стороны, в то время как в соревнование включаются следующие участники команды, и т.д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне «шарика». Эстафета повторяется, выполняются прыжки в обратном порядке.
    • «Донеси – не урони» (эстафета). Дети передвигаются по «фигурам» по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.
    • «По местам». Ребята встают на любую «фигуру». По сигналу ведущего «синие!» начинают бег вокруг «шарика» дети, стоящие на «фигурах» синего цвета, по сигналу «зеленые!» к ним присоединяются дети, стоящие на зеленых «фигурах», по сигналу «оранжевые!» – те, кто находится на «фигурах» оранжевого цвета, и т.д. Участники двигаются вокруг «шарика», отбивая мяч одной или двумя руками (попеременно правой и левой). По команде «по местам!» ребята стараются найти «фигуру» своего цвета.
      При повторении игры дети двигаются вокруг «шарика» подскоками, галопом.

    «Змейка»

    На асфальте вычерчивают две дорожки, равные по длине и количеству поворотов (рис. 2, 2а).
    Рисунок «Змейка» интересен для проведения эстафет, аттракционов, общеразвивающих и игровых упражнений.

    Воронцова Ольга Игры на асфальте Газета "Здоровье детей" 20/2008

    • «Быстрая команда» (эстафета).

    1-й вариант. Две одинаковые по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает игрок под номером 1. Как только он достигает финиша, стартует следующий участник и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся команда построена на другом конце «дорожки».
    2-й вариант. Ребята выполняют ведение баскетбольного (футбольного) мяча.
    3-й вариант. Бег через короткую скакалку.
    4-й вариант. Две команды одновременно начинают бег по «дорожкам», соблюдая повороты. Побеждает та, которая сделала меньше ошибок на дистанции и быстрее добралась до финиша.

    • «Хоккейный слалом» (аттракцион). Ведение мяча (шайбы) клюшкой по «дорожке».
    • «Донеси – не урони» (аттракцион). Ребенок несет теннисный шарик на ракетке.
    • «Полоса препятствий» (эстафета). На каждом повороте «дорожки» установлен вертикальный или горизонтальный обруч. Дети пробегают дистанцию, пролезая в них. Победителем определяется команда, участники которой первыми выполнили задание и допустили меньше ошибок.
    • «Пройди с мешочком на голове». Ходьба по контуру «змейки» с мешочком на голове.
    • «Лови – бросай – упасть не давай». Дети строятся в шеренгу на самую ближнюю к ведущему часть «дорожки», который бросает мяч каждому игроку способом «снизу» («от груди с ударом о пол»). Ребенок ловит мяч и возвращает его ведущему этим же способом. Выполнив упражнение без ошибки, дети продолжают игру, отойдя назад, на следующую часть «дорожки». Допустивший ошибку в ловле или броске мяча остается на своем месте до следующей попытки. По окончании игры победителем выбирают участника, который оказался на самой дальней части «дорожки» от ведущего.

    «Фрукты – овощи – ягоды»

    Для организации двигательной активности детей на асфальте нужно изобразить овощи, фрукты и ягоды и расположить их в чередовании по кругу (рис. 3). Через рисунки можно отразить и другие темы, например: транспорт, спорт, деревья, грибы, цветы и т.д. Рисунки позволяют организовать фронтальную деятельность детей через игры и упражнения.

    http://zdd.1september.ru/2008/20/3_9.jpg

    Рис. 3

    • «Найди свою грядку». Дети располагаются в «домиках». По сигналу «яблоки» начинают бег вокруг рисунка ребята из «яблочных домиков», по сигналу «морковь» к ним присоединяются участники из «морковных», по сигналу «вишня» включаются в игру дети из «вишневых». По команде «в огород!» все стремятся занять свое первоначальное место. При повторении игры нужно менять способ передвижения ребят по площадке (разные виды бега, ходьбы). Если детей в игре больше, чем «домиков», то в одном «домике» могут находиться по 2 игрока. Следует отметить быстрых и внимательных ребят.
      Когда дети двигаются вокруг рисунка, они отбивают мяч одной или двумя руками (попеременно правой и левой).
    • «Не задень»

    Ведение мяча «змейкой» между фруктовыми, овощными и ягодными «домиками».

