Культура развития праздников

Котовщикова Елена Александровна

Цель: Воспитание любви к своей Родине, культуре, традициям, уважения к себе, окружающим, формирование национальной памяти через знакомство с русскими народными праздниками. Цель обуславливает следующие задачи:

• Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, посредством народных и современных праздников.

• Привлечь педагогов, родителей в воспитательно - образовательный процесс через участие в развлечениях, народных праздниках, играх с детьми.

• Использовать все виды фольклора (устное народное творчество, игры, песни, пляски) для развития творческой личности дошкольников.

• Развивать практические, исполнительские навыки и умения детей, для дальнейшего применения их в самостоятельной деятельности. Формы и методы работы: Дети:

• Организованная образовательная деятельность;

• Беседы, чтение художественной литературы;

• Совместная деятельность;

• Праздники и развлечения;

• Просмотр видеофильмов, слушание музыки;

• Использование всех видов фольклора;

• Игровая деятельность: подвижные, игры-хороводы, пальчиковые, игры с пением, театрализация;

• Совместная изо - деятельность с воспитателем, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физвоспитанию. Родители:

• Индивидуальные беседы

• Консультации • Анкетирование

• Участие в праздниках и развлечениях Воспитатели:

• Мастер-класс

• Презентация

• Выступление

1.1 Классики отечественной педагогики о необходимости приобщения дошкольников к национальной культуре. В словаре категория «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» [2]. Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам. По определению С.И. Ожегова, «патриот – это человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь; человек, проникнутый патриотизмом».[11] Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины.[13;88] Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни. По мнению педагогов и психологов, патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль нравственно-патриотического воспитания в развитии и формировании личности, утверждая, что «…детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [16; 215]. Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов (К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской) была идея народности. Они видели в народных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина. Они рассматривали патриотизм как сложное личностное образование, включающее следующие содержательные характеристики: знания об истории, культуре, традициях своего Отечества; проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувства национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества. Они показали педагогам неограниченные возможности детской художественной литературы для расширения кругозора и уточнения представлений дошкольников о родной стране, воспитания у них начал патриотических чувств и формирования активной жизненной позиции. [9] Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. По мнению Н.В.Алешиной, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо при любом строе: будь то социализм, капитализм или коммунизм. Этому учат подрастающее поколение все народы мира. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть, чем гордиться.[1;3] Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина), восприятием детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт). По мнению автора программы «Наследие» М.Ю.Новицкой, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Тем более что нам есть, чем гордиться.[ [10; 3] По мнению М.Д.Маханевой, В.И. Слободчикова базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. [3; 25, 35] В.И. Слободчиков считает, что формированию личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, активному приобщению детей к социальной действительности, развитию его субъектности способствуют: - развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего, - осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы), - привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха), - осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность, - создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)[18] Необходимость осуществления работы по патриотическому воспитанию именно в дошкольном возрасте подтверждают многочисленные педагогические и психологические исследования. Дети отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью. Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления. К шести-семи годам при условии целенаправленного воспитания могут быть сформированы довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам. Старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны не только с настоящим, но и с будущим. Дети могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств и они хотят это делать. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Знакомясь с родным городом через разные виды детской деятельности, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Как организованный процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей. Успех осуществляемой работы во многом зависит от личности педагога. 1.3.