Развитие связной речи

Тулаева Елена Борисовна
В настоящее время проблема развитие речи детей становится всё более актуальной и значимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_vystupleni1.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Использование методов ТРИЗ для развития связной речи»

                                                                Подготовила: воспитатель

                                                           Тулаева Елена Борисовна

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой.

Дети моей группы также требует большого внимания. Я считаю, чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и передовой опыт, т. е. инновационные комбинированные методы обучения Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников. В работе с детьми я использую для развития связной речи наряду с традиционными методами технологию с элементами ТРИЗ. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.

Формируя активную речь малышей, я использую элементы ТРИЗ во всех видах деятельности. В режимных моментах, на прогулке, при умывании использую прием причинно-следственных связей, который активизирует словарь детей. Например, спрашиваю детей: «Если Эльмира Марсовна накрыла на стол, что из этого следует?» (будем обедать, «Если будем обедать, что необходимо сделать?» (помыть руки) и т. д. Прием причинно-следственных связей помогает усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом. Дети начинают активнее пользоваться речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему? », «зачем? » и т. д.

Больше всего мои дети любят играть, поэтому я использую игры ТРИЗ-технологии для развития всех сторон речи. Я заметила, что игры ТРИЗ очень интересны детям, успешно развивают их речь, логику, мышление, воображение. Играя в них, дети сами не замечают того, что учатся правильно говорить. Даже плохо говорящие дети пытаются активно и с удовольствием отвечать на вопросы.

Для проведения игр я использую игрушку – сову, героя всех игр, которая мне помогает. От лица игрушки задаю проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, не понимает, просит малышей помочь. Детское стремление общаться и помогать ей, повышает активность ребенка и заинтересованность. После подведения итогов дети расстаются с понравившейся игрушкой до следующей игры.

Использую метод «эмпатии», который основан в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то: например, мы собрались лепить, я спрашиваю детей, о чём сейчас думает пластилин? Ответы детей не затруднили себя ждать (Пластилин думает о том, что его сейчас будут согревать, лепить из него, он боится, радуется тому, что он поможет сделать много интересных поделок и так далее). Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов.

Мои дети полюбили игру "Хорошо-плохо".

Цель такой игры учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Например: Ведущий называет любой объект у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Например сова говорит: Съесть яблоко – хорошо. Почему? Дети отвечают: Потому, что оно сладкое, полезное, в нём много витаминов. Сова спрашивает: Съесть яблоко – плохо. Почему? Дети отвечают: Может сломаться зуб, много косточек, кожура жёсткая. То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему? ", "что-то плохо – почему? ". Эту игру проводим по теме «Времена года». Закрепляются полученные знания у детей. Из всех используемых мной игр ТРИЗ-технологий – эта игра самая любимая у детей. Во время свободной деятельности отрабатываю модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса… Я пытаюсь учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку. Например, показывая картинку, спрашиваю: - Что это? (огурец). - Какой огурец по цвету? (зеленый). - Что еще бывает такого же цвета? (травка, яблоко, елка, кузнечик, листок). - Послушайте, какое предложение я составила про огурец: «Огурец по цвету такой же, как елочка». Именно повторы позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее. Сначала я сама приводила примеры, чтобы дети поняли смысл игры. Первое время было сложно, но позже детям стало интересно и они стали принимать активное участие. Когда их хвалишь во время игры, они радуются своим достижениям. К концу года дети самостоятельно стали играть в эту игру, выбирая любой предмет или игрушку, которую принесли из дома.

 Во время прогулок я использую игру "Раньше-позже".

Называю какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Например: -Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

Дети: Мы одевались на прогулку.

Воспитатель: А до этого?

Дети: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…

Воспитатель: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

Дети: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы… .

На первых порах эта игра вызывала сложности, дети не могли ответить последовательно, многие говорили, что было вчера, а многие совсем отстранялись от игры, потому что боялись не правильно ответить. Но со временем, когда все поняли суть игры, стали с удовольствием участвовать в ней. Эту игру мы проводим, как на прогулках, так и во время режимных моментов.

Во время ознакомления с окружающим миром я использую игры на выявление над - системных связей. Например: "Где живет? ".Я называю предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов. На столе раскладываю картинки с изображением животных и говорю детям: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!

Дети берут картинку, где изображен медведь.

Живая и неживая системы.

Воспитатель задает вопрос: Где живет медведь?

Дети: В лесу, в зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультфильмах, в фантиках конфетных, в сказках и т. д. Когда мы играли в эту игры первый раз, ответы детей были скудными. Ответы основывались на знаниях детей. Затем я им приводила примеры, и дети со временем давали такие ответы, что не всякий взрослый так ответит. Они вспоминают, где видели медведя: в книгах, на коробках, на одежде, фантиках от конфет и т. д. А кто-то действительно начинает фантазировать. Конечно я все ответы выслушиваю, даже если они совсем нелепы. Все ответы я оцениваю положительно, выражаю похвалу словами «хорошо, молодец, интересно». Такие беседы, как правило проходят импровизированно я иду за логикой ребенка, подчиняясь ей, а не навязывая своего мнения.

Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ развивают все компоненты устной речи: у детей формируется словарь; звуковая культура речи, грамматический строй речи, происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Для достижения наилучших результатов по развитию связной речи у детей моей группы провожу работу в данном направлении и с родителями. Я считаю, что тесный контакт детского сада и семьи – необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка. По этой теме я составила план по работе с родителями для повышения их педагогической компетентности по данному вопросу. В соответствии с намеченным планом провожу консультации, индивидуальные беседы, привлекаю родителей к совместным мероприятиям с их детьми по данной теме. Хочу добавить, что я не так давно стала применять методы ТРИЗ в своей практике. Я вместе с детьми осваиваю новые методы обучения. Но даже за такой короткий срок заметна эффективность применения методики ТРИЗ в процессе развития речи детей. Они стали более раскованы, учатся аргументировать простейшие умозаключения, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Речь становится средством общения ребенка со сверстниками. А это значит, что использование технологии ТРИЗ успешно влияет на формирование активной и связной речи у детей. Поэтому начатую работу планирую продолжать и в дальнейшем.