«Сказка в сказке» театрализованная деятельность в младшей группе

Белова  Елена Александровна
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_2ml.gr_.doc38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 132»

 с приоритетным  осуществлением деятельности

 по направлению социально-личностного развития детей

Тема проекта: «Сказка в сказке»

театрализованная деятельность в младшей группе

Выполнила:

воспитатель высшей категории

Белова Е.А.

г. Дзержинск

2015 г.

Актуальность проекта:

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

 Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. 

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям». Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как в настоящем искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Таким образом, театральная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театральная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют воспитанников  думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

 Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

 Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Тип проекта: 

По доминирующему методу: игровой.

По характеру содержания: включают ребёнка и его семью.

По характеру участия ребёнка в проекте: участник - от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности : средней продолжительности.

Цель проекта: Приобщать детей к сказкам посредством различных видов театра. Развивать интерес к устному народному творчеству (сказкам). Создать условия для активного использования сказок в творческой деятельности детей.

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, внимательного, заботливого отношения к окружающим.

Образовательная область «Познавательное развитие»:  Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, особенностями их передвижения и питания. Дать первоначальные представления о диких животных(живут в лесу).

Формировать умение называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных ( лиса – рыжая, у неё длинный , пушистый хвост).

 Образовательная область «Речевое развитие»:  обогатить словарный запас детей существительными, обозначающими животных, глаголами, обозначающими действия животных.  Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.    

Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие":  

Чтение художественной литературы – с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Приобщение к искусству - формировать стремление рассматривать иллюстрации к произведениям детской литературы. Готовить детей к первому посещению кукольного театра, выставке детских работ, кукол и т.д.

Рисование – Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета ( ёлочки на полянке), или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. ( в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.).

Лепка: развивать умение отщипывать комочки пластилина от целого куска,  раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки , сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук ( колобок, тарелочки для медведей и т.п.).

Конструирование: : формировать умение строить простейшие постройки для животных- «заборчик», «домик для животных». Продолжать обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица; стол, стул, кровать – мебель для медведей.

Музыка: способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идёт медведь, бежит мышка, скачет зайка, и т.д.).

Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Образовательная область "Физическое развитие":  развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Формировать выразительность движений (попрыгать как зайчики, пройти как медведь и т.д.)

 

Срок реализации проекта: ноябрь2015 – январь 2016.

Участники: воспитатель, дети второй младшей группы (3-4года), музыкальный руководитель, родители воспитанников (лица их заменяющие).

Этапы  проектной деятельности:

  1. Этап подготовительный - постановка целей и задач, предварительная работа с  воспитанниками и родителями. Выбор оборудования и материалов. Работа с познавательной и художественной литературой. Подбор дидактических подвижных игр, пальчиковых игр, физкультминуток. Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
  2. Этап основной - выполнение проекта.
  3. Этап заключительный - подведение итогов, результат.

Ресурсное обеспечение:

  • настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба»
  • пальчиковый театр: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Курочка ряба».
  • плоскостной театр: «Три медведя».
  • костюмы к потешке «Два веселых гуся».
  • сюжетные картинки к сказкам: «Теремок», «Репка», «Колобок», « Курочка ряба».
  • дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки».
  •  Раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка».
  • Маски к сказкам: «Репка», «Колобок».
  • Пазлы по сказкам: «Теремок», «Колобок»,

Концептуальные и методологические основы

Методологической основой проекта "Сказка в сказке" являются деятельностный и индивидуальный подходы.

Деятельностный подход выражается в непрерывном процессе развития творческой личности ребенка через различные виды театрализованных игр, имеющих огромный воспитательный потенциал и способствующих. Деятельность воспитанников проявляется в заинтересованности к сказкам как устному народному творчеству и стремлении их драматизации.

Индивидуальный подход проявляется в привлечении детей в театрализованную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей.

Данные подходы реализуются с помощью специальных дидактических принципов.

1. Важнейшим является принцип специфичности, объединяющей игровую (свободный, непроизвольный) и художественную (подготовленный, осмысленно пережитый) виды деятельности.

2. Принцип интегративности - в соответствии с ним целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

3. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.


Месяц

Образовательные области

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с детьми подготовительной группы

Взаимодействие с социумом

Социально-коммуникативное развитие 

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Ноябрь

1. Игра-ситуация «Коза – дереза» -познакомить детей с театром, его устройством.

2. Рассматривание сюжетных картинок к сказкам: «Теремок», «Репка», «Колобок»,

« Курочка ряба» - напомнить, какие персонажи участвовали в сказках и что они делали.

3. Нравственная беседа о трудолюбии, взаимопомощи, дружелюбии по сказкам «Теремок», «Репка» - побудить в детях проявлять свои положительные качества.

НОД по темам:

1. «Теремок» - знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.

2. «В гостях у бабушки» - продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами. Формировать умения правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным.

1.Рассматривание сюжетной картины «Коза с козлятами».

2. Дидактическая игра « Кто, кто в теремочке живёт» - формировать умение рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения.

3.Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детёнышей животных, правильно и чётко проговаривать слова со звуками к,т.

Лепка

«Пряники» - закреплять умение детей лепить шарики.

«Печенье» - закреплять умение детей раскатывать пластилин круговыми движениями; сплющивать шарик, сдавливая его ладонями.

