Проблема образования детей с аутизмом.

Галеева Лилия Рамилевна

Я работаю  в коррекционном детском саду для детей с нарушениями в речи. Меня волнует проблема развития детей с аутизмом. Реалия сегодняшнего дня такова: практика показывает, что в детские сады с данным диагнозом поступают детей с каждым годом все больше и больше. Сегодня аутизм можно считать одной из «зон риска» для человечества: налицо рост числа больных. Неспособность к контактам и общению очень затрудняет обучение, а значит, и получение профессии в будущем.

Кто такой ребенок – аутист? И чем мы можем помочь ему в образовательном учреждении?

Термин “аутизм” происходит от греческого слова “autos”, что означает “сам”. Впервые он был использован швейцарским психиатором Блейлером в 1911 году для описания состояния бегства от реальности и ухода в себя у взрослых пациентов, страдающих шизофренией.

По «Справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» под редакцией С.Ю. Циркина: Аутизм – «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. В качестве психопатологического феномена отличается от интроверсии как личностного измерения или рассматривается как болезненный вариант интроверсии.

У детей с аутистическими проявлениями наблюдается нарушение социального взаимодействия и способности к общению. Для них характерны явное стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, специфическое развитие или полное отсутствие речи, манерность, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы, страхи.

Опыт работы в детском саду показывает, что речевые нарушения наблюдаются у всех детей с аутизмом. Нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка.

На всех этапах развития дети с аутизмом в общении с окружающими не обращаются к языку мимики и жестов, как это делают дети с дефектами речи и нарушениями слуха. Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и очень кратковременно, ребёнок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится к ним как к неодушевленным предметам.

Поведение ребёнка с аутизмом и его реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ребёнок может не замечать отсутствия близких родственников, родителей и чрезмерно болезненно, возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения неодушевленных предметов в его комнате. В моей практике был ребенок, который легко прощался с матерью в утренние часы, но нечаянно уронив карандаш, или любимую игрушку убирали на полку, он долго не мог успокоиться, плакал.

При аутизме своеобразный характер носит и игровая деятельность, её характерным признаком является использование необычного игрового материала, часто предметов домашнего обихода. Ребёнок играет один, крайне однообразно используя различные предметы (коробки, верёвки, бумагу и т.п.). Дети с аутизмом могут подолгу перебирать в руках один предмет, издавая неопределенные звуки. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ (например, животное) в сочетании с аутистическим фантазированием.

Для детей с аутизмом характерны разнообразные нарушения моторного поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивания руками и предметами, раскачивания туловища, необычные повороты тела. Интеллектуальное развитие этих детей крайне разнообразно, среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием, отмечаются также различные по степени формы умственной отсталости.

Из выше сказанного можно сделать вывод: такие дети нуждаются в помощи специалистах, родители не должны оставаться наедине со своими проблемами.

В каждом конкретном случае должны помогать: психиатр, психолог, дефектолог, учитель – логопед, врач, педагог. Дети с аутизмом в общеобразовательных и специальных (коррекционных) организациях образования должны обеспечиваться психолого- педагогической коррекционной поддержкой (сопровождением), которая осуществляется психологом, специальным и социальным педагогами
дошкольной и школьной организации, а также психолого-педагогическим консилиумом организации образования, (специальным педагогом - если в общеобразовательном детском саду находится - 6, а в школе - 10 и свыше детей с аутизмом или других детей с ограниченными возможностями) («Специальный Федеральный Государственный Стандарт специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра» Никольская О.С. http://www.ikprao.ru).

Но реальность такова, что на сегодняшний день очень мало специалистов, кто понимает и умеет работать с детьми с аутизмом. Еще недавно, буквально 10 лет назад, в нашей стране вообще не было такого диагноза. На сегодняшний день дети с аутизмом дошкольного возраста  находятся в группах для детей с нарушениями интеллекта или на домашнем обучении. Нет образовательных учреждений или групп (классов), специально созданных для детей с диагнозом аутизм. А этим детям просто необходимо получить образование в специальных условиях: с ними должны работать  подготовленные учителя, врачи, дефектологи, психологи. Большинство детей с аутизмом продолжают обучение в школах «8-го вида», то есть для детей с интеллектуальными нарушениями. И получают там образование по программе для умственно-отсталых детей, а ведь часто дети с аутизмом обладают интеллектуальными способностями даже выше среднего.

Есть  вариант получения образования - это дистанционное образование. Но ведь специфика нарушения как раз в том, что аутисты нуждаются в отработке социальных и коммуникативных навыков. А обучение на дому лишает их такой возможности.

Есть еще один вариант - это получение образования в частной школе, но в малых городах и в сельской местности нет таких школ. И даже при наличии таких школ не каждый родитель способен собственными деньгами обеспечивать образование ребенка.

Для таких детей должны быть созданы специальные условия, и условия эти требуют больших затрат. Детям с такими особенностями нужны малокомплектные группы и классы — такому ребенку невозможно интегрироваться в большой коллектив, нужен психолог, понимающий специфику аутизма, дефектолог, тьюторы. Сегодня школе очень трудно удержать в своем штатном расписании специалистов сопровождения. В условиях новой системы оплаты труда директору приходится выбирать, кого он возьмет: учителя математики или психолога.                              

Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с аутизмом, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром.

Коррекционная работа необходима детям с данным диагнозом и должна проводиться по специально разработанным методикам, учитывающим особенности эмоциональной сферы, общения, восприятия окружающего мира.

Идеальным вариантом является комплексная работа, включающая педагогическое воздействие, сенсорную терапию, кинезотерапию, занятия с логопедом, психологом, дефектологом, музыкальные, танцевальные и т.п. занятия, изостудия, фольклорные игры, верховая езда.

А в целом это – сложная система коррекции, которая помогает разбудить активность ребенка, восстановить нарушенные функции и адаптироваться в окружающем мире.  Совместное обучение детей с особенностями развития и без — процесс непростой, он требует специальных знаний, стратегий, условий и финансирования. Опыт показывает, что для успешного начала необходимо внутреннее решение педагога полюбить не похожего на других ребенка. Ведь главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть.