Музыкотерапия

Бубукина Наталья Андреевна

Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников.

 

Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx17.68 КБ
Файл zaglyanem_v_rot_rebenka.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников.

Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера.

Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.

Для детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой  фунцции.

На сегодняшний день программы обучающего музыкального воспитания, которые рассчитаны на здоровых детей,  используются в специализированных детских дошкольных учреждениях речевого профиля.

К. Швабе, один из основателей музыкотерапии, предлагает три направления использования музыки:

Медицинское.

 Педагогическое.

 Профилактическое (или функциональное).


Внутри каждого направления выделяются различные по форме музыкальные воздействия: 

по объему воздействий — опосредованные и неопосредованные;

 по способу организации действий — индивидуальные и групповые;

 по диапазону воздействий — активные и поддерживающие;

 по взаимодействию с терапевтом — директивные и недирективные;

 по предполагаемому конечному результату — поверхностные и глубокие.

Цель использования музыки является спецификой каждого направления. Например, при использовании музыки в лечебных целях (музыкотерапия), ведущими являются недирективные методы воздействия на человека, которые помогают ему «раскрыться», осознать свои проблемы, найти способы их преодоления.

Формы музыкотерапии:

Активные формы музыкотерапии: ритмотерапия, вокалотерапия, хореотерапия, психодрама, игровая психотерапия.

Пассивные формы музыкотерапии: коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком), реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта), регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения).

В отличие от музыкотерапии, использование музыки в педагогических целях опирается на директивные методы: строгая нормированность занятий, активный тренинг, навязывание определенных эмоциональных состояний и нужных форм поведения.


В педагогике разделение на пассивные и активные формы работы подчинено разным целям — музыкальному развитию и лечению. Активные формы в педагогике представлены пением, танцами, ритмическими упражнениями, играми на музыкальных инструментах. А пассивные формы заключаются в слушании музыкальных произведений.


Таким образом, очевидно, что никакое музыкальное средство не может быть универсально применяемым и обладать раз и навсегда заданным результатом. То есть сначала выстраиваются задачи и цели работы, а потом подбирают необходимые музыкальные методы и средства для их решения.


В логопедическом детском саду выбор форм и средств музыкального воздействия тоже определяется целями и задачами коррекции. Особенность логопедического детского сада состоит в том, что курс пребывания ребенка в нем ограничивается 1-2 годами в зависимости от сложности речевого дефекта. Ребенку, помимо программы по возрасту, в течение этого срока нужно овладеть всеми умениями и навыками, которые не были им усвоены вовремя. 

Задачи речевой реабилитации:

-коррекция речевых нарушений: артикуляции, просодики, речевого дыхания, ритма и темпа речи, голосовых нарушений;

 -коррекция неречевых нарушений: эмоционально-волевой сферы, психических процессов, процессов саморегуляции и самоконтроля;

- развитие общей координации, пластичности, гибкости, лицевой и пальцевой моторики, различных физических качеств. 

Опыт показывает, что использование только музыкотерапевтических средств не может решить многих проблем обучения и воспитания детей с речевыми дефектами. В программу коррекционной работы с детьми должны быть включены не только техники и средства воздействий музыкотерапии, но и телесная терапия, психогимнастика, сказкотерапия, арттерапия, аутотренинг. Все это эффективно заменяет общепринятые традиционные музыкально-развивающие методики.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, часто ли вы заглядываете в рот своему ребенку?

Даже если ваш малыш не жалуется на состояние полости рта, это не должно вас успокаивать.

Протестируйте себя, ответив на ряд вопросов:

      Возникали ли у ребенка проблемы с сосанием груди?

      Может ли ваш малыш лизать мороженое широким языком?

     Может ли ваш ребенок щелкать или цокать языком как лошадка?

     Может ли он показать вам широкий язык при открытом рте?

Уздечка языка (подъязычная связка) – это анатомический элемент слизистой оболочки рта. Она соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости. Именно благодаря этому анатомическому элементу человек в состоянии двигать языком, а, следовательно, жевать и разговаривать.

Попросите вашего ребенка почистить зубки языком. Сначала необходимо широко открыть рот, а затем поставить язык за верхние зубы. Делаем движения кончиком языка вправо-влево – «чистим зубки», имитируя движения щеткой, и производим чистящие движения или «щекочем зубки».

Если ребенок не в состоянии дотянуться до верхних зубов, а тем более к альвеолам (месту крепления зубов к тканям челюсти) – это сигнал для родителей!

