Практические рекомендации для родителей и педагогов дошкольного образования «Все дети - художники!»

Горохова Ирина Владимировна

  Практические рекомендации для родителей и педагогов дошкольного образования           

«Все дети - художники!»

Ребенок и творчество

Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. И потому очень важно не упустить возможность и расширить способности вашего Ребенка к образному познанию.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Занимайтесь с ребенком рисованием и помните, что для ребенка – это игра. Не ограничивайте детскую свободу. Занятия не должны превратиться в изучение и обучение художественным приемам. Пусть станут они для вашего ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира.

Занятие лучше строить так, чтоб происходила смена, чередование различных видов деятельности и различных видов восприятия (рассматривания, слушания, выполнения различных действий).

Не стремитесь навязать ребенку процесс рисования, а попытайтесь увлечь его этим видом деятельности. Есть хорошее высказывание: «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».

Ребенок и рисование

Ваш ребенок только учится рисовать. Он с интересом и удовольствием чертит на бумаге каракули.

 Чтобы увлечь и заинтересовать ребенка необходимостью рисования, используются потешки, песенки, стихотворения, подходящие к сюжету игры, рассказы, рассматривание книжек, иллюстраций. Начинать хорошо с раскрасок. Контурные рисунки ребенок может закрасить нужным цветом. Таким образом, он постепенно научится аккуратно закрашивать, не выходя за контур.

Предоставьте ребенку возможность попробовать рисовать и карандашами, мелками и фломастерами, потом и красками. Вместе с ним подумайте: чем отличаются полученные разными способами изображения.

Хорошо научить ребенка рисовать прямые и кривые линии. Получившимся формам можно дать конкретные названия. Это расширит кругозор и изобразительные возможности ребенка. Один и тот же нарисованный кружочек может быть «колесиком» и «колечком», «яблочком» и «колобком».

Ребенок научится находить в линиях и формах сходство с окружающими предметами, с явлениями природы.

Когда рисунок готов, очень важна ваша оценка. Не забывайте дать комментарий рисунку, порадоваться работе ребенка.

Требуется подготовить рабочее место маленького художника (оно должно быть удобным). Стул и стол подберите по росту ребенка. Помните о правильном освещении. Нужна бумага разного формата, картон, цветные карандаши, краски, фломастеры, мелки, кисточки, трафареты.

Начиная с 2-3 лет, ребенок учится пользоваться изобразительным материалом вместе с вами и он будет творить, сделает первые шаги в мир прекрасного. А также научится выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов. В начале хорошо знакомить с основными цветами: желтый, красный, синий. И сразу давать сравнение: желтый - солнышко, а что оно делает? И ребенок сам вам ответит –солнышко греет, но солнышко вечером бывает и красное. Вот первое знакомство с теплыми цветами. На синий цвет, можно подсказать – небо, море.  Вот вам и холодные цвета. Всегда интересно что ребенок сам придумает и с чем сравнит. Не торопитесь сразу дать всю информацию. В начале отработайте теплые цвета, карандашами, фломастерами, а потом красками- можно без кисточки, рисовать пальчиками «солнышко» - примакивая по кругу. Начинать с маленького кружочка –желтого цвета, потом предложить макнуть пальчик в желтый и красный цвет и продолжать примакивание по кругу, расширяя его, обратить внимание какой получается оттенок- оранжевый (вот вам и первый эксперимент), ну а потом, закончить еще круг примакиванием красным цветом (это можно делать и кисточкой). Вот какое получится теплое солнышко. Свободное место на листе, если конечно ребенок не устал, можно закрасить синем цветом кисточкой. Пока рисунок сохнет, дайте название рисунку, и найдите место, где можно повесить работу маленького художника

 

Я умею рисовать

Краски и карандаши, бумага, кисти, картинки с изображениями, трафареты, произведение декоративно-прикладного искусства, репродукции картин, открытки.

