интеграция изобразительного искусства с различными видами детской деятельности

Фетисова Ольга Анатольевна

      Уважаемые коллеги, предлагаю обсудить проблему,  или проще сказать, пути реализации и применения интеграции изобразительного искусства с различными видами детской деятельности и возможности сочетания этой интеграции в развитии дошкольников как на занятиях, так и в свободной деятельности. Как Вы считаете, возможно ли сочетание рисования с математикой или обучением грамоте в детском саду и каким образом это можно сочетать? 

       Для начала обсуждения предлагаю Вам конспект занятия, которое было разработано совместно с воспитателем и проведено с детьми. В нем интегрируется познавательное развитие с художественно-эстетическим. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vestniki_vesny.docx12.57 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность с детьми старшей группы «Вестники весны»

Цель:        Закрепить представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Задачи:        - Развивать речевую активность дошкольников.

Закрепить умение делить слова на слоги.

Познакомить со скворечником.

Развивать речь, мышление, навыки изобразительной деятельности.

Оборудование: проектор, экран, аудиозаписи «Пение птиц», картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, импровизированное дерево с прищепками, материалы для изобразительной деятельности (краски, цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, пастель, кисти, баночки с водой, салфетки)

Ход мероприятия.

1. Мотивационный момент.

Слышен птичий гомон.

Воспитатель обращает внимание на шум вокруг.

Вы слышите ребята? Что это за шум? Да, да это птичий гомон и щебет так громко слышен, но почему? (обращает внимание детей на стол, где разложены картинки зимующих и перелетных птиц)  Я, кажется, догадываюсь: птички радуются тому, что наступила весна, они встретились после долгой зимы, радуются друг другу, рассказывают новости.

2. Актуализация полученных ранее знаний.

Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»

Ой, ребятки, по-моему, они и нам хотят что-то сказать. Только чтобы нам понять, надо помочь поделить птиц на тех, кто прилетел с юга (перелетных) и тех, кто с нами оставался зимой (зимующих). Возьмите себе по одной птичке, вспомните, как называется ваша птичка, зимующая она или перелетная и встаньте возле деревца: со стороны, где снежинка те дети, у которых в руках зимующая птичка, со стороны солнышка те, у кого - перелетная.

(Дети выполняют задание, воспитатель помогает и тоже берет себе птицу).

Давайте проверим? Команда зимующих птиц назовите своих пернатых друзей.

Дети по очереди называют птиц, воспитатель спрашивает у другой команды: Вы согласны, что все эти птицы — зимующие? А теперь перелетные птички? Все правильно?

(Дети с воспитателем проверяют друг друга, воспитатель хвалит детей).

Дидактическая игра «Посади птичку на ветку»

А теперь давайте рассадим птичек на наше деревце, им там кажется будет комфортно и они нам расскажут, наконец, свою новость? Но на веточки мы их рассадим таким образом, чтобы на первой веточке сели все птички, в названии которых один слог, на вторую - два, на третью - три. Например, моя птичка «сорока». Как узнать, сколько слогов в слове сорока? … Давайте прохлопаем. «Со»-«ро»-«ка» - 3 слога. Куда же мне надо посадить свою птичку? Правильно, на третью веточку. А теперь и вы посадите своих птичек на дерево. (Дети «прохлопывают» названия птиц, и рассаживают на ветки).

Вот и все наши друзья расселись на свои места и теперь я, кажется, поняла. Они встретились, но среди них кого-то не хватает…

Загадывает загадку:

По всей Европе обитает, На зиму в Африку летает.

С ним весело и не до скуки - Легко заучивает звуки.

И, суть мелодии схватив, Он повторит любой мотив. Живёт под крышею певец

Красавчик,  умничка ...(Скворец)

3. Познавательный этап.

А как вы думаете, ребятки, почему скворец не прилетел? (Ответы детей)

Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться

дуплах деревьев или в специальных домиках, построенных для них людьми. Домики эти называются … (скворечники). Хотите я вам про него расскажу? Присаживайтесь на ковер.

Воспитатель во время рассказа и беседует с детьми, используя мультимедиа презентацию:

Скворец – крупная, красивая птица с блестящим черным оперением. У него прямой длинный клюв. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков. Песенка у скворушки звонкая. В народе скворцов называют «егор», «егорка».

Песня у скворца громкая и по-весеннему весёлая. К тому же они искусные пересмешники: в их песне можно услышать отрывки из песен других птиц, кваканье лягушек и даже лай собак. Подражают скворцы и человеческому голосу, а в неволе они легко обучаются произносить слова, а порой и целые фразы.

Скворцы поедают вредных насекомых, тем самым спасают урожай на полях. И чтобы привлечь их к уничтожению вредных насекомых в садах и огородах, люди издавна сколачивали для них искусственные домики, названные скворечниками.

Посмотрите ребята, а из чего состоит скворечник? (Из домика с крышей и входа) Только у этого входа есть специальное название, называется он – леток. Как вы

думаете, почему? (Потому что птицы в него влетают)

Еще в скворечнике под летком есть специальная жердочка, которая называется насестом. Почему? (На нем птица сидит).

Ну что ребятки вам понравился рассказ? А теперь посмотрим, как вы все запомнили. У меня есть волшебное перышко, кого оно коснется, тот и ответит на вопрос.

Игра малой подвижности «Волшебное перышко»

Как в народе называют скворца? (Егорка)

Как называется домик скворца? (Скворечник)

Как называется вход в скворечник? (Леток)

Как называется жердочка, на которой сидит скворец? (Насест)

Как назвать скворца ласково? (Скворушка)

Как назвать птенца скворца? (Скворчонок)

А если у скворца много птенцов, как сказать? (Скворчата)

Как называется их мама? (Скворчиха)

4. Продуктивная деятельность.

