Что должен уметь будущий школьник.

Шорстова Валентина Федоровна

Что должен уметь будущий школьник.

Задача воспитания ребенка, начиная с первых месяцев ,-готовить его к будущей жизни, к учению в школе, к трудовой деятельности, формировать личность будущего .

Овладение навыками и привычками нравственного поведения, трудовыми, культурно гигиеническими оказывает влияние на умственное, нравственное, физическое развитие ребенка и является важной составной частью психологической готовности ребенка к учению в школе.

Поступление ребенка в школу-это как бы экзамен, в результате которого особенно отчетливо выступают успехи или промахи воспитания в дошкольном детстве. В самом деле, если ребенок пяти и даже шести лет не умеет самостоятельно одеваться, это не так уж омрачает его жизнь. Но когда первоклассник выходит после осмотра из кабинета врача в незашнурованных ботинках или в рубашке наизнанку, он становится предметом осуждения, насмешек своих же товарищей.

Когда не сформированы необходимые привычки , это не значит, что их «место» осталось пустым: вместо них сложились противоположные. Если ребенок не привык сам одеваться, значит, у него сложилась привычка, чтобы его одевали взрослые. Если он не привык доводить дело до конца, значит, не закончив его бросает и берется за другое… И вот вхождение в новую деятельность - в  учение , требующее овладения специфическими, учебными навыками и привычками, осложняется необходимостью «переучивания».

Кроме навыков и привычек самостоятельности, культуры поведения. ,гигиенических и других, приобретаемых в дошкольном детстве, к моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы навыки и привычки, связанные с учением; дети приобретают их в старшей и подготовительной  к школе группах детского сада. Воспитатель должен ознакомить родителей не только  с содержанием этой работы (какие именно навыки и привычки надо формировать), но и с методами, которые используются в детском саду, рассказать о возможном участии родителей в подготовке детей к обучению в школе.

Ошибочно широко распространенное представление о том, что подготовить ребенка к школе – это значит научить его читать и писать. В некоторых семьях все усилия направляются именно на это. Безусловно, нельзя запретить родителям прививать детям эти навыки. Однако воспитатель обращает их внимание на то, что значительно большая польза достигается, если они тратят усилия не на обучение чтению, письму или счету (это надо делать только в рамках «Программы воспитания в детском саду»!),  а  на навыки более общего характера, без которых невозможно успешное овладение ни математикой, ни грамотным письмом. Таковыми являются: навык  членения предложения на слова, деления слова на слоги, выделения звуков в слове и др. Обучению эти навыкам может быть придана форма увлекательной игры, не требующей даже специального времени. Возвращаясь с ребенком из детского сада, например, можно предложить ему посчитать , сколько слов, скажем, в таком предложении : «Воробей клюет зерна». Содержание предложения может быть разным, но ребенку интереснее, если это будет только что произнесенная им под впечатлением виденного фраза. Полезно предложить  ему составить самому предложения из трех-четырех, а затем и большего количества слов. Подобным же образом можно же и учить детей шести-семи лет игры на придумывание слова, начинающегося  с данного звука. Эта игра может носить характер соревнования ребенка со взрослыми: кто больше придумает слов , начинающихся на данный звук. Можно ставить задачу придумать слова, которые оканчиваются на данный звук или имеют его в середине слова.

Обучение чтению допустимо только в том случае, если родители знакомы с рекомендуемыми педагогикой методами.

Выразительно декламировать стихотворения , связано рассказывать о виденном, составлять небольшой рассказ по картинке, пересказывать сказку, прочитанную ребенку взрослым, - все эти навыки необходимы будущему ученику. Рассказывая о содержании картинки , пусть ребенок немного пофантазирует. Скажем, на картинке изображены кормушки, как прилетели птицы, возможные перипетии с появлением кошки. К этому его можно подвести наводящими вопросами.

С большим удовольствием старшие дошкольники овладевают навыками рисования, лепки, аппликации, конструирования.  Таким занятиям дети уделяют много времени. Это очень хорошо, так как эти виды деятельности способствуют развитию мышления , памяти, восприятия, воображения- словом, повышают общий уровень умственного развития , а также готовят ребенка к овладению навыкам письма.

Очень полезно раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. Эти занятия важны для подготовки руки  к овладению навыком письма. Кроме того, когда ребенок учится раскрашивать картинку, не выходя за пределы контура, у него формируется зрительно-двигательная координация, необходимая для письма.

 Очень важно приобщать ребят к ручному труду. Однако не все родители могут помочь детям овладеть соответствующими умениями. На собрании воспитатель знакомит родителей с работами детей, с приемами обучения , скажем, плетению корзиночек , изготовлению игрушек из дерева из дерева и других материалов , поделок из бумаги и картона. Особенно большое удовлетворение получают ребята от умения поддерживать в хорошем состоянии книги, вовремя их ремонтировать. Этому их также надо учить.

В семье по совету воспитателя у детей развивают навыки шитья, которому их обучают в детском саду: вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу, карман к пальто куклы. Умея все это делать, ребенок может по просьбе мамы или бабушки вдеть нитку в иголку, пришить оторвавшуюся у пальто младшего брата(сестры) вешалку или пуговицу…

 Овладение всеми перечисленными навыками будет обесценено, если у детей не сформирована привычка сосредоточенно заниматься делом, не отвлекаться.  Рассеянность-  главный бич школьника. Из-за рассеянности возникают перегрузка домашними занятиями (ошибается, переделывает, переписывает классную работу), неуспеваемость, горькие разочарования… Поэтому , обучая ребенка тем или иным умениям, формируя навыки, надо вместе с тем приучать его удерживать внимание до окончания занятия, Если у него пропал интерес или он устал, лучше сделать перерыв, чтобы затем довести дело до завершения, иначе он начнет отвлекаться и, таким образом, невольно будет упражняться в невнимательности.

Надо воспитывать у ребенка привычку тщательно выполнять поручения, предлагать исправить ошибку, переделать то, что недостаточно качественно сделано.