Конструирование:

«Мебель» - формировать умение детей сооружать простые предметы мебели по показу способов конструирования.

1. Комплекс утренней гимнастики по русским народным сказке: «Колобок» - развивать двигательную активность детей.

2. Подвижные игры -  «У медведя во бору», «Мыши водят хоровод» - развивать у детей умение быстро реагировать на ситуацию, ловкость.

3.Пальчиковая гимнастика: «Репка»- развитие мелкой моторики рук.

1.Информация в родительском уголке "Анонс проекта"- познакомить родителей с мероприятиями проекта

2. Пополнение развивающей среды настольными играми по сказкам: «Колобок», «Теремок» - приобщить родителей к помощи в группе

3. Консультация на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду» - раскрыть роль театрализованной деятельности для развития детей.

Декабрь

1. Игра ситуация «Варя пришла в театр» - познакомить детей с правилами поведения в театре.

2. Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Два веселых гуся» - формировать умение совместного творчества, развивать память

3. Инсценировка сказок совместно с воспитателем: «Репка», «Три медведя»,  «Два веселых гуся» - формировать творческое воображение, формировать умение играть в группе, развивать память.

НОД по темам:

1.«Подарки для медвежонка» - закреплять знания детей о свойствах различных материалов, структуре их поверхности.

2.«Наш зайчонок заболел» - формировать у детей уважение к маме.

1. Чтение сказки «Снегурушка и лиса» - Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обр. М.Булатова), с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок).Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки.

Повторение сказки «Снегурушка и лиса» - помочь детям вспомнить русскую народную сказку

Лепка

 «Лепёшки, большие и маленькие» - закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями.

Рисование

«Деревья на нашем участке» - формировать умение детей создавать в рисовании образ деревьев.

«Ёлочка» - закреплять умение детей передавать в рисовании образ ёлочки.

1.Комплекс утренней гимнастики по русским народным сказке: «Репка» - развивать двигательную активность детей.

2. Подвижные игры -  «Лошадки», «Мыши водят хоровод», «Зайка серенький сидит» - развивать у детей умение быстро реагировать на ситуацию, ловкость.

3. Пальчиковая гимнастика: «Теремок»

- развитие мелкой моторики рук.

1. Пошив костюмов для театрализованной деятельности к потешке «Два весёлых гуся..» - заинтересовать родителей в совместном творчестве.

2. Пополнение развивающей среды настольными играми по сказкам: «Репка», «Три медведя» - приобщить родителей к содействию с воспитателем

3. Консультация на тему: «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста» - познакомить родителей с ценностью театральной деятельности для положительных эмоций детей.

4. Изготовление масок к русским народным сказкам - объединить родителей в совместной деятельности.

Игра – инсценировка по сказке К.Чуковского «Муха – цокотуха» - показать детям, как можно самим поиграть в театр.

Январь

1. Игры-драматизации по произведениям: «Колобок», «Теремок» - формировать умение совместного творчества, развивать память.

2. Инсценировка сказок совместно с воспитателем: «Курочка Ряба», «Теремок» - формировать творческое воображение, формировать умение играть в группе, развивать память.

3.Сюжетно-ролевая игра: «В театре» - закрепление знаний правилах поведения в театре.

НОД:

1.ФЭМП – формировать умение детей сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приёмы наложения и приложения, определять результаты сравнения словами «широкий – узкий», «шире – уже»

2. ФЭМП: « Коза с козлятами» - закрепление понятий (один – много)

1.Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди» - формировать у детей умение рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предложения.

НОД:

Чтение русской народной сказки « Гуси – лебеди» - познакомить детей со сказкой « Гуси-лебеди»(обр. М.Булатова), вызвать желание послушать её ещё раз, поиграть в сказку.

Рисование

1. «Новогодняя ёлка с огоньками и шариками» - формировать умение детей передавать в рисунке образ нарядной ёлочки; рисовать ёлочку крупно, во весь лист.

2. «Украсим рукавичку – домик» (интегрированное занятие по мотивам театрализованного действия) – формировать умение детей создавать сказочный образ.

Конструирование

«Домик» - формировать конструктивные навыки. Содействовать игровому общению.

1.Комплекс утренней гимнастики по русским народным сказке:  «Маша и медведь» - развивать двигательную активность детей.

2. Подвижные игры -   «Смелые мышки», «Козлята и волк» - развивать у детей умение быстро реагировать на ситуацию, ловкость.

3. Пальчиковая гимнастика: «Репка», «Теремок»

- развитие мелкой моторики рук.

1. Изготовление книжек-малышек, старые сказки на новый лад (словотворчество совместно с детьми) - организовать совместное творчество родителей и детей.

2. НОД итоговое занятие, показ детям  сказки «Репка» - задействовать родителей к показу сказки с целью проявления положительных эмоций детей.

3. Оформление альбома: правила обращения с книгой - приобщить родителей к совместной деятельности.


3 этап- заключительный:  

Подведение итогов конкурса на лучшую  рукотворную книжку .

Показ театрализованной сказки « Репка».

Ожидаемый результат:

Воспитанники принимают на себя роль, непродолжительно взаимодействуют со сверстниками в игре от имени героя. Поддерживают игровые правила в дидактических играх. Следят за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываются (кукольный, драматический театры). Разыгрывают по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.