Формирование и развитие поликультурной компетентности специалиста дошкольного образования на различных ступенях непрерывного педагогического образования.

Котовщикова Елена Александровна
Проблема создания поликультурной образовательной среды дошкольного образования и изучение ее влияния на развитие личности занимает одно из ведущих мест в современном образовании. В условиях становления единого глобального поликультурного пространства, в рамках которого происходит расширение и углубление экономических, политических и культурных международных связей, актуальной становится задача подготовки профессионала для межкультурного общения, а также в целях самообразования в течение всей жизни. Для формирования поликультурной компетентности специалиста дошкольного образования в поликультурной образовательной среде мы считаем первостепенным решением следующих задач: развитие физически здоровой, духовно богатой, высоко нравственной, образованной личности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом. Следовательно, в основе организации непрерывного педагогического образования должна быть такая обучающая среда, которая способствует становлению у специалиста поликультурной личности на основе освоения профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности, посредством которой он реализует себя как личность, как профессионал, как медиатор культур, как участник межкультурной профессиональной коммуникации. Концепция является методологической основой поиска, построения, актуализации и развития поликультурной образовательной среды дошкольного образования по формированию компетентности специалистов для современного дошкольного образования, соответствие которым обеспечит эффективное решение поставленных задач. Исполнителями потенциала образовательной среды по формированию и развитию поликультурной компетентности специалиста дошкольного образования, являются сами работники дошкольного образования, заинтересованные государственные и общественные организации. Исходя из этого, инновационная составляющая модернизация дошкольного образования заключается в формировании поликультурной личности - личности, обладающей способностью на когнитивном уровне понимать сходства и различия концептуальной системы представителей различных лингвокультур и в соответствии с этим осуществлять межкультурное взаимодействие, которое обеспечивает взаимопонимание в ходе межкультурного общения. Непрерывное педагогическое образование для поликультурной компетентности специалистов дошкольного образования рассматривается как процесс становления личностных свойств профессионала в единстве с усвоением знаний, умений и навыков на основе развития его способностей, реализации личностного потенциала. Сегодня можно констатировать, что в свете непрерывности одной из ключевых идей современной образовательной политики изучение понятия " поликультурной компетентности специалистов- дошкольников " представляется весьма актуальным направлением научного знания о личности. Цель данной статьи - конкретизировать понятие " поликультурной компетентности специалистов дошкольного образования ", выявить закономерности её становления, определить условия наиболее благоприятного развития. Мы считаем целесообразным рассматривать поликультурную компетентность специалистов дошкольного образования как разновидность личности в целом, поскольку: а) процессы обеспечения коммуникации (как непосредственной, так и опосредованной) в современном мире носят всеобъемлющий характер и пронизывают все сферы деятельности специалиста; б) главной технологией постиндустриального общества становится интеллектуальный труд в системе "человек-человек"; в) основным ресурсом и производящей силой является человеческий потенциал и отношения людей. Такая личность предстаёт как обобщённый образ носителя профессиональных ценностей, знаний и поведенческих потребностей, которые реализуются в условиях профессионального общения с представителями научного социума на основе вербализации фрагментов научного знания, национальной культуры и профессионального пространства в их единстве и взаимообусловленности. Образовательная среда есть, в первую очередь, подсистема социокультурной среды и представляет целостность специально организованных педагогических условий и возможностей развития специалиста дошкольного образования в соответствии с требованиями общества. Такая среда отражает характер трансформирующихся взаимоотношений специалистов с социальной, информационной, культурной средой и обеспечивает не только включённость в формирование и развитие поликультурной компетентности специалистов - дошкольников, но прогнозирует качества профессионала, которые будут востребованы в будущем, т.е. носят инновационный характер. Используя понятие "поликультурная компетентность специалистов - дошкольников ", мы рассматриваем её как условие, содействующее самореализации профессионала, способное обеспечить формирование основ нового поликультурного сознания и поведения путём введения новообразований в педагогические технологии и практику. Инновационная среда является культурно-образовательным пространством с приоритетом нравственных ценностей, среди которых доминантными являются ценности саморазвития и самореализации. В составе формирования поликультурной компетентности специалистов дошкольного образования мы выделяем содержательно - методический, процессуально-технологический и коммуникационный компоненты. Их взаимодействие создаёт возможности для содействия непрерывности и динамичности процесса развития и совершенствования черт профессиональной поликультурной личности специалиста, которая проявляется в уровне сформированности профессиональной коммуникативной компетентности. Таким образом, поликультурная компетентность специалистов дошкольного образования представляет сложное многоуровневое педагогическое образование, сущность которого определяется сформированностью его профессионального сознания, уровнем развития способностей, профессиональных коммуникативных потребностей, рефлексивных умений и готовностей для осуществления формирования и развития поликультурной компетентности специалиста дошкольного образования на различных ступенях непрерывного педагогического образования профессиональной деятельности в мультикультурной среде.