Вопросы национального воспитания и мониторинга в вариативных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Настоящее время характеризуется чрезвычайной вариативностью и разнообразием программ дошкольного образования. Можно отметить наиболее популярные программы, утвержденные Министерством образования РФ: «Детство», «Истоки». Анализируя их, уделим особое внимание направленности той или иной программы на вопросы национального воспитания ребенка, попытаемся, прежде всего, очертить цели и задачи, связанные с национальным воспитанием детей, и те методы их решения, которые предлагают авторы. Базисная программа развития ребенка «Истоки»(2011) В ней предусматривается знакомство детей с миром народного искусства, формирование эстетического отношения к нему. Появление раздела « Дети в музее» помогает приобщить ребенка к декоративно-прикладному искусству и формирует художественную культуру. В последнее время широкое распространение получила комплексная образовательная программа «Детство»,разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена . В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. Девиз программы: «Чувствовать–Познавать–Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках». Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении. Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре. Парциальные программы Эти программы являются добавлением к базисным программам и направлены на углубление работы по какому-нибудь направлению или разделу базисной программы. Среди парциальных программ, в которых используются средства русской традиционной культуры, можно выделить программы художественно эстетической, экологической, патриотической и краеведческой направленности. Программа «Наследие» Авторы программы – М.Ю.Новицка, Е.В.Соловьева.эта программа включает следующие разделы: « Круглый год» – знакомство детей с народным изобразительно-прикладным искусством с опорой на праздники традиционного земледельческого календаря. «Семейный круг» - приобщение детей и родителей к традиционной семейной культуре. «Святые наши имена» – освоение историко-культурного наследия России. «Круг чтения» - воспитание культуры чтения. « Музыкальное наследие» – освоение традиционной музыкальной культуры. Ведущим методическим приемом освоения содержания программы «Наследие» является эмоционально- ценностное восприятие мира людей и природы посредством загадок и игры. Программа «Я - Человек» - программа приобщения ребенка к социальному миру (автор С.А. Козлова). Цель данной программы - помочь педагогу раскрыть окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях, о разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважением к людям. Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля - наш общий дом». В целом программа направлена на последовательное введение ребенка в социальный мир, где многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, что, в свою очередь, зависит от пола ребенка, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер. Важнейшие педагогические принципы программ: - сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОУ»; - формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте; - опора на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения. Проанализировав программно-методическое обеспечение по патриотическому воспитанию дошкольников на современном этапе, мы видим, что задачи патриотического воспитания ставятся во многих образовательных программах. Предусматриваются разнообразные средства и методы патриотического воспитания детей в различных видах деятельности, определена последовательность материала для более облегченного усвоения детьми, конкретно определяется содержание патриотического воспитания по возрастным группам, все задачи решаются в комплексе. 1.4. Особенности работы ДОУ по проблеме. Исторически сложилось так, что проблемы культурного воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование систем государственной власти и настаёт время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времён Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Однако сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества. Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуры. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка. Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее: -создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры ; -привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; -создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми; -установление сотрудничества с другими учреждениями. Проанализировав уровни ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа мы пришли к выводу, что большинство детей имеют не достаточно высокий уровень. Исходя из вышесказанного нами были выбраны следующие приоритеты: 1.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. 2.Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. 3.Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. 4.Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Наше ДОУ работает по образовательной программе «Истоки», которая предполагает этнокультурное воспитание детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры через рисование, музыку, детскую литературу, родной язык. В связи с этим большое внимание мы уделяем произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладным искусствам народов России. Но этого недостаточно. Поэтому мы начали использовать в своей работе парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева), целью которой является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Данная парциальная программа была утверждена для использования педагогическим советом ДОУ. Была приобретена вся необходимая литература. Имея в своём распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к народной культуре, базу основных методов и приёмов, мы разработали собственные варианты, выбрали нужные средства обучения и воспитания, скорректировали, подстроили их в соответствии с возможностями своего дошкольного образовательного учреждения. Мониторинг эффективности работы ДОУ по направлениям этнокультурного образования проводим в процессе обследования воспитанников, их родителей. Для этого была разработана специальная таблица, в которой мы отразили направления мониторинга. Целью мониторинга детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ, касающихся: - уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре; - потребности использовать данные знания и умения на практике; -уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки. Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей к народной культуре развития праздников подтверждает, что без специальной работы соответствующие умения не формируются или отличаются поверхностью. Это доказывает необходимость разработки методики по формированию социально-культурной и художественной компетенции детей в области народной культуры и включая её в целостный процесс воспитания и обучения детей. Мониторинг среди родителей проводим с помощью анкет в начале и конце учебного года. Родители заполняют анкету в присутствии воспитателя и могут получить от него необходимую консультацию. Результаты анкетирования показали, что многие родители считают важным приобщать детей к национальной культуре, но некоторые не знают, как это сделать, так как нет специализированной литературы, а другая часть родителей считает, что их дети «ещё» маленькие для получения таких знаний. Большинство родителей убеждены в том, что основную работу по приобщению детей к национальной культуре должен вести детский сад, а родители - только помогать в этом. Однако было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. На педсовете было решено выделить в детском саду небольшое помещение и оборудовать его в виде комнаты в русской избе, где будут размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, самовар, прихватки, чугун и т.д. Начались их поиски, в которых участвовали не только сотрудники детского сада, но и родители воспитанников. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали повсюду. Почерпнув сведения из самых разных источников, сотрудники детского сада постарались воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку русской избы (стол, лавки, печь, полати, рукомойник, люльку и др.). Однако основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Печь сделали из коробок, внешне имеющей натуральный облик. На полках и красном уголке настоящие, вышитые и связанные крючком рушники и подзоры. После того как убранство «избы» было завершено, перед нами встала не мене сложная проблема – методическая организация работы. Приглашали на занятия бабушек. Постепенно была осознана необходимость «одушевления избы» и было решено «назначить» Хозяйку избы. Перед Хозяйкой была поставлена задача более глубокого овладения особенностями народной речи, национальных обычаев и традиций, народного искусства. Так как одна из воспитательниц не первый год занималась этой проблемой и была основным организатором русской избы, ей и предложили роль Хозяйки. Для более результативной работы по данной проблеме мне пришлось заняться самообразованием, т.е. углубленным изучением данного раздела программы. Кроме этого, мы составили перспективный план работы с детьми всех возрастных групп и родителями на год. В работе появилась система, улучшились знания детей и родителей. Но нарушилась целостность образовательного процесса в ДОУ: последовательности и комплексности (одновременности и взаимосвязанности) изучения детьми разных разделов базовой программы воспитания и обучения, принятой в ДОУ. В начале учебного года провели семинар для детей и родителей по конструированию позитивных детско-родительских отношений в семье: «Игровая кукла: делаем вместе» Современному ребёнку нужна народная кукла. Основным является то, что (под руководством родителей) её мастерит – кукла становится родной и дорогой. Она способствует конструированию позитивного Образа мира и себя в нём, прогнозированию положительного Образа будущего, развитию творческих способностей детей и взрослых. В феврале провели вечер-развлечение (досуг) для воспитанников старшего возраста на тему: «Русские богатыри». Часто занятия проходят в мини музее «Русская изба». Многие занятия проводим по русским народным сказкам. Часть из них заканчиваются чаепитие у самовара. Один раз в месяц «хозяйка избы» и дети отмечают здесь именины детей, приходящиеся на этот месяц. Во время чаепития дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами» и пр. Чаепитие из самовара – это не просто обычная трапеза, а особый ритуал, объединяющий за неспешным разговором доброжелательных друг к другу людей. При этом дети распределяют роли между собой: «гости» наряжаются, «хозяева» готовят и приглашают к столу. Гостей встречаем, как и полагалось на Руси, хлебом-солью. Используем не только современные, но и старинные выражения: «Извольте откушать», «Отведайте печенья». Такое чаепитие даёт возможность расширить знания о традициях русской кухни. Прощание с гостями всегда сопровождается благопожеланиями, благодарностью: «Спасибо за приятный вечер», «Спасибо за хлеб-соль». Дети любят «Русскую избу», с удовольствием занимаются в ней, готовят угощение для кукол, выращивают рассаду для огорода, отдыхают на посиделках и т.