Мамины сказки

Князева Елена Вячеславовна

У каждого родителя свои трудности в воспитании ребёнка. Кто-то борется со страхом темноты, другой с вечными слезами, третий с нежеланием одеваться. Для некоторых  главной проблемой долго остаётся дневной сон.  И как средство спасения в данной ситуации может явиться мамина сказка.

Сказка – один из важнейших, хоть и достаточно древних, инструментов воспитания ребенка. Обучение малышей происходит в развлекательно-игровой форме, что доставляет удовольствие и, немаловажно, вызывает желание у ребенка обучаться. В игровой форме гораздо проще обучить ребенка, как самым простым вещам, так и более сложным – ведь сказка доставляет веселье, восторг, блаженство и  радость, а обычные рассказы малышам скучны. 

Предлагайте свои сказки,которые будут увлекать малыша,помогать решать проблему засыпания.

 

Комментарии

Князева Елена Вячеславовна

Для маленькой Лизы мама придумала образ красивой волшебницы. В нашем доме живёт Красивая Волшебница, которая может превращаться в Злую Волшебницу. Особенно часто это происходит, когда одна маленькая девочка по имени ………. не хочет укладываться на дневной сон. — Мама, ты не Злая Волшебница, ты Красивая. — Нет, я злая. — Сейчас я посчитаю «раз, два, три», и ты превратишься в Красивую. И, правда, «раз, два, три» действуют на нашу домашнюю волшебницу лучше других магических слов. Она не может сдержать улыбку, обнимает маленькую хитрюшку и сразу же превращается из Злой Волшебницы в Красивую. В нашем доме живёт Красивая Волшебница, которая, правда, периодически имеет тенденцию превращаться в Злую Волшебницу. Особенно часто это происходит, когда одна маленькая девочка по имени …. не хочет укладываться на дневной сон.

Валикова Ирина Владимировна

Елена Вячеславована, очень хорошую тему Вы затронули. Действительно, сказка - это волшебное лекарство для детей. Как правило, дети не выбирают, а слушают то, что им читают или рассказывают взрослые. Важно обсуждать прочитанное: какими были герои сказки, какие совершали поступки. И в таком случае, даже давно известные всем сказки, тоже играют воспитательную роль. Ребенок понимает, что действия героя были плохие или хорошие, и, зачастую, копирует поведение понравившегося героя.

Князева Елена Вячеславовна

Я с вами согласна.Обязательно надо проводить обсуждение сказок, оценивать поступки героев. А на помощь придут такие вопросы как:"о чем эта сказка?", "чему нас учит герой?" и т.д.

Межова Светлана Леонидовна

Елена Вячеславовна, а как Вы считаете, имеет ли место театрализованное обыгрывание сказки самим малышом или совместно с родителями и педагогом? И что дает ребенку создание сказочного образа? Какие качества личности при этом можно воспитать?

Князева Елена Вячеславовна

Светлана Леонидовна, чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной является театрализованная игра для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.
Развитие театральной деятельности в раннем возрасте предполагает длительную работу, которая требует участия взрослых людей (как родителей, так и педагогов), где взрослые и дети являются равноправными участниками. Участие взрослых в театральной деятельности вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образами подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволит взрослым через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная игра позволяет ребенку формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.).

Межова Светлана Леонидовна

Спасибо за комментарий. Елена, а как вы относитесь к современной мультипликации для детей. Какой социальный опыт могут преподать они для ребенка, когда частенько родители, дабы ребенок "не мешал" предоставляют ему доступ к информационному полю далеко не самых высоконравственных кино-мультиков? Мультфильм как один из факторов медиа-среды в любом случае оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители и педагоги включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому вопросу. И если нельзя оградить от негатива и неправильных форм поведения в мультфильме, то как можно направить это воздействие в правильном (нравственном)направлении Вам - как воспитателю?

