Эссе "Моя педагогическая философия"

Гимельберг Анна Валерьевна

Размышлизмы на тему моего профессионального пути

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

-Ну как?

Ее хитренькие глазки внимательно смотрят на меня. По всему видно, что она довольна собой, ей удалось выполнить то, о чем раньше она и не думала, чего опасалась. Василина. Еще некоторое время назад она боялась брать в руки кисточку; с воплем «У меня не получится!» убегала от стола, а теперь я вижу нарисованную ей самой кошечку.

- Ты постаралась, Василина! Хорошие подобрала цвета, и линии очень четкие, – с гордостью за нее отвечаю ей. – Думаю, ребята обрадуются, когда увидят твой рисунок на нашей доске.

Она кивает и уверенно идет к центру творчества нашей группы.

Да, у нее получилось. Нет, получилось у нас – в нашем с ней и ее близкими диалоге – в одном из первых опытов практического речевого взаимодействия.

В жизни каждого человека, постигающего жизнь, ее законы, особенную роль играет образование. Когда я училась в Педагогическом Университете, мне довелось общаться с удивительными людьми, пропагандирующими гуманистические основы педагогического мастерства и владеющими искусством организации условий для позитивного и результативного педагогического общения, фундаментом которого является создание внутренней мотивации у ребенка. Схема была проста и сложна одновременно. Проста потому, что очевидна; сложна – поскольку требовала, прежде всего, серьезных изменений во мне самой, а также определенного объема трудозатрат в процессе поиска материалов. Идти вместе с ребенком, в его темпе, говорить на его языке, в то же время, ненавязчиво демонстрировать образец того, «как можно иначе». Союз личности педагога и личности ребенка, создающих конструктивный диалог с помощью интересного материала. Со средними и старшими школьниками эта модель работает великолепно – мне довелось проверить. Сработает ли с дошкольниками?..

Как организовать диалог с человеком, не умеющим говорить? Он демонстрирует полное неприятие возникшей ситуации, на щеке блестит крошечная слезинка. Его можно понять: мама ушла, оставив его здесь одного. Самое страшное предательство, которое только может представить себе ребенок; страшный сон, ставший вдруг явью. Он готов дать отпор – все в его маленьком теле говорит об этом, - и, конечно же, он больше никогда не отпустит от себя маму. «У тебя такие сильные руки! Ты, наверное, любишь лепить? В нашей группе весь пластилин волшебный: все, что бы ты из него ни слепил, становится реальным. Только надо очень-очень постараться». В его глазах недоверие, смешанное с интересом. Мобильный детский мозг переключается с негатива на конструктив – и вот он идет рядом; он не принимает моей руки, но делает шаги в надежде на чудо. Он лепит долго и самозабвенно – и чудо происходит: в дверях появляется мама. Завтра он сядет с нами за стол, а потом будет искать ответы на каверзные вопросы профессора Почемучки, пойдет на улицу – и так далее, и так далее… Он войдет в нашу семью под названием Группа «Сказка» и, может быть, не сразу, но непременно захочет петь и танцевать, даже писать и считать. И сможет.

Чудо. Чем не повод для создания коммуникативной ситуации? Настоящее волшебство происходит тогда, когда хвалишь ребенка. Тогда он готов свернуть горы. Даже безнадежного, казалось бы, хулигана и сложного в общении маленького человека можно превратить в самого преданного помощника. «Егор, ты очень аккуратно поставил обувь после прогулки. Пока я переодеваюсь, мог бы ты проследить, чтобы все дети поставили свои сапожки так же красиво?» И, да, он проследит и научит других. Он будет деловито ходить по приемной, поправлять, возвращать к тумбе с обувью, и в кабинке у него и его товарищей будет полный порядок. «Ваня, обведи, пожалуйста, те буквы, которые, по твоему мнению, получились у тебя лучше всего. Как думаешь, ты постарался сегодня? Мог бы ты помочь Юле?» И Ваня – мальчик, который еще неделю назад опасался брать карандаш, - с готовностью подойдет к подруге и научит ее писать букву Э. А чуть позже он и другие ребята смогут адекватно оценивать свою работу, освоят навыки саморегуляции. И самое главное – будут замотивированы своими собственными успехами.

В моей группе каждый ребенок – звездочка. И каждый день я внушаю им эту мысль, настраиваю на личный и коллективный успех, призываю их быть такими, какими они хотят быть. «Кем ты хочешь стать, Ильхам? Строителем? Это прекрасный выбор! Что нужно строителю для того, чтобы построить дом? Кирпичи. Еще? Умелые руки. Еще? Должен быть макет, рисунок, представление о том, какой это будет дом. Давай начнем сначала?»

Ильхам и еще несколько ребят садятся за стол, берут бумагу, карандаши, ластики и создают свои проекты. А потом строят из кубиков и конструктора дома. Что получилось? Мы вместе, исходя из желания Ильхама, сформулировали цель и поэтапно описали шаги, которые нужно предпринять для ее реализации. Что важно, к нашей затее подключились другие дети. И пусть не ярко выраженно, не оформлено в словесную оболочку, но у каждого из них произойдет осознание алгоритма постановки исследовательской задачи и выбора методов ее решения. Позднее, уже во взрослой жизни, этот навык будет очень для них полезен, какую бы сферу деятельности они не выбрали.

Сильное впечатление на меня произвела работа американского педагога Марвина Маршалла «Воспитание без стресса». Эта книга помогла мне систематизировать, осознать и доказать, прежде всего, самой себе, что без угнетения достоинства ребенка и введения авторитарных мер в группе можно организовать рабочий, коммуникативный порядок, а также поддерживать интерес к исследованиям детей в социальной сфере и развитию самоидентификации каждого ребенка в обществе. И самое главное – определить роль педагога в становлении социально здоровой личности. Когда осознаешь свое предназначение и важность своей профессии, четко формулируешь цель своей работы, гораздо легче преодолевать трудности, творить. Моя социальная роль – медиатор. Я посредник между детьми, между ребенком и взрослым, между ребенком и знанием, иногда между взрослыми и системой методических приемов, созданных для комфортного взаимодействия между людьми. Я река, несущая воду для маленьких хрупких росточков, кораблики с алыми парусами и багажами знаний, и мне хорошо и комфортно в этом своем русле.

- У нас все готово! – это Настя.

Все это время она и еще несколько девочек были заняты оформлением ширмы для кукольного представления. Мои дети. Что же вы еще интересного придумали? И сколько еще нам вместе предстоит узнать и создать…