Патриотическое воспитание дошкольников

Старикова Ксения Валерьевна

Патриотическое воспитание дошкольников.

Патриотическое воспитание – это многогранный процесс. В ДОУ  необходима целенаправленная работа по формированию у дошкольников основ гражданственности и патриотизма. Работа в данном направлении над проблемой патриотического воспитания личности основывается на нормативных документах: Министерства образования РФ, государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» (от 11.06.2005г. №422).

Целью работы по патриотическому направлению с дошкольниками, как младших, так и старших, является совершенствование нравственно-патриотического воспитания, развитие личностной культуры ребёнка, как основы его любви к родному городу, Родине.

Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи:

  1. Воспитание в душе каждого ребёнка любознательности, чувства красоты, чувства любви и привязанности к своей семье, к родному дому, своему городу, своему народу, его обычаям и традициям;
  2. Формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и значимых символов России;
  3. Сотворчество детей, родителей, педагогов, усиление роли семьи в гражданско-патриотическом воспитании;
  4.  Передача жизненного опыта от поколения к поколению.

Вышеизложенные цели и задачи легли в основу моей проектной деятельности с детьми и стали определяющими при планировании направлений формирования патриотического воспитания через проектную деятельность.

Исходя из этого, можно определить направления работы по патриотическому воспитанию:

  1. Воспитание морально-этических ценностей через любовь к семье, городу, Родине:

1.1. Семья;

1.2. Мой город;

1.3. Знакомства с интересными людьми города;

1.4. Мой край;

1.5. Моя Родина;

1.6. Государственная символика, области, города.

2. Преемственность поколений:

2.1. Работа с ветеранами;

2.2. Дни Воинской славы;

2.3. Поисково-исследовательская деятельность;

2.4. Акции милосердия.

3. Приобщение к истокам русской народной культуры:

3.1. Традиции, праздники;

3.2. Народный фольклор: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.

4. Правовое воспитание.

5. Социальные институты города:

5.1. Средняя образовательная школа № (…);

5.2. Центральная детская библиотека Петроградского района;

5.3. Музеи города (Этнографический музей, музей веера, музей игрушки, музей Шаляпина и др.).

Для работы по патриотическому воспитанию были выбраны следующие технологии и методики:

     Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М.Д. Маханёва. АКЦИДЕНТ, 1997.

Пособие «Мы живём в России», Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

Методика «С чего начинается Родина?», под ред. Л.А. Кондрыкинской. – ТЦ Сфера, 2005.

Пособие «Что может герб нам рассказать», Л.В. Логинова – «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

Пособие «Календарные обрядовые праздники для дошкольников», Н.В. Пугачёва, Н.А. Есаулова. – Педагогическое общество России, 2007.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособность любого общества и государства преемственности поколений.

Совместный досуг «Наши бабушки – лучшие в мире», «Моя любимая бабушка», тематические часы «Ленинград – символ славы», «65 лет битвы под Москвой», поисково-исследовательская деятельность «Склоняем головы, роняя слёзы», материал о судьбе Раисы Александровны Тарасовой, белорусской девочки, депортированной со своей Родины на территорию Германской Империи, где привлекалась к принудительным работам на промышленных предприятиях; встреча с ветераном А. И. Станиславским, Л.А. Станиславской, Н.И. Михеевой.

Исходя из результатов работы по патриотическому воспитанию, можно сделать следующие выводы:

  1. Патриотическое воспитание входит в направление социально-личностного развития ребёнка;
  2. Способствует активному вовлечению семьи в работу специального дошкольного учреждения;
  3. Обучает родителей доступным формам и методам в воспитании патриотизма у ребёнка с задержкой психического развития (дописать о нравственности).