Особенности консультирования родителей в ДОУ

Баева Мария Владимировна

Развитие любого человека происходит из раннего детства, где находятся основные сензитивные периоды для формирования в ребенке некой базовой структуры личности. Невозможно "взростить" здоровую личность, если есть упущенные моменты в этом возрасте, и родители, как значимые личности для ребенка, не обратили внимания на его потребности здесь и сейчас.

Я столкнулась с некоторыми особенностями в работе с родителями воспитанников ДОУ:

·        на родительском собрании - как методе групповой консультации,

·         при непосредственно групповой консультации, тренинге, семинаре;

·       при индивидуальной консультации.

Что такое для психолога - родительское собрание? Это самый простой и быстрый способ познакомится с группой, заявить о себе. Я долго думала над подачей информации, над её содержимым, и решила представить им презентацию, где в двух страницах описывались результаты диагностики воспитанников и остальная информация об актуальных возрастных особенностях ребенка. По факту, информацией о развитии ребенка интересовались лишь 30% родителей, остальных интересовал вопрос поведения ребенка.

Я, зная этих детей, понимала, что проблемы поведения многим из них действительно имеют место быть, поэтому внимание родителей было сконцетрированно на этих вопросах. Таким образом, родитель получает способы решения конфликтных ситуаций на примере других случаев.

При групповом консультировании демонстрация себя не является актуальной. Здесь родители приходят с определенной целью на заданную актуальную и обозначенную заранее для них тему. Здесь в центре внимания - сами родители и их взаимоотношения с ребенком. Здесь уже не просто инструкции, а разбор ситуации в частном порядке и инструменты для решения конфликтов с собственным чадом, как тихого и тревожного, так и агрессивного и вспыльчивого.

При индивидуальной консультации работа с родителем заключается в более глубоком анализе запроса. Целью индивидуальной встречи является осознание родителем влияния его самого и окружающей домашней среды на поведение и развитие ребенка. Т.е. трудности социализации ребенка, в моей практике в ста процентах случаев связанна с особенностями воспитания дома.

По моим наблюдениям, многие родители допускают одну и ту же очень явную проблему, которая мешает им потом построить отношения с ребенком. Это - лишение дееспособности ребенка любимыми способами. Фразы "Он же маленький", "Покормите его", "Я знаю, что ему нужно.. ".

С самого рождения отношение родителей к младенцу строится на его полном принятии. Сколько бы огорчений и хлопот ребенок не доставлял, он все равно остается самым любимым и бесценным. Отношение родных к малышу — это выражение абсолютной любви.

Такое любовное отношение формирует у малыша ощущение своей нужности и ценности. Порицание взрослого вступает в противоречие с положительным самоощущением малыша и вызывает недоумение и обиду. Таким образом, бескритичное восприятие ребенка родителем формирует в нем неадекватную оценку окружающей действительности, чтоприводит к последующим конфликтам.

При всех трех способах консультирования в ДОУ, родители получают частичную или полную информацию о своем ребенке, которую они могут использовать для его воспитания дома. Таким образом, повышается уровень педагогической компетенции родителя.