    «Божья коровка» («Бабочка»)

    На крыльях «божьей коровки» нарисованы следы (цифры) (рис. 5). Аналогичный вариант – «бабочка» с геометрическими фигурами на крыльях. Количество участников не ограничено. Задания на данном рисунке можно выполнять индивидуально и подгруппой детей, фронтально и поточно, в форме упражнений и эстафет.

    http://zdd.1september.ru/2008/20/3_11.jpg

    Рис. 5

    • «Кто быстрее (с мячом между коленями)?» (эстафета). Дети делятся на две команды и располагаются с одной стороны «божьей коровки» около каждого ее крыла. По сигналу первые участники начинают прыжки с мячом между коленями по порядку номеров. Выполнив задание, они обегают «божью коровку» сбоку и передают мяч следующему участнику своей команды, встав в ее конец. Эстафета заканчивается, когда все ребята выполнят задание.
    • «Донеси и не урони» (эстафета). Команды передвигаются по «цифрам» по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.
    • «По местам!». Дети встают на любую «цифру». Ведущий громко считает от 1 до 12. Каждый из ребят, чью «цифру» назвал ведущий, начинает ведение мяча вокруг «божьей коровки». По сигналу «по местам!» каждый старается найти свое место.
    • «Баскетболисты».

    1-й вариант. Дети передвигаются по «следам», одновременно выполняя ведение мяча.
    2-й вариант. Ведение мяча «змейкой» между цифрами.

    «Цветок»

    Рисунок интересен для организации индивидуальной и соревновательной деятельности детей (рис. 7). Количество цифр определяется программными задачами обучения с учетом зоны ближайшего развития детей.

    Рис. 7http://zdd.1september.ru/2008/20/3_13.jpg

    • «Кто быстрее?» (эстафета).

    1-й вариант. Дети строятся в команды. По сигналу первый участник начинает передвигаться прыжками от цифры 1 до цифры 15. Как только он достигает цифры 15, стартует следующий игрок. Эстафета заканчивается, когда вся команда добирается до последней цифры.
    2-й вариант. Участники команд передвигаются по цифрам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.
    3-й вариант. Задание выполняется с мешочком (мячом) между коленями.

    «Солнышко с косичками»

    «Солнышко с косичками» позволяет организовать фронтальную деятельность ребят через игры, упражнения и эстафеты (рис. 8). Количество нарисованных косичек-лучей должно соответствовать числу детей в подгруппе.

    http://zdd.1september.ru/2008/20/3_14.jpg

    Рис. 8

    • «Кто быстрее до флажка?» (эстафета). Дети выстраиваются в команды на «бантиках» по 2 ребенка на каждом. По сигналу ведущего первые участники команд начинают передвигаться прыжками по косичкам к центру «солнышка» по порядку номеров. Запрыгнув в центр, ребенок берет флажок и в обратном порядке прыжками возвращается на свой «бантик».

    В это время вторые участники эстафеты отслеживают правильность выполнения задания товарищами по команде. После окончания эстафеты выбирается победитель, который быстрее всех и без ошибок выполнил задание. Эстафета повторяется, и дети в командах меняются ролями.
    Ребята совершают прыжки на одной ноге или на двух с мячом (мешочком) между коленями.

    • «Найди свой бантик». Дети располагаются на «бантиках». Если ребят по количеству больше, чем «бантиков», то на каждый «из них» встают по 2–3 человека. По сигналу «зеленые» начинают выполнять ведение мяча вокруг «солнышка» дети, стоящие на зеленых «бантиках», по сигналу «синие» к ним присоединяются стоящие на синих и т.д. По сигналу «по местам» все стараются занять «бантик» своего цвета. Ведение мяча ребята выполняют одной или двумя руками (попеременно правой и левой).

     Подвижная игра-прыгалка "Классики"

    Идею детской игры в самые обычные классики можно изменить до неузнаваемости.
    Совсем не обязательно рисовать классическую таблицу с цифрами от 1 до 10.

