Эмоциональное выгорание у воспитателей

Наталья

Эмоциональное выгорание приоб­ретается человеком в процессе профессиональной деятельности и характеризуется приобретенным стереотипом эмоционального и профессионального поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ.

Выбор сферы деятельности, процесс накопления опыта педагогом-воспитателем можно представить как протяженный этап  становления качеств личности профессионала. Б.Ф. Ломов отмечал, что «осваивая ту или иную профессию, совершенствуясь в ней, человек не просто присваивает профессиональные образцы поведения, а опосредованно изменяет свою индивидуальность, превращая психические процессы в психические свойства личности». Обратной стороной профессионализации является негативное влияние этой деятельности на человека, возникновение профессиональных деформаций. Их можно обнаружить практически во всех видах деятельности, но особенно ярко они выражены у специалистов «помогающих профессий», в частности у педагогов. Деформации, как правило, охватывают разные сферы личности и имеют разную степень выраженности у разных людей.

Специфическим видом профессиональных деформаций называют синдром эмоционального выгорания. Зарубежные исследователи (С. Маслач, Р. Джексон) рассматривают данный феномен как трехфакторную модель, представленную эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений.

Представители отечественной психологии по-разному рассматривают данную проблему. Нам близка точка зрения В.В. Бойко, который понимает под эмоциональным выгоранием «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Исследователи отмечают, что эмоциональное выгорание приобретается человеком в процессе профессиональной деятельности и характеризуется приобретенным стереотипом эмоционального и профессионального поведения.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОУ, можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения. Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относят личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

СВ. Умняшкина отмечает, что неразвитость жизненных сил приводит к эмоциональному выгоранию как неспособности включиться в функционирование других людей: «Личность самоактуализирующаяся обладает "противоядием" по отношению к выгоранию именно за счет высокой активности по осмыслению своего места и роли в жизненной ситуации других людей, за счет осознания собственной миссии и готовности "платить за самоидентичность и самореализацию".

По мнению Н.А. Аминова, Н.В. Молоканова, И.А. Зимней, преобладание специальных эмоциональных способностей в структуре инструментальных определяет  сопротивляемость к развитию синдрома эмоционального выгорания.

По данным исследования, проводимого с учителями и воспитателями ДОУ по методике «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, только 28% респондентов не подвержены синдрому эмоционального выгорания. 30% воспитателей и учителей имеют сформированный синдром эмоционального выгорания, характеризуемый психическим истощением.

Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, В.В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания:  напряжения;

   - резистенции (формирование сопротивления и защиты нарастающему стрессу);

- истощения.

Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.

Анализ данных по фазе напряжения показывает, что лидирующее место среди симптомов данной фазы занимает «загнанность в клетку», являющаяся логическим продолжением развивающегося стресса. Возникает этот симптом в результате постоянных психотравмирующих воздействий: организационных нестыковок, бюрократических проволочек, повседневной рутинности, которые устранить невозможно. Впоследствии это приводит к чувству безысходности, интеллектуально-эмоциональному затору и тупику.

У  13% респондентов проявляются тревога и депрессия, обусловленные прежде всего разочарованием собой и избранной профессией, конкретной должностью и местом работы. 12% из выборки воспитателей отметили, что их тяготит педагогическая деятельность и что они случайно выбрали эту профессию. Низкий социально-психологический статус профессии педагога, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное признание результатов педагогической деятельности способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности учителей и воспитателей.

По результатам диагностики воспитателей ДОУ (г. Ростов-на-Лону, г. Шахты), фаза резистенции у них сформирована в большей степени, по сравнению с другими разами. Формирование эмоционального выгорания как специфической формы зашиты в фазе резистенции происходит на фоне расширения сферы экономии эмоций, эмоционально-нравственной дезориентации неадекватного избирательного эмоционального реагирования и редукции профессиональных обязанностей.

По данным исследования, у 52%. воспитателей доминирует симптом расширения сферы экономии эмоций, проявляющийся в ограничении контактов с другими людьми, нежелании общаться, иначе его можно назвать симптомом «отравления людьми». Исследователи, описывающие феномен эмоционального выгорания, отмечают, что прежде всего он распространяется на сферы непрофессионального бытового общения.

Второе место по выраженности занимает симптом эмоционально-нравственной дезориентации. Эмоционально-нравственная дезориентация углубляет неадекватную реакцию в отношениях с партнером по общению, эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Воспитатель, имеющий данный симптом, делит детей на «плохих» и «хороших», отдавая предпочтение одним и игнорируя других, занимаясь при этом самооправданием.

Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования проявляется в том, что воспитатель неоправданно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на тех, с кем имеет дело в ходе профессионального общения. Воспитатель при этом руководствуется принципом «хочу или не хочу». «Если есть настроение, проявлю участие и сочувствие, откликнусь на потребности и состояние ребенка, если нет настроения, не считаю это необходимым». Чаше всего такому специалисту кажется, что он поступает допустимым образом, не замечает своих проявлений черствости, равнодушия и неучтивости по отношению к партнеру общения.