Акварельные и гуашевые краски разбавляются водой, вам понадобится прозрачная банка для воды с широким горлышком и салфетка для примакивания кисточки. По мере загрязнения воду меняйте. Краски могут находиться в баночках, после работы их плотно закрывают, чтобы не высыхали. Если гуашевые краски пересохли, их необходимо залить водой (перед рисованием воду слить и перемешать краски палочкой). Краски должны легко набираться на влажную кисть.

Для рисования гуашевыми красками подойдет бумага средней плотности. Гуашью можно рисовать на обратной стороне обоев.

Для акварельных работ подберите бумагу не тонкую, но зернистую и шероховатую.

Ребенок освоит приемы работы с краской, смешивания цветов. Узнает, как рисовать контурные и силуэтные изображения. Терпение и труд помогут ребенку создать рисунки и картины.

Рисовать можно акварельными и гуашевыми красками. А чем они отличаются? Как лучше их применять?

Ответить на эти вопросы вам помогут сами Краски, которые расскажут о себе и о своих свойствах:

Акварель.

Перед началом работы меня нужно смочить капелькой воды на кисточке. Я люблю воду и я – прозрачная краска. Такая прозрачная, что сквозь меня видно бумагу. Наносят меня на бумагу тонким слоем. Если нужен посветлее цвет, то меня разбавляют водой. Если нужно исправить не получившиеся места, то красочный слой смывают водой. А еще я люблю рисовать по мокрой бумаге, тогда я свободно растекаюсь по листу бумаги и люблю перемешивать цвета- вот это волшебство.

Гуашь.

Я – непрозрачная краска. Бумага сквозь меня не должна просвечивать. Если нужно исправить не получившееся место, то наносится еще один красочный слой по верху.                               

 О Кисточке

Я- Кисточка и у меня замечательная прическа и чтоб она не портилась, нужно запомнить маленькие правила обращения со Мной:

- Смочить Кисточку в воде, набрать краску на Кисточку и рисовать. Накладывая мазки на бумагу, следует придерживать другой рукой лист бумаги.

- Не оставлять Кисточку в воде, она искривится.

Проводить Кисточкой по бумаге легко, не нажимая. Можно примакивать о салфетку.

Смешивание красок.

Для ребенка – это удивительные превращения одних цветов в другие.

Краски смешивают на палитре.

Три основных цвета – это красный, желтый и синий. Когда они смешиваются в определенном порядке, то получаются оранжевый, фиолетовый и зеленый.

Красный цвет + желтый цвет = оранжевый.

Желтый цвет + синий цвет = зеленый.

Красный + синий = фиолетовый

Красный + зеленый = коричневый

Краски делятся на холодные и теплые. Такое деление условно. Синяя, голубая, фиолетовые краски считаются холодными. Красная, желтая, оранжевая краски считаются теплыми.

Добавляя разные краски к одному и тому же цвету можно добиться более теплых и холодных оттенков.

Очень хорошо рисовать Радугу для закрепления цветового круга.

- Расскажите ребенку о природе радуги.

- Вот тучка, из нее идет дождик. Вдруг из-за тучки выглянуло солнышко. Солнышко и дождик обрадовались друг другу. Их радость превратилась в разноцветный праздник, в радугу.

Как расположены цвета в радуге? Для того, чтобы их нарисовать и запомнить, есть стишок-подсказка:

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Каждая буква слова, обозначает название краски. Краски берут в такой последовательности: красную, оранжевую, желтую, зеленую, голубую, синюю, фиолетовую.

Ребенок сразу берет краску красного цвета и проводит дугу, затем оранжевую дугу проводим в плотную с красной, потом желтую, зеленую, голубую, синюю и заканчиваем радугу фиолетовой краской.

Также можно предложить нарисовать солнышко и капельки дождя. Для этого можно использовать технику примакивания кисточкой.

 

Комментарии

Сазоненко Елена Александровна

Сегодня мои девочки рисовали, но рисовали шерстью. Не договариваясь, начали рисовать радугу, космос... Фантазия в теплых и холодных тонах.

Благодарю Вас за материал. очень познавательно. на следующем занятии есть о чем поговорить, заканчивая картины.