Психологическое сопровождение компьютерной, телефонной, игровой зависимости у детей

Компьютер в жизни детей и подростков: польза или вред?

Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Купив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоваться: сидит дома, с плохими ребятами не дружит, всегда под присмотром.

Часть родителей не возражает против компьютерных занятий или игр, другая часть полностью отвергает такую форму времяпрепровождения для своего ребенка. Но есть и еще одна категория родителей. Они не запрещают сыну или дочке сидеть за компьютером. И в то же время испытывают постоянное внутреннее сопротивление: долгое сидение за компьютером вредит здоровью ребенка, он мало общается со сверстниками, компьютерные игры отупляют и ожесточают и т. д. Кто прав? Давайте вместе попробуем разобраться с этим вопросом.

Компьютерная зависимость -- проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры. Производство игр для компьютеров и мобильных телефонов -- мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети. 

Чем привлекают детей игры 

Давайте проанализируем. Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают детей по тем же причинам, что и сказки, -- это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Здесь мало полутонов, не нужно разбираться в хитросплетениях человеческих душ, предугадывать последствия своего поведения. Правила ясны: убивай плохих, забирай еду и оружие, а когда всех победишь и наберешь определенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.

 Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими и т. п. 

Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке (не говоря уже о школе) -- он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих своему чаду представления о целенаправленности, силе воли и постоянстве.

Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главными героями -- почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то «переделать» себя, а кроме этого, преодолеть чувство досады, что ты «не один такой умный».

 Маленькие дети, как правило, мало что могут изменить в окружающей их действительности, их образ жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все происходит по желанию ребенка, там он может выбирать и менять роли, уровни, декорации, повелевать судьбами. 

И, наконец, сам компьютер -- замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на нужные кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

Почему формируется игровая зависимость 

Уже длительное время ученые пытаются разобраться: компьютерная зависимость у детей -- это болезнь или социальная проблема? При каких условиях она формируется? 

Первое и необходимое условие формирования любой зависимости -- чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным (может, например, ломать предметы, вымещать зло на посторонних людях вплоть до преступлений), либо стремится «уйти». А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру...

В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей, и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда же возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые им предъявляют взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости -- удовольствие. Во что бы человек ни играл, в солдатики или «стрелялки», во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости -- эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость. 

Все мы, наверно, играли в компьютерные игры или пробовали вытащить мягкую игрушку из автомата. Но почему одни становятся игроманами, а другие нет?

Во многом это зависит от особенностей черт личности или поведения человека. Психологии известны два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты (в чистом виде встречаются редко). Экстраверты ориентированы в своих проявлениях на общение; они ответственны, решительны, признают свои неудачи, не ищут при этом виноватых, они не ждут чуда, они действуют. Интроверты ориентированы на внутренние переживания; они считают, что от них мало что зависит, сваливают все свои неудачи на происки судьбы. Это третье условие формирования зависимости -- интроверты часто становятся игроманами. 

Четвертое условие, при котором ребенок может стать зависимым от компьютерных игр, -- достаточно высокая степень его внушаемости, иными словами, его готовность подчиниться чужой воле. Обычно в такую зависимость попадают дети, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиняться лидеру. Поэтому лучшая профилактика зависимостей -- воспитывать в ребенке самостоятельность, критический взгляд на происходящее, поощрять инициативность. 

Нельзя не проанализировать и причины возникновения компьютерной зависимости у младших школьников и подростков. К ним можно отнести: 

1. Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в его жизни, не интересуются состоянием душевного мира, мало расспрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении. 

2. Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять -- тоже не очень, по дому помогать особо не стремился, да и к учебе мало рвения проявлял -- так, телевизор бы ему все смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент нетрудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребенка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая. 

3. Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребенок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность. 

4. Общая неудачливость ребенка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребенок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения доверительностью не блещут. Если такое положение вещей его не устраивает, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он -- главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация. 

5. Желание ребенка быть «как все». Часто для ребенка очень важно не отличаться от своих сверстников, следовать за их увлечениями, не отставать.

Кто больше зависим от игр на компьютере 

Безусловно, больше всего компьютерную зависимость испытывают дети родителей, которые мало времени проводят дома, дети постоянно занятых состоятельных родителей или трудоголиков.

Особо опасный возраст, в котором легко приобрести игровую зависимость, -- у подростков 12--15 лет, хотя фиксируются случаи «заболевания» детей, начиная с 6 лет.

В основном, до 80--90 %, зависимости подвергаются мальчики -- по статистике на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков. Это связано с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, чем девочкам, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше. 

В «группе риска» также находятся дети, которые мечтают быть лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками сидеть за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им необходимо помочь реализовать свой потенциал: поддерживать любые начинания, развивать таланты и способности.

Как распознать компьютерную и интернет-зависимость

Многие, вероятно, скажут, что из всех видов зависимости страшнее наркотической и алкогольной ничего нет. И, по большому счету, будут правы. Однако не менее опасна компьютерная зависимость. Она формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. Ясно, что как таковая эта зависимость не представляет угрозы жизни и физическому здоровью самого зависимого и его окружающих. Но так ли это на самом деле? 

Существуют несколько симптомов, которые могут указывать, что что-то не в порядке. Обращайте внимание на следующие ситуации.

·                    У ребенка появляется навязчивое желание играть на компьютере. Большую часть свободного времени (6--10 часов в день) он проводит за компьютером. Любому, даже самому любимому некогда занятию, он с радостью предпочтет общество «железного» друга. В ожидании или во время игры ребенка охватывает радость, граничащая с эйфорией.

·                    Ребенок не может спланировать время окончания работы с компьютером -- совсем незаметно вместо оговоренного часа пролетают почти три. Он с большим трудом приостанавливает игру или заканчивает ее. Когда оговоренное время, отпущенное на игры, прошло -- начинаются протесты, мольбы, ребенок обижается, становится нервозным и раздражительным.