Подъязычная связка не позволяющая достаточно поднять язык к верхним зубам, частая причина неправильного произношения переднеязычных альвеолярных согласных звуков русского языка [Р], [Л] и их мягких пар.

Теперь о прикусе.

Прикус – это взаимоотношение зубных рядов при максимальном контакте и полном смыкании зубов верхней и нижней челюстей. Правильный прикус характеризуется тем, что нижние зубы приблизительно на одну треть закрываются верхним рядом. Одноименные зубы верхних и нижних рядов контактируют и между зубами одного ряда промежутки отсутствуют. Средняя линия лица находится между центральными резцами нижнего и верхнего рядов. Такой прикус называют еще нормальным или физиологическим.

При неправильном прикусе артикулируемые фонемы могут звучать искаженно. Такие виды дефектов зубного ряда, как открытый боковой или передний прикус, прогнатия или прогения, глубокий, прямой или перекрестный прикус, чаще всего приводят к различным дефектам речи.

Открытый передний прикус

Открытый передний прикус — при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остаётся щель большей или меньшей величины. При артикулировании ряда звуков в эту щель как бы невольно просовывается кончик языка. Свистящим и шипящим звукам это придаёт неприятный оттенок «шепелявости». Аналогичная картина бывает и при полном отсутствии передних зубов, в частности во время их возрастной смены у детей. Открытый боковой прикус — при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остаётся щель, через которую происходит утечка воздуха. Это придаёт многим звукам (чаще всего свистящим и шипящим) неприятный для слуха боковой или «хлюпающий» оттенок. Этот оттенок приобретают иногда и другие звуки (Р, К, Г, X).

Аденоиды

Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточных миндалин, которое ведет к затрудненному носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Часто повторяющиеся болезни носоглотки могут привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.

Меняется ритм дыхания. Частые короткие вдохи ребенка, имеющего аденоиды, ведут к тому, что мозг ребенка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности, что приводит к повышенной утомляемости, снижению работоспособности, внимания, памяти; при этом изменяются все психические процессы.

Эти особенности развития неизбежно ведут за собой речевые нарушения у детей.

Во-первых, происходит изменение речевого дыхания. Из-за короткого речевого выдоха, фраза неожиданно прерывается, для того чтобы сделать дополнительный вдох. Нарушается темпо-ритмическая сторона речи. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога.

Во-вторых, у ребенка изменяется голос, приобретая носовой оттенок. Меняется тембр голоса: он становится глухим, невыразительным. Это приводит:

     К нечеткому произнесению гласных звуков под ударением (дама=дыма) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т. е. кнарушению фонематического анализа, что влечет за собой трудности овладения письмом в школьном возрасте

     К трудностям различения таких звуков, как Л, М, Н, Д, Б, из-за носового оттенка голоса (мама= баба, мебель=небель, день=нень);

     К трудностям различения звонких и глухих согласных из-за глухости голоса, что неизбежно отразится на письме ребенка.

В-третьих, аденоиды у детей являются причиной слабости речевого аппарата, что проявляется:

     В повышенном слюноотделении;

     В слабости мышц языка, которое приводит к нарушению произношения различных звуков (С-З, Ш-Ж, Р, Л и др.)

     Приводит к патологическим изменениям в строении речевого аппарата.

Мы рассмотрели наиболее частые и не глубокие патологии в органах, образующих звуки (и влияющих на их образование), на которые чаще всего не обращают внимание взрослые. Более грубые патологии (расщелина неба, губы и др.) трудно не заметить, и о них сегодня мы не говорим. Но перечисленные выше дефекты не менее серьезны. Не забывайте, уважаемые родители, что от вас, в первую очередь, зависит физиологическое и психологическое состояние ваших детей. Дефекты физиологические не только оказывают влияние на нормальное функционирование организма. Их внешние проявления способны сильно повлиять на сохранность психического здоровья и ощущение полноценности в целом.

Что делать? Обратитесь к специалистам: стоматолог, ортодонт, логопед, отоларинголог и др. Лучше обратиться к нескольким специалистам – так вы услышите разное мнение по поводу вашей проблемы («Одна голова хорошо, а две лучше» – народная мудрость). В детском возрасте все исправляется легче и быстрее. Чем меньше ребенок, тем пластичнее его организм и больше возможностей для коррекции.

Не откладывайте проблему на потом. Помните, что счастье ваших детей в ваших руках!