Подгрупповое логопедическое занятие для старшей группы, по теме «Насекомые».

Боженова Инна Викторовна

Подгрупповое логопедическое занятие для старшей  группы, по теме  «Насекомые».

 

Цель: Познакомить детей с понятием «насекомые».

Задачи:

1. Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
2. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
3. Развивать словарь по данной теме, внимание, память;
4. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Художественное слово.

 

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа – мать им жизнь дала,

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

 И одинокий, и пустой.

 

2. Тематическая беседа о насекомых:

а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку:

Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? …
(Муравей.)

 

— Муравьи — полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!

б) Логопед загадывает загадку:

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)

 

- Больше всего бывает бабочек в мае и июне.Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа — превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.

в) Логопед загадывает загадку:

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик.)

 

С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.

г) Логопед загадывает загадку:

Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (Жук.)

 

Как называются части тела жука?

Куда прикрепляются лапы? (К груди.)

Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)

Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)

Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.

Пальчиковая гимнастика:

Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.)
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу!

д) У кого вся спинка в точках,
Кто пасется на листочках,
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)

 

— Чем отличается божья коровка от майского жука?

 

3.Работа над звуковой стороной речи

«Повтори чистоговорки»

За-за-за, вот порхает стрекоза.

Ры-ры-ры, прилетели комары.

Чок-чок-чок, по листу ползёт жучок.

Вей-вей-вей, прибежал к нам муравей.

4. Физкультминутка-логоритмика

«Бабочка».Импровизация движений в такт стихотворению.

Вот летает бабочка

Жёлтая, как лампочка,

Крылышками машет.

Нам цветок покажет.

5. Отгадывание загадок:

Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит — стрекочет.
(Стрекоза.)

 

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.
(Пчела.)

 

Самого не видно,
а песню слышно;
Летит, пищит,
случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар.)

 

 

 

Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха.
(Муха.)

 

— Муха — это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

6. Дидактическая игра «Назови ласково».

Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка.

 

 

 

7. Дидактическая игра «Исправь ошибки».

Бабушка летает около цветка(бабочка).

Пила летит и жужжит(пчела).

Лук ползёт по веточке(жук).

Воробей залез в муравейник(муравей)

Мура села на сыр(муха).

Самовар укусил Машу(комар).

- На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые — обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

8. Итог занятия:

 Детям раздаются разрезные картинки насекомых, задача детей собрать назвать насекомое, описать его, рассказать о вреде или пользе насекомого, доказать правильность своего ответа.

Какие вы молодцы, очень хорошо справились со своим заданием. Мы уже говорили о том, что насекомых нужно беречь, послушайте пожалуйста стихотворение.

«Про всех»

Все-все

На Свете

И мошки

Не меньше нужны

Чем слоны.

         Нужны все на свете!

         Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

- Злых и свирепых.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны,

         А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется…

Все-все,

Все На Свете

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

                                        Б.Заходер