д. А в избе-то настоящий сундук с крестьянской одеждой, подвесная люлька, полка с кухонной утварью и пр. Сколько радости доставляет детям душевный разговор или чтение сказки у печки, в которой мерцает «огонёк»! С каким трепетом наблюдают они за тем, как с печи свесил ноги Ванюшка, а на приступке грустит Маланьюшка! А ещё за печкой живёт домовёнок Кузя. Каждому находится занятие по душе и в рукодельном уголке: ведь там есть настоящее донце с куделью и веретеном, корзинка с клубками ниток, подлинная прялка. А какая изба без красного уголка! Дополняет интерьер «Русской избы» шторы из ситца вышитые крестиком, лоскутное одеяло, вышитые гладью и крестом полотенца, салфетки, домотканые половики вязанные крючком. Встречает и провожает гостей хозяйка или кукла, одетая в русский народный костюм. Не удивительно, что «Русская изба» стала комнатой психологической разгрузки не только для детей, но и для взрослых. Но самое главное – в ней проводятся развивающие занятия с детьми. В их содержании активно использую предметы русского национального быта, но и сохранять преемственность этических и эстетических ценностей русского народа. Мы считаем, что предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мёртвую комбинацию» различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребёнка в активной и разноплановой деятельности. Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому наша деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, чтение книг и др.. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность. Об этом свидетельствуют вопросы, которые дети задают: «Почему?», «Для чего?», «Как надо?». Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Мы постоянно что-то обновляем и пополняем. Для педагогов ДОУ был проведён ряд семинаров и семинаров-практикумов по темам: «Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре», «Формирование преемственности между поколениями и национальной самоидентификации детей», «Формирование образа Родины». С родителями группы провели такие мероприятия: -вечера встреч, на которые приглашала мам, пап, бабушек и дедушек, где они рассказывали о своём детстве, о своих родителях, предках, о защите Родины в Великую Отечественную войну, о службе в Армии (Советской, Российской); -занятия в кружках народного промысла (вышивка, макраме, вязание и пр.); -досуговые вечера с родителями детей, включающие знакомство с обрядами и традициями своего народа. Важным моментом в формировании традиций стало совместное проведение русских народных праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Пасха, Рождество. На таких мероприятиях дети видят своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском костюме или папу, поющего старинные песни. Дети рады таким праздником, т.к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания. После таких мероприятий мы проводим открытые занятия с детьми, когда родители с удивлением обнаруживают для себя, как они значимы для своих детей и дороги им. Очень увлечённо прошли такие открытые занятие для родителей на темы: «Мастера своего дела», «Чем богаты, тем и рады». Одним из условий успешной работы является создание предметной развивающей среды игрового пространства. В решении данного вопроса помогла работа кружка «Рукодельница», который мы создали для детей и взрослых. Этот кружок создан на основе общих интересов воспитателей и родителей воспитанников. Здесь мы вместе осваиваем технику народных ремёсел или просто знакомимся со многими из них, обмениваемся опытом. Проводим конкурсы на лучшую народную куклу, на лучшее семейное блюдо, на лучшую глиняную игрушку, работы помещаем в уголке «Очумелые ручки». В год семьи провели совместный досуг «Семья – семь я!», где родители поделились своими семейными традициями, рассказали смешные случаи из своей жизни или своих близких, угощали своими фирменными блюдами, демонстрировали свои «родословные деревья». Родители продолжают сбор краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка краеведения. Продолжая просвещение родителей провели в предыдущем учебном году семенары-практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края». Подготовили консультации на темы: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю», «Отечественные памятники культуры в нравственных основах воспитания», «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «О мудрости народной педагогики». Проводим вечера вопросов и ответов «Как помочь ребёнку найти дело, в котором он нравиться самому себе». «Игры нашего детства» - где мамы, папы, бабушки и дедушки делятся своим опытом. Игра «Что? Где? Когда?» (кто лучше знает родной край) была проведена между детьми и родителями (с вручением призов и дипломов, изготовленных на занятиях по ручному труду. Ежеквартально проводим дни открытых дверей , знакомя и детей, и родителей с народным календарём, где каждый день чем-то значим. Мы знакомим с тем, чем тогда занимались наши предки, какие примечали события в природе и т.