РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Котовщикова Елена Александровна
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Российской Федерацией 24 сентября 2008 г. подписана Конвенция о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Конвенция впервые рассматривает вопросы реализации прав инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни общества таким образом, чтобы в нем учитывались потребности и особенности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Конвенции установлено, что государства-участники признают право инвалидов на образование и принимают исчерпывающие меры для реализации этого права. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании", а также в Федеральных законах: от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении. Второе важнейшее направление деятельности по реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии, с учетом численности таких детей, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, коррекцию недостатков и реабилитацию подробно регламентирована в типовых положениях: о дошкольном образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666); об образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196); о специальном (коррекционном) образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288). Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ог­раниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других ОУ, не являющихся коррекционными (далее – ОУ общего типа). Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе учебы. Обучение и коррекция развития детей с ог­раниченными возможностями здоровья в установленном порядке может осуществляться по индивидуальному учебному плану ( ст. 50 Закона РФ "Об образовании"). Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива ОУ общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники ОУ должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. Подробнее о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами говорится в письме Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ­150/06. Ведущую роль в решении вопросов, касающихся своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания, играют психолого-медико-педагогические комиссии. Законодательную основу их деятельности составляют ст. 50 Закона РФ "Об образовании", ст. 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Минобразования России от 24.03.2009 № 95. В решении вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно важно организовать взаимодействие органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральной службы медико-социальной экспертизы. Как дети-инвалиды обеспечиваются местами в детских дошкольных учреждениях? Дети-инвалиды обеспечиваются местами в детских дошкольных учреждениях в первоочередном порядке (п. 1 ч. 6 Указа Президента Российской Федерации №1157 от 02.10.1992года «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов). За чей счет производится содержание детей-инвалидов в дошкольных учреждениях? Содержание детей-инвалидов в дошкольных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 18 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.95 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Какое образование имеет право получить ребенок -инвалид? Ребенок-инвалид имеет право на получение среднего и общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (п. 2 ст. 18 Закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.95 г. «О Социальной защите инвалидов в РФ»).