Князева Елена Вячеславовна

Спасибо за актуальный вопрос.
Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные -с другой, они близки по своим развивающим, воспитательным возможностям к сказке, игре, живому человеческому общению.
Неоднозначна роль современной мультипликации в воспитании ребенка, как и моя позиция в целом. Мультипликационные фильмы формируют эталоны плохого и хорошего поведения, ребенок учится воспринимать себя позитивно, т.е. они выступают как одно из эффективных средств воспитания. С другой стороны, современные мультфильмы лишены нравственной и моральной основы, которая способна благотворно влиять на развитие ребенка. И,конечно, опасны агрессия и насилие, появляющиеся на экране даже детских мультиков. Агрессивные главные действующие лица, наносящие вред окружающим, ненавидящие проявления мира могут стать объектами. Добро и зло в нынешних мультфильмах смешались, нет четких граней между ними. Детям плохое представляют приемлемым, даже нормальным, а над хорошим смеются. Ради достижения цели допускаются плохие поступки, хотя цель то может быть и хорошей для подражания. По результатам анализа психолого-педагогической литературы (Воронина, О. А. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка / О. А. Воронина, Н. И. Медведева. - URL: www.rae.ru/forum 2012/271/1559)
по вопросам роли современных мультипликационных фильмов в воспитании детей можно отметить ряд рекомендаций по подбору мультфильмов для родителей и педагогов, работающих с данной категорией.
В общем виде ряд предлагаемых рекомендаций выглядит следующим образом:
- определение основных целей и задач по формированию тех или иных представлений и образов у детей;
- организация досугового времяпрепровождения;
- контроль и наблюдение за просмотром детьми тех или иных мультфильмов;
- подбор мультипликационных фильмов, соответствующих целям и задачам формирования образов;
- совместный просмотр мультфильмов с разъяснительными беседами и замечаниями

Князева Елена Вячеславовна

Снежная горка.

Дети горкой снег сложили, А потом водой залили. И на радость детворе Вышла горка во дворе. Рано утром Петя вышел во двор. Кругом лежал белый снег. Хорошо было бы из него слепить что-нибудь! Но Снежную Бабу лепили вчера. Вот она стоит, слегка наклонив голову в старом ведре. Снежную крепость тоже уже сделали. Она служит надёжной защитой от снежков. А вот Горки нет. Стал Петя снег в большую кучу сгребать. Много снега собрал. Высокая горка получилась. Только пора Пете было домой возвращаться. Оставил он Горку и ушёл. Тут Маша из школы вернулась. Решила погулять немного. Увидела Горку: «Хорошая Горка, большая, только ступенек не хватает». Взяла Маша лопатку и сделала ровные ступенечки. А потом пошла домой. Уроки надо ещё выучить. Дима пришёл из детского сада и залюбовался Горкой: « Замечательная Горка, только водой её надо залить!». Взял он леечку с водой и полил Горку. Быстро застыла Горка. Огляделась вокруг. Вот Качели стоят рядом с Песочницей. Вот Фонарь ждёт вечера, чтобы вспыхнуть своим тёплым светом. Вот Снежная Баба озорно поглядывает глазами-угольками. Понравился ей двор. Хорошее место. Скоро и Петя с Машей появились. Взяли дети картонки да ледянки, стали с горки кататься. То по одному, то «паровозиком». И ребятам хорошо, и Горке весело! Через некоторое время пришёл Никита. Он нёс тяжёлый снегокат. Горка испугалась « Сейчас я развалюсь. Недолго я простояла во дворе!» Дети попросили Никиту не кататься на снегокате. Но он никого не хотел слушать. Забрался Никита на Горку и снегокат затащил. Рассердилась Горка: « Ишь, ты какой, сам ничего не сделал, а сломать норовишь!» Тряхнула она макушкой и сбросила Никиту вниз. Упал мальчик в сугроб, обиделся: «Плохая у вас Горка, пойду я в парк кататься». А ребята остались. Для них эта Горка была самая лучшая на свете. Потому что сами её сделали!

А сейчас, малыш,закрой глаза. Представь себе тёплый зимний день. Снег легка растаял и хорошо лепится. У тебя на руках тёплые перчатки. А снег мягкий и податливый. Из него можно слепить всё что захочешь. Вот Горка, вот снеговик, вот снежная крепость. А тебе хочется лепить домик. Ты лепишь стены, крышу, дверь, ступеньки. Входишь в домик и включаешь волшебный фонарик. Фонарик светит мягким ровным светом. В домике становится тепло и уютно...

Князева Елена Вячеславовна

А хотите узнать-какой вы сказочник? Пройдите этот тест!!!

Сказки – народная мудрость, прошедшая сквозь века. И они же – волшебный мост, который два мира – детский и взрослый, соединяет. Вы, конечно, это знаете. Но пользуетесь ли? И насколько удачно? Проверьте себя.

№ 1. Вам приснился престранный сон: вы – витязь на распутье. А на камне, пред которым стоите, написано: «Направо пойдёшь – на работу опоздаешь», «Налево пойдёшь – такси поймаешь», «Прямо пойдёшь – сказку найдёшь». Куда вы отправитесь?

А) Налево

Б) Направо

В) Прямо

№ 2. На микроволновку уселась бабочка. «Ой, – сказала дочка, – это БАОбабочка такая, из сказки прилетела. Ваше первое желание:

А) Поправить: не «бао», а просто – бабочка;

Б) Объяснить, что баобабочек вообще не бывает, а в такую погоду холодную погоду – тем более;

Б) Подойти и рассмотреть: удивительно, откуда же она прилетела

№ 3. Ребёнок, выслушав вашу сказку, притащил вам фломастер и просит нарисовать ему чудовище о трёх головах. Какие головы вы нарисуете?