·                    Ради игры ребенок может отказываться от еды, сна и т. п.

·                    Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной.

·                    Куда-то резко подевались реальные друзья вашего ребенка, зато стало много виртуальных. Если к нему кто-то и приходит в гости, то для того, чтобы вместе поиграть за компьютером. Сам он идет к друзьям с этой же целью.

·                    Ребенок начинает обманывать, пропускать школу, чтобы лишний раз посидеть за компьютером, хуже учится, потерял интерес к школьным предметам.

·                    Ребенок с трудом встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии. Настроение повышается только тогда, когда он садится за компьютер.

·                    У ребенка наблюдается внезапный непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Понаблюдав за ним, несложно понять, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.

·                    Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он «обращен» внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы -- и те воспринимаются им без особого восторга, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, не существующие в действительности.

Насколько компьютер вреден для здоровья?

Этот вопрос нельзя не затронуть -- опасения родителей по поводу здоровья детей вполне понятны. 

Долгое нахождение перед монитором может вызывать нарушения зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, апатию, раздражительность, усталость, бессонницу. Даже взрослый человек чувствует себя «выжатым и опустошенным» после нескольких часов работы за компьютером, что же говорить про ребенка.

Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. Не мешает обратить внимание на технические характеристики экрана монитора (желательно еще до его покупки проконсультироваться по этому вопросу со специалистом). И все же общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телеэкрана. Не нужно забывать об элементарной профилактике -- делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз. Зрение необходимо контролировать -- периодически нужно посещать окулиста, но ведь это правило относится и к тем подросткам, которые не увлекаются компьютерными играми. 

Конечно, необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки. Но это вовсе не специфическое требование -- правильно сидеть нужно и за обеденным столом, и за партой. А малоподвижный образ жизни и лишний вес свойственны не только компьютерным пользователям.

Так что в отношении работы за компьютером нужно соблюдать обычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать ее перегрузок.

Что делать, если проблема все же возникла?

Никакие убеждения, уговоры, угрозы не будут иметь эффекта. Скорее всего, это вызовет только агрессию, а сам игроман еще глубже погрузится в выдуманный мир, так как в реальном его «никто не понимает». 

Зависимость от компьютерных игр у подростка опасна тем, что человек в данный момент переживает непростой период. Время, когда он должен искать свое место в обществе, начинать строить отношения с противоположным полом и сверстниками, оказывается упущенным. В дальнейшем это вызовет психологические проблемы иного толка. 

 Проявление симптомов компьютерной зависимости у детей должно насторожить родителей и заставить обратиться к специалистам, которые подскажут, как с этим справиться.

 Возможно ли лечение от компьютерной зависимости? Конечно, это возможно. Но это долгий и сложный процесс, успех которого зависит от многих факторов. Лечение любой зависимости требует участия как зависимого человека, так и его окружения. И, скорее всего, должно пройти немало времени для того, чтобы страдающий компьютерной игровой зависимостью человек снова начал чувствовать вкус жизни -- в этом отношении компьютерная зависимость сродни наркомании. Важно также помнить: если пустота, образовавшаяся в жизни подростка после полного или частичного отказа от игр, не будет заполнена, велика вероятность рецидива. Лечение компьютерной зависимости, как и лечение любой другой зависимости, требует дальнейшего психологического сопровождения пациента. В тяжелых случаях лечением компьютерной зависимости занимается врач-психиатр. 

Родителям важно знать:

· игровую зависимость, как и любую другую, легче предотвратить, чем лечить;

· резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся, нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом;

· можно пройти различные тесты в Интернете, чтобы оценить степень компьютерной зависимости ребенка, да и самих родителей.

Рекомендации для родителей

Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями его воспитания и отношениями, существующими в семье. Поэтому хочется дать родителям несколько советов, следуя которым они смогут предотвратить опасность попадания ребенка в зависимость от компьютерных игр. 

1.   Для ребенка важен личный пример родителей. Если они разрешают ему играть в компьютерные игры только определенное время в течение дня, то и сами должны соблюдать это правило.

2.   Родителям необходимо больше общаться со своим ребенком. С самого раннего детства необходимо сделать его своим союзником в семейных делах. Обсуждать, а не замалчивать семейные проблемы. Беседуя с ребенком, интересоваться его мнением. 

3.   Следует проводить как можно больше времени, собираясь всей семьей. Обязательно вместе посещать театры, музеи, кафе, выезжать на пикники, ездить в другие города (пусть даже с экскурсией и всего на несколько дней или часов), чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.

4.   У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером. Секция или студия может быть любой направленности, главное -- чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес, будь то театр, космос, динозавры, да что угодно!

5.   Родители должны поддерживать общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера). Нужно разрешать подростку приглашать в дом друзей, расспрашивать его о том, как он общается со своими приятелями.

6.   Для эффективного воспитания, в качестве поощрения можно использовать компьютер как награду. 

7.   Важно контролировать игры, которыми увлекается ребенок. Надо знать, что это за игра, отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он в нее поиграл. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.

8.   Следует отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам, обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы, по мнению взрослого, полезнее играть.

9.   Желательно установить специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющие контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Теперь, когда мы рассмотрели все основные плюсы и минусы виртуальных игр, вам, дорогие родители, наверное, будет проще найти «золотую середину» в общении с компьютером для вашего ребенка, исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей. Таким образом, вы превратите вашего «механического противника» в друга, помогающего решать различные задачи развития ребенка.

При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности при работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем.

 

 

 

 

Комментарии

Зарьянова Марина Кирилловна

Актуальная тема в сегодняшнее время! Очень много интернет-зависимых родителей, которые поощряют своих детей, или просто не контролируют.