«Дидактические игры как средство повышения познавательной активности»

Губайдуллина Эндже Габдульбаровна

«Дидактические игры как средство

повышения познавательной активности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_kak_sredstvo.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом семинаре

«Дидактические игры как средство

повышения познавательной активности»

   Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре  дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение. Дидактические игры  предоставляют возможность развивать у детей внимание и память.

       Дидактическая игра имеет определённую структуру.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета, отрабатываются навыки орфограммы.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется в игре через игровую. Она определяет игровые действия и становится задачей самого ребёнка.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению

к играющим. Это могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды-победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения

каждого ребёнка.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элемент.

Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр (по классификации О.С. Газмана)

1. Подвижные игрыважнейшее средство физического воспитания детей. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

2. Сюжетно-ролевые игры  (иногда их называют сюжетными)  занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские.

   В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные игры.

3. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.

   В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.   

В этой классификации можно представить следующие типы игр:


  • игры по сенсорному воспитанию,

  • словесные игры,

  • игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и др.


Иногда игры соотносятся с материалом:


  • игры с дидактическими игрушками,

  • настольно-печатные игры,

  • словесные игры,


По
характеру познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам:

1.     Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

2.     Игры, требующие воспроизведения действий.

3.     Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.


По числу участников дидактические игры могут быть:

- коллективные,

- групповые,

- индивидуальные.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:


  • Игры-путешествия;

  • Игры-поручения;

  • Игры-предположения;

  • Игры-загадки;

  • Игры-беседы  (игры-диалоги).


  
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Цель игры-путешествия—усилить  впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

  
Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

  
Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др.

   Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.

   Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

  
Игры-загадки.  В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу,  обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

  
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

Игра может быть проведена на любом этапе урока.

В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их

активность. В середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения темы; в конце урока игра носит поисковый характер. На любом этапе урока игра включает разные виды деятельности детей.

^ Дидактические игры на уроках русского языка, литературы, МХК.

В своей педагогической деятельности использую разные дидактические игры.

Систематически на уроках русского языка использую
игру «Ромашка», которая проводится на этапе «актуализация знаний учащихся».

Цель игры: обобщить знания учащихся по определенной теме, выявить пробелы в знаниях. Развивать память, устную монологическую речь. Воспитывать самостоятельность при ответе на вопрос.

^ Условия игры: на доске прикреплена ромашка, на каждом лепестке с обратной стороны записан вопрос. Учащиеся отрывают лепесток, читают вопрос и отвечают на него.

На уроках литературы одной из дидактических игр является
«Кроссворд», который используется обычно на этапе «Контроль, самоконтроль знаний». Кроссворд помогает в игровой форме обобщить знания учащихся по художественному произведению. Причём одно из слов (по вертикали или горизонтали) является ключевым к идеи произведения. Кроссворд предлагается ребятам в разных видах: индивидуально, в паре, фронтально. Например, при изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», учащимся был предложен кроссворд, где слово «ДРУЖБА» является ключевым для понимания идеи произведения (умение дружить – нравственное качество человека).
  На уроках МХК при изучении тем, связанных с архитектурой или живописью использую материал с ФЦИОР
игру «Мозаика».

Цель игры: через практическое творческое задание обобщить знания учащихся по теме (восстановить архитектурное сооружение или шедевр живописи) Ребята самостоятельно выбирают количество фрагментов.

Игра развивает зрительную память, логическое мышление, повышает интерес к предмету, к искусству в целом.

Использование дидактических игр на уроках способствует быстрому, прочному усвоению учебного материала, повышает уровень культуры речи, способствует развитию творческих умений и навыков. На уроках повышается познавательная активность учащихся, значительно повышается работоспособность.


Дидактические игры позволяют «включить» всех и выявить творческие способности практически у всех детей.

В игре дети чувствуют себя свободно, непринужденно, испытывают удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнований, что повышает активность детей в процессе обучения.

Игра в большей степени способствует изучению, закреплению, повторению изучаемого материала. Часто употребляется форма игры как отдельный этап урока, в отдельных случаях весь урок проводится в форме игры, например урок-КВН, викторина, путешествие и т.д.

Игры помогают воспитывать чувство коллективизма, сопереживать, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей, оценивать свои и чужие знания, сдерживать эмоции и делать выводы. Игры учат не только приобретать знания, но и применять их в новых ситуациях; помогают развивать умения общаться, высказывать свое мнение и слушать других.

Таким образом, дидактическая игра является одним из действенных средств в формировании познавательных и коммуникативных компетенций школьника.