    Нарисуйте на асфальте мелками разноцветные круги. Постарайтесь располагать их все вместе. Количество кругов каждого цвета должно быть равным. Обозначьте первый и последний круг - откуда нужно начать и куда попасть. Теперь каждый игрок выбирает свой цвет и перемещается только по кругам своего цвета, ошибаться нельзя.

    Подвижные игры на асфальте


    Правила детской подвижной игры можно разнообразить, как вам хочется:

    • - попасть камушком в свои круги;
    • - прыгать по кругам на одной ножке, на двух, попеременно;
    • - можно задействовать кость: сколько точек выпадет, столько кругов игроку нужно пропрыгать;
    • - можно пронумеровать круги, как настоящие классики;
    • - нарисовать внутри буквы и, прыгая, составлять заданные слова.

    Подвижные игры

    Играя, детки не только подвигаются, но и  запомнят пару новых букв или цифр.

    Это поможет выучить буквы и цифры быстрее.

    "Классики" можно нарисовать в форме длинной ленты-змеи, прямой или скрученной и бегать по её контуру.

    Подвижная игра - бродилка "Кто быстрее"

    Подвижные игры

    Кроме классиков можно нарисовать всевозможные лабиринты.

    Не обязательно такой правильный, как на фото. Лабиринт можно нарисовать в форме круга, треугольника, любой фигуры. Такая игра хорошо подойдет для компании ребятишек.

    Устройте соревнования,  а чтобы определить победителя воспользуйтесь секундомером. Дети любят соревноваться.

    Если ваш ребенок катается на велосипеде, используйте  тот же метод.
    Напишите сами (или предоставьте это детям) мелом цифры, буквы, фигуры на асфальте. В любом порядке, с любыми промежутками, только покрупнее.

    Предложите ребенку, катающемуся на велосипеде, проезжать по тем или иным цифрам, знакам, буквам, рисункам - побродить по заданному маршруту.

    Подвижные игры

    Это хорошее занятие на развитие крупной моторики и улучшения навыков езды на велосипеде.

    Дети очень любят рисовать мелками на асфальте. Почему бы взрослым не воспользоваться этим? Используя разноцветные мелки можно придумать множество интересных, весёлых, а главное познавательных и развивающих детских подвижных игр. Вот некоторые из них:

