«План - конспект НОД с детьми средней группы по речевому развитию

Куклова Наталья Николаевна

Тема: «Кто живет на дне морском?»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

  1. Формировать умение правильно подбирать слова определения.

     («Речевое развитие»)

  1. Учить отгадывать загадки, определять и лексически правильно называть морских жителей: морские обитатели, морская черепаха, морской еж, морская звезда, осьминог, акула, дельфин, морской конек, водоросли и т.д.

(«Речевое развитие»)

  1. Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между. («Речевое развитие»)
  2. Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении, вызвать желание у детей активно изучать подводный мир. («Познавательное развитие»)
  3. Закреплять навыки при работе с клеем и красками.

(«Художественно-эстетическое развитие»)

  1. Развивать у детей умение координировать речь с движениями, верно распределяя дыхание во время движения. («Физическое развитие»)

Методы и приемы:

- практические: физминутка, пальчиковая игра, путешествие, подвижная игра, аппликация.

- наглядные: рассматривание, показ.

- словесные: рассказывание, загадывание загадок, вопросы к детям, уточнение, поощрение.

Материалы и оборудование:

Презентация «Обитатели подводного царства», телевизор, ноутбук, мольберт, картинки с изображением морских животных, аудиозапись с шумом моря, магнитофон, панно-основа для коллективной работы по аппликации на тему морского дна, фломастеры, краски, кисти, подставки для кисточек, клей-карандаш, салфетки, заготовки фигурок морских жителей.

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Подвижная игра «Море волнуется - раз», двигательные паузы,

Физминутка «Рыбка рыбке говорила», пальчиковая гимнастика «Морской еж».

Игровая

Игровые ситуации.

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций.

Коммуникативная

Беседы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы.

Музыкальная

Слушание.

Изобразительная

Аппликация, рисование.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Организационный момент:

«Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.                      

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать»

Речевая разминка «Вот наши детки»

«Вот наши ладошки -хлоп-хлоп-хлоп.

Вот наши ножки – топ-топ-топ.

Вот наши щечки – плюх-плюх-плюх.

Вот наши губки – чмок-чмок-чмок.

 

 

Вот наши зубки – щелк-щелк-щелк.

 

А вот и сами детки - вот-вот-вот!»

Стук в дверь.

- Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо, давайте прочтем:

«В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. Что это?»

 

 - Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в царство подводного мира. 

В этом нам помогут волшебные слова:

«Быстро, быстро кружимся,

С волшебством подружимся,

Хлопнули в ладоши и остановились,

На берегу теплого моря все мы очутились».

-Вот мы и на берегу моря. Давайте посмотрим, что здесь интересного. Но что-то странная здесь тишина? А это что за коробка? (читаю):

«Мы - жители волшебного подводного царства. Просим о помощи. Нас заколдовала морская ведьма, и теперь нас никто не видит. Волшебные чары можно расколдовать, выполнив задания»

- Ребята, поможем жителям

подводного царства?

Для этого нам нужно отправиться на морское дно, в волшебное путешествие по морскому царству!

Давайте сядем поудобнее, закроем глазки и послушаем звуки природы.

- Закройте глаза, покачаемся на волнах, как хорошо, приятно….

Аудиозапись - (шум моря)

- На что похожи эти звуки, которые вы слышите?

Воспитатель: Совершенно верно! Это шум моря.

- Вот мы и на морском дне.  

Вы готовы выполнять задания, чтобы помочь морским обитателям?

- Вот первое задание: - Каким бывает море?

- Как вы думаете, море - это только вода, только песок, только камни? Или кто-то живет в морской пучине?

 Об этом вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

- А теперь отгадайте загадки о морских обитателях: 

1. «Через море-океан плывет огромный великан.

И с судна видит капитан: на великане бьет фонтан».

- О  ком эта загадка? На экране появляется изображение кита.

 

- Кит - это самое большое животное в мире. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо-юдо».

- Как называют кита в сказках?

2. «Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его дружок: рыбок друг - … (морской конек)»

 

Морской конек - небольшая рыбка. Он напоминает фигурку коня. – На кого похожа эта рыбка?

- Расскажите про него.

3. «Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, вот и весь я - (осьминог)»

 

- Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.

4. «Гроза всей живности морей, не знаем мы зубов острей.

Ее боится даже кит, а безопасна -

если спит. Потрогать можно, раз заснула. Кто эта рыбина?»

 

- Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Акулы охотятся на всех, даже на китов.

5. - Дети, кто еще живет в море? (Черепаха)

 

Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно.

- Как передвигается черепаха по земле? Как в воде?

6. «Глубоко на дне она, словно на небе видна,

Но не светит и не греет, потому, что не умеет».

 

Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками.

- Кого еще мы не назвали? (медуза, дельфин, краб и др.)

        

- Как мы можем назвать всех этих животных вместе?

Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут-обитают. Они обитают в море. Значит, они морские обитатели.

- Молодцы, с этим заданием справились.  

Физминутка «Рыбка рыбке

говорила»

 

«Рыбка рыбке говорила.

Плавничками шевелила:

«Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка».

- Молодцы! А впереди у нас новые приключения. Наше путешествие продолжается.

- Ребята, вот здесь у нас на плакате изображено морское дно. Давайте поселим сюда морских обитателей -   чтобы в нашем подводном мире жили самые разные животные и рыбы.

-А вы знаете, кто еще живет на дне морском? 

 

Водоросли - это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой, создают уютные места обитания для рыб и животных морей. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели морей и океанов. Морские водоросли - это также основной источник пищи для них.

