ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА.

Котовщикова Елена Александровна
На протяжении вот уже нескольких лет мы часто слышим от родителей, что дети стали совершенно другими. Кто-то сетует на современный мир информационных технологий, кто-то на раннее развитие детей, факт остается фактом, новое поколение дошкольников обладает совершенно другим набором знаний и умений. Вспомним себя в детстве. Первое, что приходит в голову – это активный образ жизни. Да, действительно, мы проводили все свободное время на улице, гоняясь за мячом или играя в догонялки, лазая по деревьям или играя в салки, любая наша игра была связана с движением. В нашем классе не было тучных детей. Дети двигались, занимались физкультурой, тогда еще все школы были оснащены хорошими спортивными залами и имели несколько инструкторов по физической культуре. Второе-это логическое мышление детей. Было огромное количество игр на логику, не те, что предлагают нам сейчас красивые учебники, нет, я говорю про, «зарницу» «ориентир на местности», «шахматы» и т.д. Тогда играли командами, это сплачивало детей, ребята не боялись общаться друг с другом, у них происходила социализация. Что же мы имеем сейчас? Мы, дети, выросшие в свободных условиях с правом на прогулку во дворе, сознательно запираем своих детей дома, не позволяем им общаться со сверстниками, ограничиваем их движение, создаем им удобную для нас среду с телевизором, компьютером, телефоном, мы сводим на нет живое общение. В силу специфики своей работы мы часто замечаем, как ведут себя молодые мамы на детских площадках. Мама как коршун оберегает своего ребенка от всевозможных опасностей: грязи (прибегая к помощи влажных салфеток), травм (ходя за ним по пятам и подставляя руки на случай падения), детей (ведь именно другие дети могут стукнуть, обидеть, отнять). Мы полностью контролируем их жизнь, не давая возможности приобрести свой опыт. Мы навязываем им ценности, которые им не нужны. Обратите внимание, что дети в детском саду очень часто приглашают друг друга в гости, обмениваются адресами, телефонами. Как же на это реагируют родители?! В большинстве случаев отрицательно! Мотивация родителей проста – лень…лень убираться, готовить, встречать. Мы разучились ходить друг другу в гости, мы, люди, которые ходили из квартиры в квартиру группами человек по 5-6 и везде нас кормили, встречали, улыбались. Казалось бы, нам был показан пример добродушия и гостеприимства, почему мы не перенесли его в нашу жизнь, в жизнь своих детей?! Многие родители понимают, что все это не совсем хорошо сказывается на развитии детей, но что делать до конца не понимают. За последнее время в нашем городе выросло огромное количество детских клубов, связано это конечно по большей мере с отсутствием детских садов. Мы постоянно интересуемся у наших родителей, что же они хотят получить в стенах нашего образовательного учреждения, ответ очень прост – возможность детям общаться, а если они делают это еще и в игре, смеясь, учась, то это только еще лучше. Но никакое умение считать до 100 в 3 года или знание таблицы умножения в 5 не поможет им так в жизни как социализация. Именно поэтому мы часто проводим беседы с родителями на тему важности друзей, семьи в жизни ребенка. Прежде всего надо формировать умение слушать, смотреть, подражать, сравнивать, различать, сопоставлять, именно это помогает ребенку действовать, говорить и т.д. Вы можете не согласиться с высказыванием, обосновывая это тем, что наличие папы, мамы и ребенка – это и является семьей, нет! Семья – это традиции, это совместные прогулки, чтение книг, совместный быт, это разговоры по душам на ночь глядя, это искренний интерес к жизни ребенка, это наставление ребенка, но не полное решение его проблем самим родителем. Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника. Взаимодействие ДОУ и семьи – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместная работа строится на принципах: добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и каждой семье. Работа начинается, когда ребёнок поступает в группу детского сада: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями, психологом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания. Возникает необходимость постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. К сожалению, родители постепенно теряют свой авторитет среди детей. Тяжелая работа, неопределенность в завтрашнем дне делает нас раздражительными, замкнутыми, мы устаем разговаривать, на помощь приходят телевизоры, интернет. Теперь не обязательно читать ребенку книжку или учить с ним цифры, можно включить телепередачу и красивая ведущая сделает это за вас, можно не ходить к бабушке домой, а пообщаться с ней по скайпу. И все чаще, и чаще дети остаются одни. Они не разговаривают друг с другом, лишь обмениваются фразами в соц. сетях или еще хуже, заменяют слова на смайлы. Если несколько лет назад это можно было отнести только к школьникам, то теперь и дошкольники умело пользуются клавиатурой и мышью и всеми прелестями интернета. Конечно, как и в любой проблеме, здесь есть и плюсы, и минусы. К безусловному плюсу можно отнести умение собирать нужную информацию, структурировать ее и использовать по целевому назначению, но минусы настолько сильны, что вся мировая общественность, все педагоги и социологи ломают голову над их решением. Мы же видим их в формировании ценности семьи. Ведь ребенок – это ее зеркало. Все, что говорит или делает маленький малыш – это точная копия слов и поступков родителей. Как же помочь малышу? 1. Проводить с ним как можно больше времени вместе. Не просматривать интернет, а прогуливаться по парку, посещать театры, выставки, обсуждать увиденное. 2. Не стесняться быть детьми самим. Играть, примерять разные роли, пользоваться авторитетом короля и проводить воспитательные беседы от его имени или от имени любого любимого персонажа. Не бояться побегать за ребенком или от него, дать почувствовать малышу, что он доставляет Вам радость и веселье. 3. Не стесняться шума, исходящего от малыша, не одергивать, не кричать, не поднимать голос при посторонних, не унижать, не принижать его достижений. 4. Не выполнять работу за ребенка, которую он может сделать сам! Все начинается с детства, с момента знакомства ребенка с ложкой, многие мамы во избежание лишней грязи докармливают детей сами, лишая их права на свой опыт, так и в жизни, чрезмерно опекая вначале, мы получаем абсолютно не приспособленных к самостоятельной жизни людей. Дети могут все делать сами, они хотят помогать, пусть вначале неуклюже, зато потом очень умело. 5. Не бояться неудач. Не ругать за драку или плохую оценку, а постараться объяснить, помочь. Ребенок испытывает намного больший стресс нежели мы, узнав о содеянном, ведь он переживает и за ситуацию в целом и за нашу реакцию. 6. Дать ребенку свободу. Свободу мыслить, поступать, выбирать. Если многие моменты в жизни были оговорены, проработаны Вами, подкреплены примером из семьи, то не надо ждать негативного варианта событий. Если хотя бы часть из выше перечисленного будет исполнена нами, не все еще потеряно. Дети имеют одно уникально качество, которому нам, взрослым, стоило бы поучиться, они всегда открыты к общению, всегда откликаются добром на добро, поэтому нам стоит только им немного помочь и первыми сделать этот важный шаг.