д. Цикл занятий познавательного характера не ограничивается знакомством с русской избой. Народные исторические идеалы и духовные устремления можно и нужно изучать через знакомство детей с памятниками народной архитектуры и культовым зодчеством, которые неслучайно называют деревянной или каменой «книгой», где «записана» народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая «книга», - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь Родину. Поэтому, например, после цикла занятий «Из истории России» мы предложили родителям рассмотреть вместе с ребёнком картины и иллюстрации к книгам с изображением Кремля, Успенского собора, Собор Василия Блаженного, памятник Минина и Пожарского, посмотреть видеофильмы про усадьбы Останкино, Кусково, Царицыно и др., прочитать детям произведения о Москве. В «Программе приобщения детей к истокам русской народной культуры» в связи с необходимостью введения в занятия эстетического цикла предметов декоративно-прикладного искусства (Городец, Хохлома и др.) традиционное убранство русской избы мы дополнили размещением на полках разнообразных произведений этих художественных промыслов. Именно в такой обстановке нам легче знакомить детей с народными промыслами всей России. Здесь же мы сделали подборку иллюстраций, книг, картин, представляющих предметы старинного быта, русский народный костюм, проводим занятия по знакомству с основами декоративно-прикладного творчества. Занятия художественно-эстетического цикла являются ознакомительными для детей с разными видами народного искусства в процессе использования средств изобразительной деятельности. Особенностью проведения таких занятий является то, что занятия познавательного цикла с помощью метода проектов связанных с изобразительной деятельностью детей, лепкой, ручным трудом. В ходе их проведения мною использовались разработки Т.С. Комаровой «Народное искусство в воспитании детей»,под ред. Е.Г. Ковальской «Художественное воспитание в детском саду», О.С. Скоролуповой «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», серию альбомов «Декоративно-прикладного искусства – детям» и др. Содержание работы в течение года по художественно-эстетическому направлению отражается в перспективном плане. В процессе обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации используем разные приёмы: приём создания игровой ситуации в начале занятия, приём пошаговой ориентировки, приём сравнения, приём акцентрирования, приём моделирования, приём комментирования действий детей в речи. В процессе использования перечисленных приёмов устанавливаю взаимосвязь между видами изобразительной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией. Например, сначала дети лепят дымковскую лошадку, затем на рисовании расписывают силуэт-заготовку лошадки. При обучении детей декоративному рисованию ставим задачу не подготавливать будущих мастеров росписи, а приобщать детей к народному искусству. При расписывании вылепленных лошадок, птиц, барышень и т.д. дети усваивают некоторые навыки, учатся составлять узор, почувствовав при этом радость творчества. После каждого цикла занятий по одному из видов искусства проводим итоговое занятие, на котором дети составляют узор в стиле данной росписи, но выбирают сами её элементы, цвет, композицию, форму бумаги, силуэты-заготовки из бумаги, из папье-маше и др. Кроме занятий по знакомству с декоративно-прикладным творчеством и народными ремёслами, в процессе художественно-эстетического воспитания дошкольников предусмотрели формирование специальных условий для перевода представлений детей о культурном наследии и природе малой Родины, родном доме и семье на уровне практической деятельности детей: предметной и предметно-игровой, изобразительной, экспериментальной. Для этого мы «состыковали» темы занятий познавательного и художественного цикла и продумали преемственность содержания, а также используемых методов и методических приёмов. В качестве таких стержневых тем выступают «характер русского народа» и «образы родной природы в народном творчестве и творчестве русских художников», «государственная символика родной страны» и др. Также в работе с детьми используем народные музыкальные инструменты (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.). Характерные для русской народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Поэтому на музыкальных занятиях вместе с музыкальным руководителем приучаем детей слушать русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Воспитанники водят хороводы под эту музыку, выполняют танцевальные движения, играют на народных музыкальных инструментах. Вместе с музыкальным руководителем провели интересное тематическое занятие на тему: «Колокольные звоны России». Дети были очень увлечены. Система освоения материала стала более стройной, когда музыкальный руководитель соответственно ведущей теме месяца стал включать в содержание занятий работу с произведениями народной словесности и музыкального фольклора. Одним из главных жанров устного народного творчества является песня. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Поэтому и ныне в детском саду и семье,возможно самое разное использование песни – от её разучивания и исполнения до анализа содержания музыки и настроения. Эти песни теперь звучат не только в детском саду, но и в семье, особенно на традиционных семейных праздниках. Также используем народные танцы, хороводы, игры с песнями. Во второй половине дня часто организуем «посиделки», на которых разучиваем с детьми народные игры с песнями, учим детей изготавливать элементы народных костюмов: кокошники, бусы, праздничную атрибутику и др.. Так, разучив зимние святочные песни и игры, дети, нарядившись в костюмы, шли по группам детского сада и поздравляли всех с Рождеством и Новым годом по старому стилю. Все жанры, формы и элементы фольклора мы используем при проведении досугов и праздников. Праздники проводим в форме затейничества, концерта самодеятельности, театрализованного представления и на основе народных праздников. При этом важно создать в группе радостную атмосферу. Помещение группы украшаем все вместе (дети, родители, сотрудники). Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные с содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника (украшение ёлки, крашенье яиц, раскрашивание глиняных поделок, прослушивание духовной музыки, организация танцев, хороводов и пр.) Почти каждый народный праздник превращаем в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и приглашённые взрослые. Такое проведение праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства. Применение физкультурно-оздоровительных занятий и досугов с использованием фольклорных элементов и народных подвижных игр очень эффективно в работе с дошкольниками. Используем следующие типы физкультурных занятий с использованием разных видов народного творчества: -двигательно-творческие, основанные на использовании потешек, загадок и сказок; -сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Очень интересно прошли такие занятия как «Путешествие с Лесовичком», «Праздник Весны», «Ярмарка», «Идём в сказку»; -музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных инструментальных мелодий. Это занятия на темы: «Русские узоры», «Осенины» и т.д.; -игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу», «Богатырская наша сила», «Скоморошьи забавы» и т.д.; -познавательные занятия из серии «Забочусь о своём здоровье» с использованием элементов фольклора. На таких занятиях я формирую элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомлю их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни; -интегрированные физкультурные занятия. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания. Анализируя проделанную работу за последние годы, мы поняли, что на современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём. В опытах наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы. Изучая литературу по данной проблеме, мы обнаружили статью, которая называлась «До десятого колена». В ней автор, Л. Осипова, рассказывает о детях младшего школьного возраста, которые вместе с родителями составляют своё семейное «родовое дерево». В процессе поиска своих «корней» дети и родители, бабушки и дедушки становятся духовно ближе друг к другу. Воспитатели начали проводить такую работу и с семьями своих дошкольников в «год семьи». Не только дети, но и родители с удовольствием узнают о своих предках, а потом рассказывают о них на вечерах досуга в детском саду. Чтобы установить связь между поколениями в семье, даём детям задание узнать у родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они любили играть в детстве, какими пользовались считалками, игрушками. Лишь сумев пробудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, в которой воспитывается ребёнок, можно начинать работу по формированию традиционной культуры семьи в процессе взаимодействия родителей и педагогов ДОУ. Организуя работу по приобщению детей к истории Отечества, мы вовсе не ставили перед собой цель систематического освоения ими курса истории – у них ещё будет время для этого в школе. Важно воспитать интерес к прошлому своего народа, любовь к родной истории. Мы глубоко убеждены, что любить Родину – значит знать её историю. Проводимая нами работа находит отклик у детей и их родителей. Дети научились слушать друг друга, помогать, делиться своими умениями, дарить подарки, сделанные своими руками. Мамы стали замечать, что их дети стали более усидчивыми и внимательными как к ним, так и к бабушкам и дедушкам (более терпимы). Появились у детей и сравнительные характеристики работ, дети учатся давать оценку своим работам и работам других. Мы рады, что они стали больше заботиться друг о друге, уступать друг другу и помогать. Почти все наши выпускники, ежегодно уходя из детского сада, посещают школу искусств, где в какой-то мере продолжается начатая нами работа. Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение культурой русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём. Выводы Специфика воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлена основными приобретениями ребенка и дидактической направленностью процесса взаимодействия со взрослым. Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности по схеме нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество. В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций. В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции. Главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие: - взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы); - определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством. - совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности; - использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи). У детей заметно обогатился словарь - они знают и стараются применять народные словосочетания такие как: красна девица, добрый молодец, молодецкий конь, трава мурава. Они стали добрее, отзывчивее к окружающим их людям и к природе. Дети знают много сказок, потешек, загадок, игр, считалок, закличек, приговорок. Хорошо разбираются в народном юморе (дразнилки, стихи – перевертыши, небылицы, частушки). У детей стала богаче фантазия, они стали более наблюдательными. Наблюдая за явлениями природы, они пытаются делать свои выводы в соответствии с народными приметами. Дети стали более бережливыми и рукодельными. Им нравится мастерить из бросового материала и не только из него. Делать всевозможные поделки по мотивам народных промыслов. Стали разбираться в народных календарных праздниках, понимать, почему данный праздник проходит именно в это время года, а не в другое. Несмотря на обнадеживающие результаты, работа требует продолжения. Список литературы 1. 1.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом истраной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011 2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. 3. 3.Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004 4. 4.Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005 5. Козлова С.А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная пресса ,2005 6. 6.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие.-М: Издательский центр «Академия»1998 7. 7.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005 8. Комарова Т.С., М.Б.Зацепина Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада.Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М.: Мозаика-Синтез, 2010 9. Маханева М.Д.Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.-2005 10. Новицкая М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду 11. Линка-Пресс – М. 2003 12. Ожегов С.И. Толковый словарь 13. Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Оверчук Т.И. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007 14. Педагогический словарь: учебное пособие/ [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А.Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой.- М.:Издательский Центр « Академия», 2008 15. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания// Дошкольное воспитание.-2003. №6,с.45-49 16. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 17. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям издательство: Радяньска школа. 1988 С.215 18. Ушинский К.Д.Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974.с.160.т.2 19. Этнокультурное (национальное образование в Москве. Выпуск 10, серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания в Москве» Центр 20. « Школьная книга» ,2002 21. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2012 22. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: «ТЦ» «Сфера», 1999. - 128с. 23. Праздник в детском саду (спортивные, сезонные и тематические праздники, вечера-развлечения, муз.- сюжетные игры) /авт.-сост. Г.А. Лапшина. – з-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2013. - 238 с. 24. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: ВАКО, 2007.-288с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). 25. Аксенова З.Ф «Традиционные праздники и развлечения в детском саду: Сценарии.- М.: ТЦ СФЕРА, 2003.-128с. (Серия «Вмести с детьми) 26. « Мир праздников для дошкольников: 27. Сценарии мероприятий /Авт.- сост. Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова - М.:5 за знания, 2006. – 192с – (Методич. библ –ка) 28. «Праздником малыши!» Лучшие сценарии для детского сада / Е.В. Соколова, Нянковская Н.Н. худож. Н.В Павлычева, Л.И Левина. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ 2008 - 128 с.: - (Детский сад: день за днем). 29. « А у наших у ворот развеселый хоровод»: Народные праздники, игры и развлечение / художник В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К`: Академия Холдинг, 2001.- 224с.: ил. – (Детский сад: день за днем). 30. «Сказка приходит на праздник: театрализованные праздники в детском саду: кн. для муз. рук. и воспитателя детского сада» / Р.Ю Киркос, И.А. Постоева. – 2-е изд – М.: Просвещение, 2007. – 176с.: ил. 31. Л.А. Владимировская «От осени до лета» (детям о природе и временах года в стихах, пословицах загадках, народных обычаях и поверьях) «Учитель» 2004 г. 32. Н.А. Пшеницына «Времена года» «Гуманитарный издательский центр г. Владивосток» 2004 г. 33. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова 34. «Осенние праздники, игры и забавы для детей» ТЦ «Сфера» 1999 г. • «Зимние праздники» 1999 г. • «Весенние праздники» 1998 г. • «Летние праздники» 1998 г. 35. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников «Детство-пресс» 1999 г. 36. «Дошкольное воспитание» 37. 1993 год №№ 9,10,11 38. 1994 год №№ 1,2,3,6,7,8

 

Комментарии

Черневская Елена Анатольевна

Очень интересная, и актуальная тема. Спасибо автору!