- А какие здесь красивые кораллы. На что они похожи?

 

- Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите: «Где у нас находится морской конек?

- Где находится морская звезда? 

- Где же спрятался осьминог?  

- Скажите, где у нас на картинке дельфин?  

- Молодцы! А где же живут все наши животные и рыбы?  (Использую индивидуальные и хоровые ответы детей)

Упражнение «Морской еж»

с использованием тренажера

Су –Джок.

«Катится колючий ежик

Нет ни головы, ни ножек,

Он по пальчикам бежит

И, пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да-да-да.

Уходи, колючий еж

В океан, где ты живешь»

 

Рефлексия.

- Мы сегодня так много узнали. Вам понравилось? Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много красивых рыб! Но нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

«Мы вокруг себя покружимся,

С волшебством подружимся,

Раз, два, три в детский сад,

Всех нас верни!»

- Вот мы с вами и в детском саду.

 Итог:

- Давайте вспомним, где мы с вами были сегодня?

- Кого мы там встретили? Что больше всего вам понравилось?

- Какие вы молодцы, столько нового узнали о морских обитателях, и посмотрите, какая красивая картина у нас получилась! Мы повесим ее в наш уголок и будем рассматривать, чтобы не забыть, кто же живет на дне морском.

 

Дети стоят в кругу вокруг воспитателя, берутся за руки и произносят слова приветствия.

 

 

 

 

Дети хлопают в ладоши.

Дети топают ногами.

Дети хлопают по щечкам.

Дети вытягивают губы трубочкой и произносят слова «чмок-чмок-чмок»

Дети щелкают языком по нёбу.

 Дети гладят себя по голове.

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку по желанию.

Смотрят на экран телевизора.

 

 

 

 

 

 

 

Стоят в кругу на паласе и произносят волшебные слова вместе с воспитателем.

 

Осматриваются вокруг, находят коробочку, а в ней записку и отдают ее воспитателю.

 

 

 

 

 

 

 

Дети соглашаются.

 

 

 

Дети рассаживаются на паласе, закрывают глаза и, покачиваясь в такт музыки, слушают аудиозапись шума моря.

Участвуют в беседе с воспитателем.  

 

 

 

Дети садятся на стулья, расставленные полукругом и участвуют в произвольной беседе с воспитателем.

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок, отгадавший загадку, выбирает и выставляет на мольберте карточку с изображением кита.

Слушают рассказ воспитателя о ките, рассматривая карточку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок, отгадавший загадку, выбирает выставляет на мольберте карточку с изображением морского конька. Другой ребенок рассказывает о внешнем виде рыбки, смотря на экран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок, отгадавший загадку, выставляет на мольберте карточку с изображением осьминога.

Слушают рассказ воспитателя об осьминоге, рассматривая карточку.

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок, отгадавший загадку, выставляет на мольберте карточку с изображением акулы.

Слушают рассказ воспитателя об акуле, рассматривая карточку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети находят изображение черепахи и выставляют на мольберте карточку с изображением черепахи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок, отгадавший загадку, выставляет на мольберте карточку с изображением морской звезды.

Слушают рассказ воспитателя о морской звезде, рассматривая карточку.

 

 

 

 

 

 

Находят карточки и по очереди рассказывают об этих животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выходят на палас и выполняют движения в соответствии с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети подходят к столам, рассматривают плакат с изображением морского дна, выбирают морского обитателя, рассказывают -кого они выбрали и приклеивают его.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают рассказ воспитателя о растениях, приклеивают или дорисовывают их фломастерами, красками.

 

 

 

 

 

На деревья, на цветы, кустарники.

 

 

 

 

 

 

 

Между медузой и морской черепахой.

На дне.

Под камнем.

Над морем.

 

В подводном мире, в море.

 

 

 

 

 

 

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом на паласе.

Берут в руки тренажеры

Су-Джок (маленькие колючие шарики) и катая его между ладошками, произносят слова стихотворения.

 

 

 

 

 

 

Подходят к воспитателю.

 

 

 

 

Произносят, кружась вокруг себя волшебные слова.

 

 

 

 

Участвуют в беседе с воспитателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четко и внятно произносят слова разминки, выполняя движения по тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоционально и выразительно произносят слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбирают эпитеты к услышанным звукам:

звуки моря, плеск волны, прибой, шум волны и

т. д.

 

 

 

 

 

Правильно подбирают слова-определения: тихое, теплое, спокойное, холодное, прозрачное, штормовое, бурлящее…

 

 

 

 

 

 

Верно отгадывают загадки, определяют и лексически правильно называют морских жителей, соотнося название с карточкой: кит, морской конек, морская звезда и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описывая внешний вид рыбки, говорят без напряжения, регулируя силу голоса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют морского животного по внешнему виду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют средства передвижения животных, способ жизни и чем питаются морские обитатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Координируют речь с движениями, верно распределяют дыхание во время движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аккуратно намазывают заготовку клеем и приклеивают на выбранное место.

 

 

Используют в активной речи слова, обозначающие названия морских животных: осьминог, кит, черепаха, морской конек и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильно произносят в речи предлоги «в», «на», «под», «между».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четко произносят знакомый стихотворный текст, не сбиваясь с ритма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривают слова в движении, не сбивая дыхания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обитатели подводного царства» Подготовила: Воспитатель Куклова Наталья Николаевна

Слайд 2

Обитатели подводного царства