Появляется педагог по ИЗО.

- Ой, какая интересная игра. О чем это вы сегодня разговариваете?

А вы знаете ребятки, что птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить!

Предлагает детям помочь птицам.

Физкультминутка

Дружно мы сейчас пойдем (дети идут друг за другом по кругу)

И построим птичкам дом Пилим мы пилой дощечки: (имитируют движения «Пилим дощечки»).

Вжик-вжик, вжик-вжик.

Из них сколотим мы скворечник: (имитируют движения «Работаем молоточком»).

Тук-тук, тук-тук.

Прилетайте, птицы, в домик (друг за другом по кругу «летят» как птички)

К нам уже Весна пришла.

Мы скворечники развесим (движение руками вправо-влево),

Тут и там, Тут и там.

Педагог по ИЗО предлагает детям сесть за стол и нарисовать домик для скворца, обговорив из каких деталей состоит скворечник. Дети садятся за столы и в свободной технике исполнения рисуют скворечники.

По окончании продуктивной деятельности воспитатель и педагог по ИЗО предлагают детям развесить нарисованные скворечники на дерево, чтобы их увидели скворцы.


 

Комментарии

Межова Светлана Леонидовна

Ольга Анатольевна, очень интересная тема. Подскажите пожалуйста, как часто Вы применяете на своих занятиях интеграцию образовательных областей, и с какими из них наиболее всего сочетается изобразительная деятельность?

Валикова Ирина Владимировна

Здравствуйте! Вы знаете, интеграция - это не ново и использовалась грамотными педагогами всегда. Хорошо, что Вы затронули эту тему, подчеркивая правильный подход к организации образовательной деятельности дошколят. Интегрируя образовательные области (или векторы развития ребенка), педагог облегчает"вхождение" в тему, т.к. используются различные виды деятельности.

Фетисова Ольга Анатольевна

Интеграцию образовательных областей на своих занятиях применяю часто. Изобразительная деятельность относится к художественно-эстетической образовательной области и наиболее всего прекрасно сочетается с познавательной (знакомство с различными инструментами и материалами для изодеятельности, разнообразными техниками изображения, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, материале и др., об особенностях природы и ее изображения и т.д.), речевой (обогащение активного словаря, развитие речевого творчества, знакомство с детской литературой с последующим иллюстрированием книжного текста и т.д.).

Валикова Ирина Владимировна

Ольга Анатольевна, а используете ли Вы музыкальное сопровождение при проведении занятий?

Фетисова Ольга Анатольевна

Да, использую. Учитывая замысел занятия и программу воздействия музыки на человека, я применяю в работе с детьми классические произведения: Бах "Кантата №2", "Прелюдия" и фуга "Минор"; Бетховен "Лунная соната"; Шопен "Мазурка" и прелюдии; вальсы Штрауса; Чайковский "Шестая симфония" часть 3 и т.д. Во время продуктивного этапа занятия часто использую красивую музыку из цикла "Мелодии уходящего века".

Тихонова Варвара Сергеевна

Добрый день! Очень интересная тема. А подскажите, пожалуйста, как интегрировать изобразительную деятельность с физической культурой?

Фетисова Ольга Анатольевна

Хороший вопрос, Варвара. На занятиях по изодеятельности ребенок долго находится в статичном состоянии, поэтому педагог проводит в игровой форме минутные физпаузы. Как правило, перед лепкой обязательными являются упражнения на укрепление и развитие мелкой мускулатуры пальцев. В конце занятия: психофизическая разгрузка - дети делятся впечатлениями и чувствами. В зависимости от тематики занятия можно провести релаксацию под музыку (потанцевать) или игру (на ковре попрыгать, покувыркаться, изобразить). Кроме того, методика проведения занятия по ИЗО может проходить в форме экскурсии, конкурсов, во время прогулок, где дети могут порисовать мелками, полепить из песка, побегать и попрыгать. Художественное творчество не должно утомлять дошкольника, а приносить ему радость и удовлетворение.

Межова Светлана Леонидовна

Скажите пожалуйста, а какие здоровьесберегающие технологии Вы используете на своих занятиях по рисованию и как определяете их необходимость в тот или иной момент занятия?

Ребезова Юлия Анатольевна

Очень интересная тема. Ольга Анатольевна, а возможна ли интеграция изобразительной деятельности во время прогулки?

Фетисова Ольга Анатольевна

Юля, изобразительная деятельность прекрасно интегрируется со всеми образовательными областями. Все зависит от цели и задач, поставленных вами. Вы, например, знакомите детей с тайнами природного мира, а затем рисуете на асфальте мелками или сухой палочкой на влажном песке, земле. Рисунок может быть как индивидуальным, так и коллективным, т.е. будет идти интеграция с социально-коммуникативной областью. Можно заняться аппликацией из листьев, сухих веточек, плодов, создавая из них узоры, забавные портреты, натюрморты и пейзажи. Природа дает прекрасную возможность для развития эстетического восприятия, формирования чувства цвета и формы. Методика проведения занятий должна быть разнообразной. Дети не должны скучать. Интеграция дает возможность расширить рамки поставленных задач и дать хороший результат для общего развития ребенка.

Межова Светлана Леонидовна

Скажите пожалуйста, а какие здоровьесберегающие технологии Вы используете на своих занятиях по рисованию и как определяете их необходимость в тот или иной момент занятия?