Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.
Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.
В настоящее время слово «успех» - одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное.
Успех-это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность.
При этом важно обратить внимание на сущностные характеристики этого понятия. Во-первых, в него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности. Во-вторых, из понятия « успех» исключаются все случаи, связанные с везением, свалившимся на человека без приложения им самим каких-либо усилий.
Что значит «успех» для ребенка дошкольного возраста?
Применительно к дошкольникам, с социальной, психологической, педагогической точек зрения, успех-это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидания и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.
В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, воспитателей). На разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее.
Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:
· Признание конкретного результата ребенка, в т.ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;
· Признание личности ребенка в целом.
При организации и осуществлении образовательной деятельности педагогу важно помнить, что на основе состояния успешности у дошкольника формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки и самоуважения.
А.Белкин отмечает, что если ситуация успеха становится для ребенка постоянной, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
Напротив, эмоциональная неустойчивость, ощущение неуспешности мешают общению ребенка, формированию его взаимодействия в детском сообществе и отношениям со взрослыми, могут провоцировать робость, застенчивость, некоммуникабельность или, наоборот, агрессию, неадекватность реакции.
Обоснование ситуации успеха как педагогического средства позволяет максимально развить способности ребенка, его физические и духовные силы. В.Питюкова, Н.Щуркова под успехом понимают субъективное переживание личностью удовольствия от процесса и результата самостоятельно выполненной работы.
Какие условия и приемы помогут создать ситуацию успеха?
Формировать успешную личность ребенка нужно начинать с создания поля успеха. А это:
· Диагностическое исследование сфер жизнедеятельности ребенка;
· Анализ возможностей;
· Прогноз на успех и поражение;
· Проектирование.
Выделяя условия для создания ситуации успеха, ученые на первое место ставят создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных средств.
В.Питюков предлагает следующие педагогические приемы, которые целесообразно использовать для создания ситуации успеха:
· Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить, - осуществляется с целью преодоления ребенком неуверенности в собственных силах, в положительном конечном результате.
· Внесение мотива – вместе с целью и описание предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, отношения к разным сторонам действительности.
· Авансирование успешного результата с помощью фраз.
· Скрытая инструкция как помощь ребенку.
· Педагогическое внушение – эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферу ребенка, результатом чего является появление состояния уверенности, чувство подъема, желание действовать.
· Оценка полученного благодаря детским усилиям результата, при котором ребенок почувствует радость успеха.
Давая возможность переживать ребенку удовольствие от успеха, взрослые тем самым способствуют формированию у него мотивации достижения, в т.ч. достижение успеха. Как обнаружили ученые, она не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причем уже с детского возраста становится относительно устойчивой в 5-6 лет.
Приобретенная потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется. Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека, на его психическое развитие и жизнь в целом.
Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.