А) Ухмыляющиеся

Б) Улыбающиеся

В) В кепочках

№ 4. Ваш малыш расстроился из-за Теремка, который медведь раздавил. Ещё бы! Все зверушки остались без домика. В следующий раз вы будете рассказывать эту сказку в таком, первозданном виде?

А) Нет, нечего детей расстраиваться из-за всяких медведей – тяжеловесов

Б) Нет, лучше подберу какую-нибудь оптимистический вариант

В) Да, эта сказка даёт полезный урок нашим таким наивным малышам

№ 5. Карапуз гоняется по квартире за вашим персидским котом, и кричит, что это Конёк – Горбунок, и пытается её оседлать. Бедный «горбунок» уже в полуобморочном состоянии. Вы срочно

А) Сами превращаетесь в огнедышащего дракона и…

Б) Объясняете, что Горбунок выглядит несколько иначе

В) Подхватываете кота и удираете с ним на кухню

№ 6. Ваш дошколёнок так вертелся за обеденным столом, что смахнул со стола тарелку. Теперь он утверждает, что тарелку разбил мальчик – с – пальчик, а он сам тут совсем не при чём. Что вы сделаете и что скажете?

А) Будет отпираться – накажу: ладно разбил, так ещё лжёт при этом;

Б) Попрошу передать тому некультурному мальчику всё, что думаю по этому поводу!

В) Попрошу своего дошколёнка показать мальчику – с – пальчику, как обращаться с тарелками, чтобы они не прыгали со стола

№ 7. После обеда ребёнок кинулся собирать все косточки и корочки в пакетик. На ваш резонный вопрос: «Зачем?» резонно ответил, что пакет возьмёт с собой на прогулку, чтобы покормить Змея Горыныча. Вы отвечаете, что

А) Тому, кто плохо себя ведёт, никакие Змей Горынычи не помогут

А) Горынычи в наш двор не заглядывают

Б) Выясняете, откуда он взялся, этот Змей

№ 8. Какой волшебный предмет из старой сказки вам бы особенно пригодился, когда в выходной вы идёте с детьми гулять?

А) Волшебное зеркальце

Б) Палочка – выручалочка

В) Волшебный клубочек

№ 9. Коллега жалуется, что её дочка никак не освоит устный счёт. Что вы ей посоветуете?

А) Срочно вести в студию раннего развития

Б) Побольше заниматься – и всё получится;

В) Рисовать и считать деревья в сказочном лесу

№ 10. Ваш ребёнок требует рассказать ему сказку про волка и семерых козлят, причём шестой раз подряд, причём слово в слово. Как вы к этому отнесётесь?

А) Предложу другую сказку, благо, интересных на свете много;

Б) Перескажу ещё разок, а куда деваться

В) Рассказать не трудно; понять бы, что в этой сказке так его задело

№ 11. В детстве вы любили рассматривать узоры на морозном стекле?

А) Узоры? не помню…

Б) Да, и на ледышках тоже

В) И до сих пор люблю…

№ 12. На репетиции к новогоднему утреннику поссорились Буратино, Пьеро и пёс Артемон. Что лучше сделать, чтоб дело не дошло до драки?

А) Развести по углам, объяснив, что ссориться некультурно

Б) Позвать папу Карло

В) Отправить их в совместную экспедицию – Мальвину спасать

№ 13. Наслушавшись про страдания Дюймовочки, ваша дочка вытащила игрушку – лягушку и стал её лупить. Сейчас лучше всего

А) Оставить малышку в покое и подождать, когда схлынут эмоции

Б) Поговорить о том, какую пользу лягушки и жабы приносят природе

В) Напомнить, что бывают ещё лягушки – царевны

№ 14. Ваш сынок, вместо того чтобы учить уроки, залихватски свистит в своей комнате. На ваши замечания отвечает, что он – это не он, а Соловей разбойник, и свист не умолкает весь вечер. Вы входите в его комнату и

А) Эмоционально сообщаете, что случается с Соловьями, которые людям мешают

А) Говорите раздумчиво: «Придётся Соловушку на цепь посадить…»

В) Объявляете: «Теперь я – Соловей Разбойник, а ты – Добрыня Никитич. Сразимся?!

№ 15. Сообразив, что Египет – это всё-таки Африка, малыш наотрез отказывается ехать туда и вас не пускает: Бармалея боится. Вы не стали ему объяснять, что Бармалеев не бывает. Почему?