    1. Для этой игры понадобятся пластиковые ведёрки, формочки для песочных куличиков, листочки и т.п. Цель игры: обвести контур предмета, затем можно закрасить его. В принципе, можно даже обрисовывать контур руки, ноги или всего тела (для этого нужно лечь на асфальт), но для этого необходимо заранее позаботиться о наличии у взрослого влажных салфеток или сменной одежды. Если ложиться на асфальт нельзя, то можно обрисовывать тень: если делать это несколько раз в сутки, дети будут наглядно видеть, как меняется тень в течении суток.
    2. Можно заранее изготовить трафареты из плотного картона. Дети могут обрисовывать картинки, буквы.
    3. Можно отметить точками на асфальте контуры каких-нибудь рисунков, а дети будут их обрисовывать.
    4. Ещё один вариант игры с мелками: взрослый заранее рисует геометрические фигуры, а дети потом дорисовывают детали, которые превращают их в какой-то предмет или животное. Например: из прямоугольника можно сделать машинку, из квадрата – домик, а из круга — апельсин.
    5. Водяными пистолетами можно смывать рисунки на асфальте, а затем рисовать новые. Детям такая весёлая уборка очень понравится.
    6. Игра, которая развивает фантазию у детей: один ребёнок рисует несколько животных или предметов на асфальте, а другой ребёнок должен придумать историю про каждый предмет в отдельности. В эту игру может играть любое количество игроков: истории можно рассказывать по очереди, сменяя друг друга.
    7. Можно придумать заранее какую-нибудь тему и предложить детям нарисовать рисунки соответствующие ей. В этой игре могут быть победители, но лучше раздать заготовленные мелкие призы всем.Играем: русуем на асфальте с детьми
    8. Совет: если заранее замочить мелки в сладкой воде, цвета мелков станут сочнее и ярче.
    9. Интересная идея: совместно нарисовать мелом комикс,  иллюстрацию к книге или картину.
    10. Если есть возможность, то можно украсить детскими рисунками скучный бетонный забор, стену дома или даже стволы деревьев.
    11. Часто бывает, что места на асфальте не остаётся: уже так много всего нарисовали дети! Чтобы этого не произошло, можно в первый день что-то не дорисовать, а затем завершать свой «шедевр» в последующие дни.
    12. Предложите детям написать мелками на асфальте приветствия, поздравления или пожелания друзьям, родственникам, соседям. Например, перед входной дверью, на асфальте, можно написать «Добро пожаловать!».
    13. Игра «Лабиринт»: ведущий рисует на асфальте извилистые дорожки, кружки, всевозможные препятствия, углы и формы так, чтобы получился лабиринт, по которому могут проходить или проезжать на велосипедах дети. Для того чтобы взрослому легко было это осуществить, он может использовать натянутую верёвку, привязанную к грузикам.
    14. Игра «Лягушка»: на асфальте взрослый рисует кружочки (или листочки), по которым дети должны прыгать, как лягушки.
    15. Игра, которая помогает малышу выучить цвета: нужно нарисовать разноцветные овалы на асфальте, а ребёнок должен прыгать с овала на овал, при этом называть цвет, на котором он оказался. Таким образом, также можно изучать геометрические фигуры: для этого вместо овалов достаточно нарисовать треугольники, квадратики, кружочки, а ребёнок, когда будет прыгать по ним, будет называть фигуру, на которой оказался.
    16. Пусть ребёнок нарисует карту: своей комнаты, квартиры, квартала или садика. Такая игра поможет развить его память и пространственную ориентацию.
    17. С помощью мелков, которыми рисуют на асфальте можно развивать логическое мышление! Достаточно написать на асфальте какую-нибудь последовательность букв или цифр (для совсем маленьких подойдут рисунки животных или цветочков с разными оттенками лепестков), которую ребёнок в состоянии сам продолжить, например: 1241241…
    18. Можно рисовать с детьми фигуры, которые затем можно делить на несколько частей: на 2, на 3 и т.д.
    19. Игра «Назови букву»: взрослый рисует большие буквы, а дети ходят по их очертаниям, вслух их проговаривая. Так же можно играть и с цифрами или геометрическими фигурами.
    20. Девочкам будет интересно рисовать на асфальте домики для кукол, зоопарки для зверушек, а мальчикам гаражи для машинок или дороги для них же.Дороги, нарисованые детьми, на асфальте
    21. Игра «Подарок букве»: ведущий пишет на асфальте алфавит, а дети должны нарисовать рядом с каждой буквой предмет, название которого, начинается с этой буквы. Например: буква «З» — рисуем зебру или зеркало, буква «П» — рисуем пони или пончик.
    22. Игра «Поиск сокровищ»: взрослый заранее прячет что-то во дворе, рисуя подсказки-стрелочки на асфальте, заборах, стволах деревьев.
    23. В интернете можно найти фотографии следов разных животных и птиц, которые можно перерисовывать на асфальт мелками, так, чтобы получилась «дорожка» из следов. По этим «следам» можно ходить, изображая то животное или птицу, кому они должны принадлежать.
    24. Игра «Поиск сокровищ 2»: на асфальте рисуется квадрат, поделенный на 4 части. В каждом отсеке ведущий изображает какой-то предмет (который нужно где-то спрятать неподалёку от игрового поля). Игроки делятся на 2 команды и занимаются поиском своих «сокровищ» определённое количество времени. Кто первый найдёт своё сокровище – тот и победитель.
    25.  Игра «Грибной дождик»: на площадке ведущий рисует большие круги мелками (игроков должно быть на одного больше, в соотношении к количеству кругов). Каждый круг – это шляпка гриба, а игрок – это лесной зверёк, который во время дождика прячется под шляпку. Когда ведущий даёт команду детям: «Солнышко!» — дети бегают по площадке, а когда ведущий кричит «Дождик!» — дети прыгают на круги. Тот, кто не успевает прыгнуть в круг – выбывает. После каждого «дождика» один грибочек срезает «грибник» (круг стирают или заштриховывают). В конечном итоге, остаётся один победитель.