Симптом редукции профессиональных обязанностей сформирован у 30% воспитателей и выражается в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, желания упростить решение профессиональных задач.

Фаза истощения, сформированная у 18% респондентов, сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. В большей степени        эмоциональное состояние в этой фазе отягощает симптом эмоциональной отстраненности, который характеризуется тем, что воспитатель почти полностью исключает        эмоции из сферы профессиональной  деятельности: начинает работать как бездушный автомат. Негативные мысли и установки воспитателя постепенно проникают в систему его ценностей и возникает деперсонализированный защитный        эмоционально-волевой антигуманистический настрой на работу. Одно из распространенных проявлений данного симптома — восприятие ребенка как объекта для манипулирования. В крайних формах своего выражения деперсонализация        

смыкается с психопатологическими проявлениями личности, что говорит о профнепригодности и как следствие противопоказании работы с маленькими детьми.        

      Таким образом, проведенный        анализ результатов диагностического обследования воспитателей        ДОУ на предмет изучения их профессионального самочувствия позволяет сделать вывод о том, что приобретенная воспитателем эмоциональная защита — яркое свидетельство эмоционального выгорания, характеризующего наличие профессиональной деформации личности, которая отрицательно сказывается на субъектах профессионального взаимодействия, психологической атмосфере в педагогических коллективах и результатах педагогической деятельности. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ в большей степени, на наш взгляд, детерминировано факторами профессиональной деятельности, ее спецификой и «вредностями» педагогической профессии.

Учитывая сложность и поэтапность формирования профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания, необходима комплексная система мер по профилактике и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя.

Опираясь на данные исследований индивидуальных изменений воспитателя как субъекта деятельности, психологического климата в коллективе, руководитель получает возможность принимать оптимальные управленческие решения по совершенствованию построения профессиональной деятельности и предупреждению проблем, связанных с деформированием личности педагога.

Тест «Ваш творческий потенциал».

Вопросы

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а)        да;

б)        нет, он и так достаточно хорош;

в)        да, но только кое в чем.

2. Вы сами можете участвовать в значительных изменениях окружающей нас среды:

а)        да, в большинстве случаев;

б)        нет;

в)        да, в некоторых случаях.

3.        Верно ли, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в сфере вашей деятельности:

а)        да;

б)        да, при благоприятных обстоятельствах;

в)        в некоторой степени.

4.        Считаете ли вы, что в будущем сыграете столь важную роль,
что сможете принципиально что-то изменить:

а)        да, наверняка;

б)        маловероятно;

в)        возможно.

5.        Когда вы решаете предпринять какое-то действие, уверены ли вы, что осуществите свое начинание:

а)        да;

б)        часто сомневаюсь;

в)        нет.

6.        Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а)        да, неизвестное всегда привлекает;

б)        неизвестное вас не интересует;

в)        все зависит от характера этого дела.

7.        Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а)        да;

б)        удовлетворитесь тем, чего добились;

в)        да, если вам это нравится.

8.        Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

а)        да;

б)        нет, вы хотите научиться только самому основному;

в)        нет, вы только хотите удовлетворить свое любопытство.

   9.        Когда вы терпите неудачу, то:

а)        какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;

б)        махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

   в)        продолжаете делать свое дело.

10.        По-вашему, профессию надо выбирать исходя из:

а)        своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б)        стабильности, значимости профессии, потребности в ней;

в)        преимуществ, которые она обеспечит.

11.        Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а)        да;

б)        нет, боитесь сбиться с пути;

в)        да, но только там, где местность вам понравилась.

12.        Сразу же после беседы можете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а)        да, без труда;

б)        чаще вспомнить не можете;

в)        запоминаете только то, что вас интересует.

13.        Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его без ошибки:

а) да, без затруднений;

б)        да, если это слово легко запомнить;

в)        да, но не совсем правильно.

14.        В свободное время вы предпочитаете:

а)        оставаться наедине, поразмыслить;

б)        находиться в компании;

в)        безразлично, с кем проводить.

15.        Вы занимаетесь каким-либо делом. Решаете прекратить это занятие, когда:

а)        дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

   б)        вы более-менее довольны;

в)        вам еще не удалось все сделать.

16.        Когда вы одни, то:

а)        любите мечтать о каких-то абстрактных вещах;

б)        пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в)        любите помечтать о вещах, которые связаны с вашей работой.

17.        Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а)        независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б)        вы можете делать это только наедине;

в)        только там, где будет не слишком шумно.

18.        Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а)        можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б)        останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни вы слушали;

в)        измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Ключ:

за каждый выбор варианта ответа «а» — 3 балла;

за каждый выбор варианта ответа «б» — 1 балл;

за каждый выбор варианта ответа «в» — 2 балла.

Результаты

Если в сумме вы набрали 49 и более баллов — в вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на самом деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

«Творческий человек, — заметил один бизнесмен, — по сути своей всегда предприниматель, и наоборот — предприниматель немыслим без творчества. Если ты умеешь емко, объемно мыслить, если у тебя живые мозги, то ты уже предприниматель».