ОВЗ. Оргaнизационные формы помощи родителям

Котовщикова Елена Александровна
Ребенок рaстет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитaтельная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на рaзвитие ребенка. Зaдачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются: – профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка; – профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома; – оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем; – выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития; – подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития. При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка. Для проведения консультативно – просветительской и профилактической рaботы педагогом используются следующие организационные формы: индивидуальнoе кoнсультирование по обращениям, по итогам обследования; обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений); этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»). В зависимости от цели, консультирование проводится в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование. Задача первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу. Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них). Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми. Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе. Содержание работы с родителями предлагаем планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка: «Школа здоровья», «Игра – это серьезно», «Научите меня говорить правильно», «Родительский университет», «Мастерская добрых дел; ручная умелость», обязательная подготовка наглядного материала и его использование в работе. Перспективное планирование работы с родителями Сентябрь 1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования. № Тема Форма работы 1 «Школа здоровья Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома» 2 «Игра – это серьезно» Консультация: «Почему ребенку нужна игра?» 3 «Научите меня говорить правильно» Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) 4 «Родительский университет» Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» 5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени») 6 Наглядность «Уголок для родителей»: – оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»; – оформление папки «Артикуляционная гимнастика»; – оформление уголка «Мелкая моторика» Октябрь № Тема Форма работы 1 «Школа здоровья Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья» 2 «Игра – это серьезно» Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?» «Научите меня говорить правильно» Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата) 4 «Родительский университет» Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка» 5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы 6 Наглядность – дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»; – оформление папки «Речевое дыхание»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» Ноябрь № Тема Форма работы 1 «Школа здоровья Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви» 2 «Игра – это серьезно» Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком» 3 «Научите меня говорить правильно» Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания» 4 «Родительский университет» Консультация: «Познание окружающего вместе с малышом» 5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей» 6 Наглядность – оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»; – дополнение в папку «Речевое дыхание»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» 2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы. Декабрь № Тема Форма работы 1 «Школа здоровья Беседа: «Немного о режиме» 2 «Игра – это серьезно» Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр; 3 «Научите меня говорить правильно» Консультация: «Азбука общения с малышом» обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем» 4 «Родительский университет» Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность» 5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году) 6 Наглядность – Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка» – оформление стенда «Зимушка – зима» – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» Январь № Тема Форма работы 1 «Школа здоровья Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба» 2 «Игра – это серьезно» Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком» 3 «Научите меня говорить правильно» Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей 4 «Родительский университет» Практикум: «По дороге к знаниям – решение педагогических ситуаций» (по дороге в детский сад и обратно, прогулка в магазин) 5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Практическая работа: «Кормушка своими руками» (дома с папой) 6 Наглядность – оформление ширмы «Игры для здоровья»; – дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» Февраль № Тема Форма работы 1 «Школа здоровья Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким» 2 «Игра – это серьезно» Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики» 3 «Научите меня говорить правильно» Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение) 4 «Родительский университет» Беседа: «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Консультация – практикум: «Развитие эмоций через творческую деятельность» 5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Практическая работа: «Печенье для папы» (в технике «мукасольки») 6 Наглядность – изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»; – дополнение в папку «Игры для здоровья»; – оформление фотовыставки «Мой папа – солдат» – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» 3. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы. Март № Тема Форма работы 1 «Школа здоровья Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья» 2 «Игра – это серьезно» Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные» 3 «Научите меня говорить правильно» Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом 4 «Родительский университет» Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей» 5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы) 6 Наглядность – оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные» – оформление стенда «Весна» – обновление папки «Составляющие здоровья»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» Апрель № Тема Форма работы 1 «Школа здоровья Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье» 2 «Игра – это серьезно» Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи» 3 «Научите меня говорить правильно» Консультация: «Взрослые и дети» 4 «Родительский университет» Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания) 5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» «Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги 6 Наглядность – выставка детских книг, дидактических пособий, игр; – дополнение в папку «Все о здоровье»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» Май № Тема Форма работы 1 «Школа здоровья «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей) 2 «Игра – это серьезно» Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры) 3 «Научите меня говорить правильно» «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей) 4 «Родительский университет» «Безопасность наших детей» - система работы по ОБЖ 5 «Мастерская добрых дел; ручная умелость» Семейный кукольный театр: «Три медведя» 6 Наглядность – оформление стенда «Здравствуй, лето!»; – дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»; – обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры); – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» –задания на лето – выставка детских работ 4. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.