А) Потому что до поездки ещё три недели; сам забудет

Б) Потому что это хороший повод напомнить о правилах поведения и дисциплине

В) Потому что не хочется сказку разрушать …

Результаты

Большинство ответов «В». Сказки – ваша стихия, да? Вы любите сказку, хорошо чувствуете её особенности и прекрасно умеете использовать в жизни. А может быть, и сами (хоть немного) верите в чудеса. И в этом смысле вашему ребёнку повезло. В вас не угасло творческое начало, а значит, вы поддержите его и развиваете в своих юных наследниках. А ещё – можете использовать сказочные образы и через сказку влиять на детей. Это помогает вам объяснить ребёнку многие важные вещи доходчиво, без нервотрёпки, подсказать и на помощь прийти. И, что не менее важно, вы умеете слушать детские истории, понимать тот подтекст, который ребёнок (обычно сам того не осознавая) вкладывает в них; и на свет божий вытаскивать те проблемы, которые не дают ему покоя. Такой «сказочный» настой помогает вам избежать острых «воспитательных» углов, а когда вы совершаете ошибки (а у кого их не бывает) – не отчаиваться, а искать и находить в конце концов верное решение. Образно и символически, доступным сказочным языком вы в состоянии объяснить многие важные вещи, а ребёнок – понять и усвоить всё то, о чём ему говорите и чему обучаете.

Единственная опасность, которая вас подстерегает – так увлечься «сказочными методами», что забыть обо всех других.

Большинство ответов «Б» – вы прекрасно ориентируетесь в сказочном мире. Сказки знаете, уважаете и даже используете. Но – несколько прагматично. Пока вы видите в детских сказке только простой и хороший способ привлечь внимание ребёнка, развлечь его, наставить его на путь истинный, передать свод нужных правил. Это тоже, по сути, правильно, но слишком уж прямолинейно и нравоучительно. Но сказка – это ещё и мир чувств… Мораль – она хороша в басне, а сказка обладает большей силой и наглядностью – она говорит не только с разумом, но и с душой. Чуть легче, чуть проще смотрите на то, что происходит вокруг, не будьте въедливы, почаще напоминайте себе, что дети – не взрослые. И мир, и их ценности от наших всё-таки отличаются.

Вам осталось сделать совсем немножко: поверить, и не только разумом, в добрую силу сказок – и сказки станут надёжными вашими союзниками в воспитании детворы.

Большинство ответов – «А». У вас всё по порядку: сказки отдельно, воспитание отдельно. Увы, вы так привыкли – и как раз это вам здорово мешает. Причём сразу в двух вещах: понять мир своего ребёнка и самому/самой расслабиться – отдохнуть. Дети, конечно, народ несерьёзный, но именно поэтому стоит относиться к воспитанию не как страшно серьёзному мероприятию, а как творчеству, причём совместному – вашему и его. Неизвестно ещё, кто кого больше воспитывает: мы детей или дети нас. Зато точно известно, что процесс это взаимовлияющий и взаимный, как общий танец, как хоровод, в котором все держатся за руки, и чтобы в нём, хороводе совместных будней, всё хорошо получалось, надо искать точки соприкосновения. И, принимая решения, смотреть на ситуацию с точки зрения ребёнка, а не только своей. Вы так умеете! Вспомните, как в детстве вам нравились сказки. Вспомните, как – было такое! – хотелось в сказку удрать, когда родители «завоспитывали». И как давали себе зарок, что сами, когда вырастите и заведёте своих детей, сами «никогда – никогда»… Это были хорошие обещания. Пора бы их выполнять. Сделать это легко. Стоит только попробовать, преодолеть привычку и шагнуть в этот сказочный круг… Ведь, действуя и играя, дети и изучают мир и, примеряют на себя «сказочность» и реальность, и осваивают его законы. И сказка вас поведёт за собой, и подскажет… И тогда обучение и воспитание в глазах ребёнка будет выглядеть не очередной нотацией, а забавной и полезной игрой. Вам всего и осталось: позволить себе.

Единственно, что тут надо сделать – отпустить на волю свою фантазию и воображение. Потренируемся?!

Князева Елена Вячеславовна

Очень часто возникает вопрос: а имеют ли сказки алгоритм написания?
-Конечно, имеют..
Алгоритм написания сказки очень прост:
- короткие предложения без лишних слов,
- количество героев равно возрасту ребенка,
- четкое описание проблемы без назидательства и осуждения главного персонажа.
И самое важное, описываемая ситуация должна напрямую соотноситься с реальностью – поступками или страхами ребенка. Постарайтесь не фокусировать внимание маленького читателя на том, как должна разрешиться ситуация, пусть он совместно с главным героем найдет правильное решение, которое обязательно должно быть практически выполнимо.
Любое литературное произведение, как вам известно, начинается с завязки. В ней постарайтесь кратко, но в тоже время максимально полно дать описание главное героя, его внешности, привычек и т.п.
-Всё очень просто! Итак, сказка ваш ждёт..