Снятие тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Гимельберг Анна Валерьевна

По мнению психологов,  в основе девиантного поведения лежат неправильно сформированные прошлым воспитанием реакции на жизненные ситуации. Ситуации, вызывающие повышенную напряженность, создающие трудности в общении, приводящие к острым переживаниям, обидам, ущемлению самолюбия, дадут о себе знать в будущем. Одним из таких «результатов» может стать развитие такого качества, как тревожность.

Под тревожностью как психологической особенностью человека  психологи подразумевают склонность личности к частому переживанию беспричинного страха, эмоциональных состояний, характерных для ситуаций неопределенной опасности, неблагополучного развития каких-либо событий.

Развитие тревожности у детей – прямое следствие повышенной динамичности и стрессовости современной жизни.

Различают «тревогу» и «тревожность». Основное различие между этими понятиями в том, что тревога – явление разовое. Тревожность же эмоциональное состояние, особенность характера, черта личности, характеризуемая неуверенностью, мнительностью, эмоциональной неустойчивостью.

Выделяют следующие признаки детской  тревожности:

1.     Отсутствие уверенности в себе, неустойчивая либо низкая самооценка.

2.     Отсутствие инициативности, ожидание неудач, пессимизм.

3.     Исполнительность, послушание, повышенная ответственность.

4.     Дисциплинированность, аккуратность, робость, пассивность как способы защитной реакции перед возможными неудачами.

5.     Страх перед неизвестным, непривычным, новым.

6.     Склонность к негативным воспоминаниям.

7.     Повышенная возбудимость, напряженность.

Детская тревожность может быть спровоцирована обычными страхами (грозы, молний, темноты, высоты, опозданий, порицаний и т.д.). Не смотря на это, основными причинами возникновения тревожных процессов являются:

1.     Противоречивые требования к ребенку родителей (отсутствие единой системы воспитания).

2.     Требования, не соответствующие психологическим и физическим особенностям ребенка, его стремлениям.

3.     Требования, ставящие  ребенка в униженное, зависимое положение (чрезмерная забота и опека).

4.     Безразличие к ребенку, рождающее в нем чувство незащищенности.

5.     Наличие тревожности у самих родителей.

6.     Особенности нервной системы ребенка.

Если были замечены некоторые из вышеприведенных признаков у Вашего ребенка, необходимо принять меры по коррекции данного симптома, поскольку отсутствие внимание к детской тревожности со стороны родителей и специалистов, педагогов может иметь негативные последствия. Например, развитие творческого мышления напрямую зависит от психологического состояния ребенка, как и способность самореализации в будущем, поиска интересной для ребенка деятельности. Тревожный ребенок вряд ли сможет почувствовать себя счастливым, поскольку этому мешает постоянный страх. А усиление тревожности может провоцировать различного рода невротические качества, т.е. нанести вред здоровью ребенка. Психосоматические явления, как температура, кашель, перед ответственным мероприятием или выступлением – то, что может корректировать уже не терапевт, но психолог, и корректировать не всегда легко – тоже последствия тревожности ребенка.

Вы – родитель или педагог – можете принять следующие немедикаментозные меры по снятию тревожности у ребенка:

1.     Совместное с педагогом выстраивание системы взаимоотношений и правил, требований к ребенку. Наличие системы поможет ребенку увидеть ориентиры, в рамках которых он спокойно, без тревоги и страха, может коррелировать свое поведение.

2.      Ненавязчивое привитие ребенку самостоятельности. Помочь в этом может, например, домашнее животное. Ребенку придется самостоятельно (конечно, при некоторой помощи взрослого) ухаживать за ним, что, безусловно, станет фактором повышения самостоятельности, и , как следствие, самооценки.

3.     Полезными будут релаксационные упражнения на напряжение-расслабление, дыхательные упражнения.

Если же самостоятельно решить данную проблему нет возможности, необходимо обратиться к специалисту – психологу, неврологу. Как правило, совместная работа дает положительный результат. Тем не менее, даже если пришлось обратиться к специалистам, не стоит недооценивать труд родителя в данном направлении. Ведь именно родитель является основным коррелятом поведения ребенка.