Особенности образовательного пространства ДОУ в условиях перехода на ФГОС ДО

Ислямова Урьяне Сейяровна

Особенности образовательного пространства МБЛОУ №97 "Добрынюшка"  в условиях перехода на ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности образовательного пространства ДОУ в условиях перехода на ФГОС ДО

В связи с введением в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. 

С 1 января 2014 г. введен в действие ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

ФГОС ДО призван способствовать повышению социального статуса дошкольного образования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования и сохранению единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает следующие задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
  • Сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
  • Развития нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
  • Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ.
  • Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  • Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.
  • Обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

1. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

         Но специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Таким образом, обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования.  Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.

В стандарте появляются требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет. С помощью мониторинговых исследований на разных этапах  будет фиксироваться уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над, чем нужно работать дальше.

Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

          При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в  детском саду. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.  Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. 

          И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

2. Требования Стандарта  к  результатам  освоения  Программы  представлены  в  виде  целевых  ориентиров  дошкольного  образования.  К ним относятся следующие социальные и  психологические  характеристики  личности  ребёнка  на  этапе  завершения дошкольного образования:

  • инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
  • любознательность;
  • способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
  • уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
  • развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
  • умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
  • способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.

Таким   образом,   целевые   ориентиры   представляют   собой   не   оценку  достижений    ребенка   в   жестких   рамках:   знания,  умения    и  навыки,   а    социальные     и   психологические     характеристики  возможных достижений ребенка. Важно,   чтобы   у   ребенка   к   окончанию   подготовительной   группы  в  детском  саду  были  сформированы  волевая      и  мотивационная  готовность  к обучению в школе.

3. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.  Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как  в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Ту  игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли. Ту игру, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.

Кроме игровой, ведущими видами детской деятельности станут: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

4.  Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:

      - образовательная деятельность в режимных моментах;

      - организованная  образовательная деятельность;

      - самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей:

1) социально - коммуникативное развитие, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

3) речевое развитие,  включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи;

4) художественно - эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и  понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие, включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

Образовательные области соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей и связаны друг с другом.  Взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. 

5. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй, а государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В соответствии с ФГОСДО дошкольного учреждения обязано:

  • консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;
  • информировать   родителей   (законных        представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в  образовательную  деятельность, о целях  дошкольного  образования;
  •  обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы,  обсуждать с родителями  (законными  представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.

Таким образом,  повышается роль родителей в работе дошкольного учреждения. Родители должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте и быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Критерии сравнения

ГОС (первое поколение  ФГТ)

ФГОС (новое поколение)

Цель

 

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

 1. Повышение социального статуса ДО

  1. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного ДО
  2. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества ДО на основе единства обязательных требований к реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения

4. Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня ДО

Прогнозируемые изменения

 

1. Изменяется подход к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста;

2.Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра - это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношения между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение;

3.Принятый документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, для родителей, для учителей начальной школы.

Координация действий всех участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников.

Формирование мотивационной готовности участников внедрения ФГОС ДО.

Обогащение современными образовательными технологиями.

1.Наличие эффективной кадровой политики в ДОУ, позволяющей реализовать план введения ФГОС ДО на оптимальном уровне. 

2.Наличие и соответствие нормативно-правовой базы учреждения требованиям ФГОС ДО.

3.Наличие системы методического сопровождения, способствующей введению  ФГОС в ДОУ на оптимальном уровне.

4.Наличие и реализация психолого - педагогических условий, максимально соответствующих требованиям ФГОС ДО.

5.Наличие основной образовательной программы ДОУ, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 

Нормативная база

 

ФГТ утверждены приказом министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г №655

Данный приказ утратил силу на основании приказа министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»

Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации

Конвенции ООН о правах ребёнка

В соответствии с пунктом 6 части1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Требования стандарта

 

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Ее содержание направлено на формирование общей культуры детей; предпосылок учебной деятельности; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Планируемые результаты подразделяются на итоговые и промежуточные. Планируемые итоговые результаты освоения детьми ООП ДО должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы (например, физически развитый; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и т.д.).

Требования Стандарта представлены в виде целевых ориентиров, ДО, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения ДО (например, ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность; уверен в своих силах, открыт внешнему миру; обладает развитым воображением; проявляет творческие способности; способен к волевым усилиям и т.д.).

Методологические подходы

 

В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.

Изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

 

  1. Разработки Программы;
  2. Разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);
  3. Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы информативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
  4. Объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
  5. Формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
  1. Оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Требования к структуре ООП

Программа состоит из 2-х частей:

- обязательной части (80%);

- части, формируемой участниками образовательного процесса (20%).

Объем обязательной части Программы должен составлять не менее: 60% от её общего объема, а части, формируемые участниками образовательных отношений- не более 40%.

Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления

Образовательные области

10 образовательных областей;

  1. «Физическая культура»,
  2.  «Здоровье»,
  3. "Безопасность",
  4. "Социализация",
  5. "Труд",
  6. "Познание",
  7.  "Коммуникация",
  8. "Чтение художественной литературы",
  9. "Художественное творчество",
  10. "Музыка

 5 образовательных областей:

  1. Физическое развитие
  • «Здоровье»
  •  «Физическая культура»
  1. Познавательное развитие;
  • Познание
  • труд

3. Художественно-эстетическое развитие;

  • Музыка
  • Художественное творчество
  • Чтение художественной литературы

4. Социально-коммуникативное; развитие 

    (социально-личностное) ;

  • Социализация
  • безопасность

5. Речевое развитие

  • коммуникация

Требования к результатам

 

Итоговый результат освоения Программы представляет собой совокупность интегративных качеств:

Физически развитый, овладевший основными
КГН;

Любознательный, активный:

Эмоционально отзывчивый;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

Способный управлять своим поведением и
планировать свои действия на основе
первичных ценностных представлений,
соблюдающий элементарные нормы и правила поведения;

Способный решать интеллектуальные и
(личностные задачи (проблемы) адекватные
возрасту;

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности- умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры:

-ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность;

-ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему
миру, положительно относится к себе и другим,
обладает чувством собственного достоинства,
взаимодействует со сверстниками и взрослыми умеет:

- ребёнок обладает развитым воображением,

подчиняться правилам и социальным нормам:

- ребёнок проявляет творческие способности;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он
может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок хорошо владеет устной речью;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены и др.

Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Требования к условиям

 

Совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Обеспечение полноценного развития воспитанников во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.